[pic]
Животные всегда играли значительную роль в жизни нашей человека, что находит отражение в языковой картине мира.
Наряду с такими зоосемными единицами, как конь, корова, кошка, бык, козел, осел, медведь, свинья, заяц, зоосемизм «собака» относится к наиболее частотным ключевым словам в русской языковой картине мира и включает в себя весьма богатые и интересные ассоциации, применимые к характеристике человека. Особенно ярко это проявляется в фразеологии русского языка.
[pic] 1
[pic]
Основной целью нашего исследования явилось выявление ассоциаций и характеристик, отражающих особенности поведения человека, через образ собаки, на материале пословиц, поговорок и других метафорических выражений.
[pic] 1
Нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать толкования слова «собака» в основных толковых словарях русского языка;
2) методом сплошной выборки выписать и проанализировать (из словарей, материалов Интернета) пословицы и поговорки со словом «собака» для определения смысловых доминантов данного слова, отраженных во фразеологическом фонде картины мира русского народа;
3) дать характеристику метафорических выражений, отражающих особенности поведения человека через образ собаки как зверя, являющегося частью животного мира;
4) сгруппировать фразеологические единицы по наличию символических признаков, положенных в основу метафорического переноса качеств собаки на человека.
2
[pic]
[pic]
[pic] 3
[pic]
Нами выявлено, что в толковых словарях используется два слова: собака и пёс. Собака (домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты) встречается в таких выражениях, как дворовая собака, охотничья собака, дикая собака динго, служебная собака, декоративная собака, лабораторная собака, цепная собака, сторожевая собака, а также: бдительная, злая, подвижная, выносливая, спокойная, сдержанная, массивная, крупная, смелая, умная и т.п.
Об исходном значении слова пес существуют разные мнения. Одни исследователи полагают, что первоначально данное слово означало «сторож», другие считают, что животное могло быть названо по окраске «пятнистый», третьи находят связь с лексемами «скот», «домашнее животное», доказывая, что пес был первым прирученным человеком животным. Собака – животное, имеющее своего хозяина, свое место, а пес может ассоциироваться с животным бездомным, агрессивным, лохматым, в репьях.
[pic]
[pic]
[pic]
В речевом сознании носителей русского языка, прежде всего, фиксируется представление о собаке как о чрезвычайно преданном и верном, неизменном друге человека. Сюда можно отнести истинное суждение Собака человеку неизменный друг. Человек приручил и полюбил собаку за ее исключительные качества, такие как преданность, выносливость, неприхотливость, отличный слух и острое обоняние. Эти животные могут приспосабливаться к любым условиям обитания и источникам питания (всеядное животное). Все эти положительные качества собаки отражены в 1-ой группе метафорических выражений.
[pic]
В следующей группе отражен образ жизни животного – жизнь преимущественно плохая, тяжелая, но в то же время разгульная, свободная. Признаки горькой судьбы, беды актуализированы в выражении Житье хуже поповой собаки. Сферой-источником метафорического переноса является традиционный неустроенный образ жизни собаки. Пословица характеризует жизнь людей, их жалкое, убогое существование, социальную и материальную неустроенность. Сферой-источником метафорического переноса является не только образ жизни собаки в целом. Одной из центральных понятийных сфер, коррелирующих со сферой-источником традиционного образа жизни собаки, является сфера-источник «еда». Собака, пребывающая в полуголодном состоянии, нуждается в постоянном поиске пропитания. Характеристики вечно голодной, неустроенной жизни определяют смысл следующих пословиц: С голодьбы и собака со двора сбежит; Недаром и собака кость гложет; Дан собаке мосол – хоть ешь, хоть гложи, хоть вперед положи.
Сравнение как собака в сочетании с некоторыми глаголами и прилагательными фиксирует способы совершения действия, обозначая «совершенно, совсем, очень сильно» (устал как собака, голоден как собака, злой как собака, надоел как собака, гуляет как собака, ругается как собака).
[pic]
[pic]
Такие качества, как жадность, скупость, присущие человеку, актуализированы в следующих поговорках: Богат, как Крез, а живет, как пес; Как собака на сене лежит: и сама не ест и другим не дает. В данный слот можно отнести и сравнительный оборот как собака на сене. Сено (скошенная и высушенная трава для корма скота) не является основным видом пищи собаки. В силу этого, сено символизирует необязательный атрибут жизни собаки, сравните: Скряге деньги, что собаке сено. Такие качества, как жадность, прожорливость, ненасытность рассматриваются через призму того, что собака употребляет в пищу: Захотел от кошки лепешки, от собаки блинов. Блины – одно из любимых лакомств как собаки, так и человека, поэтому в следующих пословицах отражаются как признаки эмоционального состояния собаки в момент приема пищи, так и признаки жадности и прожорливости: Обрадовался, что собака блину; Надолго собаке блин. Признаки ненасытной, прожорливой натуры собаки аспектуализируются в пословице Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать. Человеческая жадность и ненасытность рассматриваются не только через призму того, что ест собака, но и того, что она пьет, например: На собаку мяса не напасешься; Не вылакает собака реки, так всю ночь стоит над рекой да лает; Собака и в море локчет, да не все же выпьет. Сытый и довольный жизнью человек сравнивается с собакой, которая, насытившись, даже перестает подавать голос: Брось псу кусок, так и не лает.
[pic]
Образ собаки является сферой-источником осмысления небольшого достатка человека, что отражается в следующих пословицах: Богат Мирошка, а животов – собака да кошка; Живет Ермошка (или Игошка): есть собака да кошка. Данные поговорки свидетельствуют о том, что в языковой картине русскоговорящих закрепилось представление о человеке, обладающем всего лишь собакой и кошкой, как об очень бедном, неимущем. Отсюда следует, что образ собаки выступает в качестве символа нищеты.
Бедные люди, образ их жизни характеризуются через сферу-источник «собака». Например, смысл пословицы Собака, не тронь бурлака, бурлак сам собака отражает то, что и бурлак – сирота, нищий человек принадлежит тому же роду и сословию, что и собака бездомная и голодная. Следующий ряд пословиц также относится к характеристике людей по званию, роду, сословию. Собака принадлежит тому миру животных, которые занимают низкое положение, например, по отношению к человеку. Невозможность выйти за пределы низкого положения, убогого существования даже при внешнем присутствии блеска, шика отражена в следующих примерах: Отсеки собаке хвост – не будет овца; Из собаки блох не выколотишь; Собака и в собольей шубе блох ищет.
[pic]
Другая сторона жизни собаки, более достойная и сытная, маркируется фразеологическими выражениями Собака достойна корму; Какова псу кормля, такова его и ловля. Признаки достатка, сытой, обеспеченной жизни отражаются в поговорках Не с работы тощает, а с жиру бесится (собака); И псу конурка, и коту печурка. Признаки обеспеченности в жизни сочетаются с проявлением некоторого недовольства в таких пословицах, как Легко псу, да несытно (или: да неулежно); Уедно псу, да неулежно.
[pic]
Часто собака была битой. Данная характеристика взаимодействует с устойчивым признаком «агрессивность», присущим собаке в отношении к человеку, которому везде и всегда причиняют обиду и боль. К пословицам, отражающим эту особенность, относятся: Была бы собака, а камень найдется; Коли быть собаке битой, то найдется и палка; Кому надо собаку ударить – тот и палку сыщет; За собакой палка не пропадет; Любить, как собака палку; На кого люди, на того и собаки. В результате грубого отношения к самому животному, у объекта, над которым совершаются подобные жестокие действия, вырабатывается склонность к покорности, послушания, угодливости. Данный факт отражен в следующих пословицах: Битому псу только плеть покажи; Битый пес догадлив стал; Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал. Через образ собаки рассматривается снисходительное отношение к человеку, на котором лежит вина за совершенный им поступок. Данные смыслы отражаются в выражениях Собака есть, да камня нет; Собака есть, да палки нет.
[pic]
Агрессивные действия животного (проявление гнева, неистовой злобы и свирепости). Собака выступает в качестве сферы-источника при характеристике поведения человека. Проявляя злость, собака способна напасть, укусить и даже загрызть свою жертву, что становится основой для характеристики способности человека выражать агрессивность и жестокость. Метафорическое соотнесение данных качеств человека и собаки сосредоточено в следующей группе пословиц: Не дразни собаку, так не укусит; Не замахивай палкой, и собака не укусит; Дразни собаку на цепи. Нужно заметить, что и собака и человек проявляют агрессивность в ответ на внешний раздражитель. Пребывание в состоянии агрессии расценивается как защитная реакция по отношению к внешнему раздражающему фактору. В силу этого данное животное использует все методы защиты: громко лает, нападает и кусает. Очевидно, что выражения, характеризующие животное с подобной точки зрения, стали применимы и для людей, проявляющих агрессивность, отчаянную злобу, грубость и жестокость. Негативный образ собаки используется для характеристики родственных связей и отношений, т.к. стереотипное представление о данном животном связано с проявлением свирепости, злости, агрессии. Родственные отношения просматриваются через призму животного мира, родственников называют собаками в силу того, что они ссорятся между собой, но в то же время живут в тесном контакте (группами). Данный факт отражен в пословице Родня: наши собаки из одного корыта лакали. Даже у очень доброго человека возникают порывы проявления гнева и агрессии, об этом свидетельствует пословица И добрый сват – собаке брат. Образ сварливого, вечно недовольного, злобно настроенного человека просматривается через метафорическую проекцию «человек – собака». Так, например, расцениваются отношения между свекровью и невесткой: Свекровь на печи, что собака на цепи. Собака является символом брани, грубых отношений между родственниками, когда родственники пребывают в состоянии постоянной озлобленности друг на друга, к примеру: Два свояка – а промеж их собака – два родственника, два близких человека, а не могут найти общий язык, всегда озлоблены друг на друга.
[pic]
Очень часто собака лает без причины, дабы «сотрясать воздух», облаивая всех прохожих подряд. Именно эти факты служат мотивировочной базой метафорического переосмысления лая собаки. В русской языковой картине мира собачий лай может ассоциироваться с клеветой, напраслиной, пустословием, ложью и сплетнями, что получило отражение в ряде пословиц. В следующих пословицах актуализируются признаки беспорядочного речевого поведения, сопряженного с пустословием, сплетнями: Собака лает, от собаки слышит; Собака лает, ветер носит; Добрый пес на ветер не лает; Вольно собаке и на небо лаять; Про это уже и собаки лают; Собака лает, а бары едут; Вольно собаке и на владыку брехать; Собаке и на свой хвост вольно брехать. Лексема «брехать», употребляемая в данных выражениях, означает «клеветать», «наговаривать», «сплетничать».
[pic]
Лай собаки может осмысливаться как открытость в выражении мыслей и отношений наряду с ассоциациями, которые восходят к противоположному образу собаки – скрытному, агрессивному существу. Следующие пословицы содержат в своем контексте предостережения, советы: Не бойся собаки брехливой – бойся молчаливой; Не той собаки бойся, что громко лает, той, что исподтишка хватает; Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Не говоря худого слова, да хвать. Данные пословицы свидетельствуют о стереотипном образе звукового проявления собаки, сопряженного с неустойчивым эмоциональным фоном, который варьируется от проявления радости до проявления крайней злобы и агрессии.
[pic]
Образ собаки используется в качестве сферы-источника при характеристике характера человека и присущих ему таких черт, как трудолюбие, и, напротив, праздность и лень. Например, в пословице Собака собаку в гости звала. – Нет, нельзя, недосуг. – А что? – Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать да лаять ярко проявлен смысл склонности к безделью. Глупый, дурной, не приспособленный к жизни человек характеризуется через сферу-источник «собака», к примеру: С лихой собаки хоть шерсти клок; Будь хоть пес (хоть черт), лишь бы яйца нес. Смысл пословицы И в Иерусалиме собаки есть может быть истолкован следующим образом: даже в святом месте есть пустые, никчемные люди. В этой группе есть пословицы, которые характеризуют никчемного человека, от которого нет никакой пользы, через образ пса, что говорит о наличии более низкого положения его в сравнении с собакой. Например, Камень – не угодье, пес – не баран; Ни пес, ни хорт, ни выжлец; Ни волк, ни пес.
В эту группу мы отнесли также пословицы, которые характеризуют никчемного человека, от которого нет никакой пользы, через образ пса, что говорит о наличии более низкого положения его в сравнении с собакой. Например, Камень – не угодье, пес – не баран; Ни пес, ни хорт, ни выжлец; Ни волк, ни пес.
[pic]
Положительную эмоциональную окраску в русской культуре содержат те пословицы, в которых образ собаки служит обозначением мудрости, большого ума, опыта, зрелости. К примеру: Старую собаку не волком звать; Старую собаку не батькой звать; Попову собаку не батькой звать. Долгая жизнь собаки, полная лишений и неустроенности, приводит к приобретению с годами мудрости, ума. Человек, проживший долгую жизнь, испытавший и радость и горе, сможет дать правдивый и мудрый совет, к примеру: Старый пес не обманет. Верность и преданность одному человеку, одному делу в жизни – черта, которая присуща данному животному, может быть перенесена и в мир человека, например, Стар пес, да верно служит. Ассоциативная связь старости, мудрости и приобретенного опыта накладывает отпечаток невозможности управления и перевоспитания такого человека, что отражено в пословице Старого пса к цепи не приучишь.
[pic]
[pic]
Проведённое исследование показало, что большинство устойчивых выражений с ключевым словом «собака» имеет яркую отрицательную оценку. Особенно ярко это выявилось в 6 группах, где собака выступает символами 1) нечистоты, безверия, бездуховности; 2) жадности, скупости, прожорливости, беспечности; 3) свирепости, проявления гнева, агрессии; 4) сквернословия, брани, ссоры, сплетен, пустословия; 5) скрытности в выражении мыслей и отношений.
Устойчивых выражений, характеризующих поведение человека через образ собаки с положительной стороны, значительно меньше. Это 2 группы, в которых проявляются символы преданности, благодарности и символы мудрости, ума, зрелости и опыта. Сюда же условно можно отнести также и группу пословиц с символом сытой, свободной, беззаботной, разгульной жизни.
Две группы фразеологических единиц характеризуют жалкое, убогое существование людей, их социальную и материальную неустроенность. В этих группах ярко проявляются символы горькой судьбы, беды; бедности, неустроенной жизни, нищенского существования, низкого положения. Сферой-источником метафорического переноса в этом случае является традиционный неустроенный образ жизни собаки.
Как видим, смысловой диапазон и языковая применяемость слова «собака» достаточно широки. Данный факт отражен в рассмотренных нами фразеологических единицах, которые являются наиболее распространёнными в сознании и культурном пространстве русского народа.