1) Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветвях немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.
А в стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.
А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили свой товар - крупные красные ягоды.
Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 . Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им их новогодний наряд.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
.
2)Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)
(По О. Туберовской)
3)
Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.
Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.
Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.
Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.
Охота за тайнами – радостная охота.
4)
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.
То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.
Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.
К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
5) Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
(По Д. Мордовцеву)
6)Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)
(По Э. Патсон.)
7) Славный мастер.
Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.
Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.
Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.
Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.
Наступление утра
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)
Схема анализа контрольного диктанта №5
Итоговый
8 класс Дата _____________________
Написали диктант на Выполнили грамматическое задание на
«5» - _______ уч-ся
«5» - _______ уч-ся
«4»- _________ уч-ся
«4»- _________ уч-ся
«3» - _________ уч-ся
«3» - _________ уч-ся
«2» - _________ уч-ся
«2» - _________ уч-ся
«1»- _________ уч-ся
«1»- _________ уч-ся
Примечание
Примечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Разделительный ь, ъ ________________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
Запятая в сложном предложении _____ чел
Запятая при однородных членах ____ чел
Запятая при обособленных членах ____ чел
Знаки препинания в предложении с обобщающим словом ____ чел
8р Итоговый контрольный словарный диктант
Ансамбль, артиллерия, аттестат, байдарка, беллетристика, воображение, героизм, дебаты, дебют, девиз, декларация, декорация, делегат, депутат, диалог, идеал, иллюстрированный, искусство, кавалерия, кандидат, каникулы, комиссия, лаборатория, легенда, маршрут, митинг, монолог, обелиск, памятник, патриот, пейзаж, подвиг, президент, привилегия, профессия, режиссёр, резолюция, ремонт, репетиция, ровесник, сезон, специальность, талантливый, театр, территория, троллейбус, удивлять, фантазия, фестиваль, шинель, эксперимент, эпилог, впечатление, директор, достопримечательность иллюминация,
сигнал, ландшафт, конференция, концерт.
Предварительный просмотр:
Контрольные диктанты по русскому в 8 классе
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного
* **
2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне:
безударной гласной, проверяемой чередующейся гласной.
ударением.
Графически объясните выбор орфограммы в корне.
3. Разберите по составу:
расстилались наслаждались
2.
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.* Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки.* Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.**
Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек.** Он что-то негромко напе
3.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза – « перископы» Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает. А тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)
( По В. Пескову)
4.
Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад. Она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нём идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются учёные. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.
Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства – «Слово о полку Игореве» - приходится переводить с древнерусского на современный язык.
Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времён Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов)
( По « Детской энциклопедии»)
5.
Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.
Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова)
( По И. Бунину)
6.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД МОСКВОЙ
Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.
Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов.
(152 слова)
( По А. Цветаевой)
7.
Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте:
* **
2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном
/ //
3. Объясните графически постановку знаков препинания
во 2-м предложении второго абзаца в последнем предложении.
8.
КАК СОСТРОЕНА ИЗБА
Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.
Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.
Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!
Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова)
( По Э. Шиму.)
9.
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)
( По Э. Патсон)
10.
История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.
Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения. Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.
По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету ) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)
( По Н. Шанскому.)
11.
Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.
В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.
Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)
( По Э. Патсон)
12.
В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)
( По Л. Андрееву)
13.
Глазами художника
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.
Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.(141 слово)
( По А. Воловик)
.
14.
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
( По В. Арсеньеву)
15.
Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.(156 слов)
( По М. Гумилевской)
16.
Незнакомая усадьба.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.(138 слов)
( По А. Чехову)
Предварительный просмотр:
Проверочные материалы по русскому языку для 8 класса
Тексты, представленные в данном сборнике, могут быть использованы учителем при изучении простого предложения в 8 классе в качестве текстов для комплексного анализа, диктантов, изложений с творческим заданием.
Тема: "Подлежащее".
По преданию, в день Святой Троицы Петр I, осматривая Заячий остров, срезал две полосы дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу". В это время в небе появился орел и стал парить над императором, что сочли добрым предзнаменованием. И город был основан. Он стал символом величия и мощи Государства Российского. Минуло почти три века, а Северная Пальмира продолжает покорять нас своей сдержанной красотой, чарующей и загадочной. Любить этот город - значит постоянно постигать его тайну.
Тема: "Сказуемое".
I
16 мая 1703 года лопаты солдат и "работных людей" вонзились в сырую землю Заячьего острова. Началось строительство Петропавловской крепости, которое велось по плану, составленному Петром I. Крепость получила форму вытянутого шестиугольника с шестью угловыми бастионами. За строительством наблюдали сподвижники Петра I - Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы.
Перестройка земляной крепости в каменную началась в 1706 году и продолжалась до 1740 года. Доменико Трезини, первый архитектор молодой столицы, явился создателем обновленной крепости Петропавловского собора, пронзившего шпилем небо и затмившего старую столицу.
Так рождался великий город великого Петра, дерзнувшего поставить Россию на дыбы.
II
Архитектурный облик Петербурга начинали создавать Д. Трезини, Фонтана, Шедель, Маттарнови, Земцов, Коробов. В это время в архитектуре господствовал стиль барокко (в переводе «вычурный»), который мог подчеркнуть строгую, праздничную роскошь Петербурга. Но в начале ХVIII века здесь преобладали скромные формы барокко. Примером таких заданий могут служить Меншиковский дворец, Кунсткамера, Двенадцать коллегий.
Расцвет барокко приходится на вторую половину XVIII века. Ведущим архитектором этого направления явился Растрелли. Именно его творения: Зимний дворец, Строгановский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе – должны были продемонстрировать всему миру пышную красоту и победное величие Петербурга.
III
Допетровская Русь, оттесненная западными странами от морских побережий, не имела регулярного флота. В первые годы существования Петербурга на берегах Невы были созданы верфи. Здесь родился Балтийский флот, необходимый для защиты границ.
5 ноября 1704 года не левом берегу Невы основано петербургское «адмиралтейство», которое неоднократно меняло облик. Так, мазанковые корпуса Адмиралтейства стали заменяться каменными. А в 1738 году по проекту архитектора Коробова были перестроены центральный корпус и башня с позолоченным шпилем, увенчанным флюгером с парусным кораблем.
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
I
Кунсткамера, Пантелеймоновская церковь… - здания раннего петербургского барокко.Они отличались простотой и скромностью. 50-е годы XVIII века – время расцвет барокко. Задача архитектуры – отразить пышность и грандиозность, обилие декора и орнамента. Ведущими зодчими этой эпохи были Растрелли, создавший Зимний дворец, и Чевакинский – автор проекта Никольского собора. Создавать здания барокко – значит сочетать монументальность и изысканность. Этого принципа придерживались лучшие архитекторы, которым даровано бессмертие их творениями.
II
Разгадать красоту и тайну Петербурга – постичь его душу. К этому стремились многие писатели и поэты, создавая в своих произведениях особый петербургский мир. Задача литературы – показать многоликость Петербурга. Город Пушкина – это «пышность» и «бедность», ликование и страдание. Петербург Гоголя – реальность и фантастика.
Тема: «Второстепенные члены предложения».
Дополнение.
Строился Петербург… Строился не просто город, а новая столица. Петербург стал символом всего нового, что входило в понятие петровских реформ. Этот невзрачный поначалу городок Петр столь глубоко любил, столь глубоко ненавидел Москву, раздражавшую его своей хаотичной планировкой, патриархальными обычаями. На берегах Невы все было иначе. Здесь царь-реформатор мог реализовать свои желания. Создавая свой город по единому плану, Петр воплощал в нем свои мечты о мире разумности и регулярности. Он приказывал соблюдать единые законы в застройке столицы, в жизни горожан. Жестко регламентировалось все: высота труб, цвет заборов, одежа, прически, развлечения.
Определение.
Регулярность и особый военный статус Петербурга, казалось, должны были придать ему казарменную тяжесть, бесконечную скуку. Но этого не произошло. Петербургу была предназначена иная судьба. Город, как чудо возникший по взмаху царственной руки, почти сразу обрел черты иллюзорности, легкость призрака, миража. Стремление удивлять и обманывать присуще Петербургу.
Виды обстоятельств.
В 60-е годы XVIII века в архитектуре Петербурга обозначался новый стиль. Не желая сохранить елизаветинский дух в столице, новая императрица решила затмить здания барокко новой архитектурой.
Классицизм пришел прославить эпоху Екатерины II . Классицизм развивался постепенно, достигнув расцвета в 20-е годы XVIIII века. Обретя силу и мощь в творчестве Росси, он придал лику Петербурга строгую, стройную красоту.
Тема: «Односоставные предложения».
Казанский собор… Его признают одним из самых красивых зданий Петербурга. Когда проходишь по Невскому, невольно останавливаешься у здания с величественной колоннадой. Хочется долго-долго созерцать чудо, сотворенное Воронихиным.
Казанский собор, созданный по образцу знаменитого собора Св. Петра, находящегося в Риме, построен только русскими мастерами в 1811 году, незадолго до начала Отечественного войны 1812 года.
Это сооружение стали воспринимать как памятник военной славы. Ведь сюда стекались трофеи и реликвии, напоминающие о подвигах русских воинов. Впоследствии на площади перед собором были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю де Толли.
Тема: «Односоставные предложения».
Попадая в центр Петербурга, обязательно окажешься на Исаакиевской площади. Совершенно безразлично, откуда к ней выйти. Туда можно попасть со стороны Невы или большой Морской, бульвара Профсоюзов или Мойки. Без этой площади нет Петербурга. Знаю, ценители архитектурной классики не находят здесь шедевров. Да и сам собор тяжеловат, помпезен. Но город надо воспринимать таким, каков он есть. Ведь здание подобно книге иди картине. Оно – остановленное мгновение. Но если посредственную книгу можно забыть, картину – спрятать в запасниках, то здание обречено на всеобщее созерцание. Архитектором Исаакиевского собора является Монферан, приехавший в Петербург в 1816 году. Он прибыл сюда побеждать, покорять своим талантом. И ему это удалось.
Тема: «Типы односоставных предложений с главным членом – сказуемым».
60-е годы – время перехода от барокко к классицизму. Ранний русский классицизм… В раннем классицизме нет еще праздничной, пышной, в то же время строгой красоты. Она появится позже. Среди зданий раннего русского классицизма назовем Новую Голландию, Троицкий собор лавры, Академия Художеств, Михайловский замок, Мраморный дворец.
Попадая на стрелку Васильевского острова, восхищаешься чистотой и ясностью линий здания Биржи, являющегося образцом новой стадии классицизма, получившего название строгого. К зданиям этого периода относятся и Казанский собор, и Горный институт, и Таврический дворец, и Смольный институт. Новый этап развития классицизма начался после Отечественной войны 1812 года.
Тема: «Неполное предложение».
Петербургский вечер. Медленно идешь по набережной Невы, по гранитным ступеням спускаешься вниз и погружаешься в созерцание величественного течения реки. Не объяснить очарование невских берегов, рождающих думы о прошлом и мечты о будущем. Попадающие сюда размышляют о разном. Одни думают о красоте града Петра, другие – о могуществе человека, способного преображать мир. Мы смотри на Неву, а она на нас. Река всегда открыта для общения, мы – редко. Поэтому мгновения слияния с душою города особенно ценны.
Тема: «Однородные члены предложения».
Александринский театр, названный в честь жены Николая I, был создан по проекту Росси и открылся 31 августа 1832 года. Среди построек Росси можно назвать Михайловский дворец , и арку Главного штаба, и Публичную библиотеку, и здания Сената и Синода.
Популярность Александровского театра была необычайной. Как высшая знать, так и бедные слои общества рукоплескали труппе. А здесь блистали и Каратыгин, и Мартынов, и Асенкова. Благородные романтические герои или водевильные персонажи не оставляли зрителей равнодушными и вызывали то смех, то слезы.
«Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александринский театр», - советовал Белинский. Именно здесь 19 апреля 1836 года состоялась премьера «Ревизора».
Тема: «Знаки препинания при однородных членах».
I
Петербург. 14 декабря 1825 года. Слыша эти слова, вспоминаешь о чести, о высоте помыслов, о бескорыстии, о служении.
В то утро к Сенатской спешили лучшие представители нации. Они были готовы пожертвовать всем: богатством, положением в обществе, блестящим будущим и даже жизнью.
Бескомпромиссные, благородные люди, стремящиеся лишь к благу Отечества, верили в «звезду пленительного счастья», не сомневаясь ни на миг, упорно шли к заветной цели. Они шли к Сенатской. Там их ожидали торжество и поражение, смерть и бессмертие.
II
Почти у подножия Исаакия, не площади, с двух сторон замкнутой спокойными, ясными и величественными строениями Адмиралтейства, Синода и Сената, стоит памятник Петру I, поставленный ему Екатериной II.
«Медный всадник» - высшее достижение Фальконе. Ни прежде, ни потом ему не удалось создать равное монументу Петра.
Перед нами не только полководец и победитель, но и создатель, преобразователь. Бронзовая фигура Петра, взлетевшего на вздыбленном коне на вершину скалы, полна энергии, и движения, и уверенности, и властности. Постамент – скала является эмблемой преодоленных Петром препятствий. Змея символизирует зависть, косность, злобу – все, мешающее Петру в его делах. Петр облачен не в царские одежды, а в простой плащ. На голове у него не корона, а лавровый венец. Ничто в этом всаднике не напоминает императора или царственную особу. А главное в скульптуре, наверное, динамик, движение, отражающие высоту человеческого духа., дерзнувшего бросить вызов природе и судьбе, силу, зовущую в неведомое, великий размах, рождающий тревогу о грядущем.
Все в таком образе: горделивая посадка, суровое выражение лица, устремленный вдаль взгляд – гармонирует с общим замыслом памятника.
Застывший над бездной кумир вызывает противоречивые чувства: и восхищение, и ужас, и восторг, и священный трепет, и тревогу, и смятение.
Тема: «Однородные и неоднородные определения».
1812 год. Война закончилась победой России. Через 13 лет морозным декабрьским утром в сторону Сенатской будут направляться полки, ведомые победителями Наполеона. А сейчас молодые корнеты, прапорщики, поручики вернулись домой израненными боевыми офицерами, сознавшими себя творцами истории.
В 1815 году в России возникли первый тайные революционные общества. В 1816 году молодые гвардейские офицеры учредили Союз Спасения, через два года реорганизованный в Союз Благоденствия. Так начинался путь к Сенатской.
Тема: «Обособленные определения».
Вообразим себя в Петербурге 30-х годов XIX века.
Как ни велик был «Град Петров», с башни Адмиралтейства, самой высокой тогда смотровой площадки в центре столицы, открывалась вся картина города.
Само здание Адмиралтейства, топографический центр столицы, после перестройки стало и архитектурным центром Петербурга. Захаров, архитектор, нашел формулу, соединившую заветы уходящего века и стремление нового. Здесь впервые воплотились смелые архитектурные образы, позже ставшие неразрывными с понятием «петербургская архитектура». Бесконечная гладь стен с уходящими вдаль рядами окон, шеренги стройных белых колонн, смело вычерченные пролеты арок.
Стоя на восточной террасе башни, наблюдатель прежде всего видел Дворцовую площадь, величественную и строгую. В 1834 году здесь по проекту О. Монферана воздвигли Александровскую колонну, цельный гранитный столб с фигурой ангела на вершине.
Выше по Неве открывалось Марсово поле. Широкое и пустынное, оно соединилось с Дворцовой площадью Миллионной улицей.
Тема: «Вводные слова».
I
В январе 1837 года, как мне кажется, в России произошла величайшая трагедия. Они стрелялись 27 января около 5 часов вечера на Черной речке. Гений и посредственность, светоносный поэт и обыкновенное ничтожество. Что же привело в дуэли Пушкина и Дантеса? Наверное, это травля, слежки и, конечно же, посягательства на честь. Видимо, зная о том, как поэт оберегает свой дом, свое достоинство, светские враги избрали именно его личную жизнь для своих козней. Началось бесстыдное ухаживание Дантеса за Натальей Николаевной, по Петербургу поползли сплетни.
По мнению Пушкина, жизнь его, имя его принадлежит только ему. Поэтому, разумеется, он не могу бросить вызов Дантесу и всему обществу.
К несчастью, Дантес был красив, самоуверен и обласкан светом, поддерживающим его в этой подлой авантюре. В это время, к сожалению, Пушкин столкнулся с непониманием друзей. Наконец, свободный поэт бел несвободен, пожалуй, только от одного, от чести. Возможно, поэтому Лермонтов назвал Пушкина «невольником чести».
Трагедия приближалась к страшному финалу.
Тема: «Вводные предложения».
Пушкин принял решение, отправив 26 января 1837 года Геккрену (он являлся приемным отцом Дантеса) страшное по своей оскорбительности письмо, безусловно, отрезавшее все возможности к примирению. Сделав решительный шаг, Пушкин сразу же, по свидетельствам современников, успокоился и стал особенно весел. По-видимому, он рассчитывал жить и был полон литературных планов. Около четырех часов дня Пушкин с Данзасом (он был его лицейским другом) отправился из кондитерской на углу Невского и Мойки на место дуэли. Через два часа его привезли домой смертельно раненого. 29 января Пушкин скончался.
Перепуганные жандармы суетились, стремясь не допустить стихийного изъявления народных почестей телу поэта. Во время выноса тела из церкви, по словам А. И. Тургенева, явились полиция и шпионы…
Тема: «Обращения и вводные слова».
Диктант
В 30-е годы, по словам Блока, Пушкину не хватало воздуха. Устав от светской суеты и фальши, сам поэт писал: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…» Возвышающим и спасительным в духоте жизни было, пожалуй, лишь творчество.
В своем знаменитом стихотворении Пушкин говорил о божественной высоте своего дара: «Веленью божию, о муза, будь послушна…» Да, поэт всегда был верен идее свободы творчества, его независимости от мнения и оценок публики, от сиюминутных настроений. Пушкин избрал для себя величественную и трагическую судьбу Поэта. Вступив в смертельную схватку с подлостью, пошлостью и бесчестием, Пушкин, конечно же, знал, что он не камер-юнкер и не некрасивый мух известной красавицы, а первый Поэт России.
Его смерть вызвала в Петербурге волнение, которое еще не переживала столица. А Петербург хоронил и Петра I, и Ломоносова, и Державина, видел смерть Суворова и шепотом рассказывал о казни пяти декабристов. Но ничего похожего на реакцию на дуэль и смерть Пушкина он, несомненно, не знал.
По воспоминанию современников, «стену в квартире Пушкина выломали для посетителей». А Петербург Люди вдруг почувствовали, что Пушкин в какое-то мгновение преображенный смертью, превратился в бронзовый памятник славы России. Он начал жизнь в бессмертии русской культуры. Чем же заслужено его бессмертие?
Тема: «Уточняющие члены предложения».
За Исаакиевской площадью виднелись отрезок Мойки и Большая Морская. Западнее, от Адмиралтейского канала до Невы, протянулись новые здания Сената и Синода, построенные по проекту Росси. Возвращая взор к подножию башни Адмиралтейства, наблюдатель видел начало Невского, который к этому времени, к тридцатым годам XIX века, был застроен трех- и четырехэтажными зданиями строгой архитектуры. Радовали глаз аркады Гостиного двора.
Далее, за Александринским театром, красовался Аничков дворец. На другом берегу Фонтанки, над пестрыми грядами крыш маленьких домиков, высились главы Владимирской церкви.
От Адмиралтейства также отходили Адмиралтейский проспект, или Гороховая улица, и Вознесенский проспект. На месте пересечения Гороховой с Садовой видна была церковь Успения Богородицы на Сенной площади и просматривалась часть торжища, кипящего пестрой толпой.
Итоговый диктант
Дворцовая набережная! Несомненно, это одна из самых ярких примет города.
Еще в первое половине XVIII века построили стенку набережной, забили свои и засыпали землей полоску суши, отвоеванную у реки. После постройки Зимнего дворца набережную одели в гранит и устроили спуски, к которым причаливали шлюпки – главные средства сообщения в городе в то время.
В 1711-1719 годах были прорыты Лебяжий канал и Зимняя канавка, соединившие Неву с Москвой. В 1763-1768 годах построены мосты через них. Вспоминаются слова Пушкина: «Пройдя туда и обратно по Зимней канавке – один из символов Санкт-Петербурга».
А вот и Зимний дворец – памятник архитектуры русского барокко. Все: яркая раскраска стен, пышная отделка фасадов, колонны, скульптура – придает ему величественность.
Дворцовая площадь – главная площадь города. В ее ансамблю входят Зимний дворец, и здание Главного штаба, и Гвардейский корпус. В центре площади – Александровская колонна, воздвигнутая по проекту Монферана. На углу Дворцовой площади и Миллионной улицы, напротив Нового Эрмитажа, находится здание Гвардейского корпуса.
Закончив прогулку по Дворцовой площади, через арку можно выйти на Невский проспект.
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант по повторению в начале года
Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
(И. Соколов-Микитов) (153 слова)
Грамматическое задание.
1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.
2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.
3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.
4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).
Контрольный диктант за первое полугодие
Волга
На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.
От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.
Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
Дополнительные задания
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:
Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)
Волга - красавица. (2 вариант)
Контрольный диктант за год
На тёплой земле
Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.
Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.
Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.
Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.
Предварительный просмотр:
Стартовая диагностика
Вариант 1. Диктант Вариант 2. Тест
(1)Выйдя из парка бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2)Здесь горы отступив немного назад дали место неширокой плоской полосе покрытой ровными, обточенными прибоем камнями. (3)Недалеко от берега кувыркались в воде дельфины показывая из неё на мгновение свои житные, круглые спины. (4)Вдали на горизонте неподвижно стояли розовеющие на солнце паруса рыбачьих лодок.
1.Укажите ошибку в характеристике текста.
А) стили речи: художественный Б) тип речи: соединение повествования с описанием
В) способ связи 2-го, 3-го, 4-го предложений: последовательный
Г) средства связи: наречия места, сочетание слов со значением места
2.Сколько в тексте обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами? А) два Б) три В) четыре Г) пять
3.В каких предложениях используется определение, выраженное причастным оборотом? А) в 1-м и 2-м Б) во 2-м и 3-м В) во2-м и 4-м Г) в 1-м и 3-м
4.Сколько запятых недостаёт в тексте? А) двух Б) трёх В) четырёх Г) пяти
5.Наречия каких разрядов встречаются в тексте?
А) места и времени Б) образа действия и времени
В) образа действия и места Г) места, образа действия и степени