Программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края


Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.


Протокол № _____ от

«____»____________2015 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________ Шевченко З.В.


Приказ № _____ от

«____»____________2015 г.


Рабочая программа

основного общего образования

по литературе

10 класс

Составитель


Квак Марина Алексеевна.

учитель русского языка и литературы , первая категория.






с. Воздвиженка 2015


  1. Пояснительная записка.

Рабочие программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427и от 10 ноября 2011 г. N 2643.

В соответствии с :

- примерными программами по отдельным учебным предметам общего образования;

.- федеральным перечнем учебников на 2014 – 2015 г., утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

- основной образовательной программой среднего общего образования, утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2 ;

- годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год,

- учебным планом МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № __ ;

- программы общеобразовательных учреждений по по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010 ) .

- положением о рабочей программе, утверждённым приказом директора школы от 27.05.15 г. № 25;



Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Задачи литературного образования в 10 классе

  • Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека

  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции

  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства

  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности

  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью

  • Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В 10 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д.




Место литературы в базисном плане

Федеральный учебный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит в 10 классе 102 часа (из расчета 3 часа в неделю) часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.


Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора Программы курса литературы в 10 классе Коровиной В. Я. и автора-составителя учебника литературы для 10 класса в 2 частях В.Я. Коровиной из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год).

Изменений нет. Работаю согласно программе.

Срок реализации -1 год.


Формы и методы, технологии обучения.

  1. - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

  2. - выразительное чтение, в том числе и наизусть,

  3. - развернутый ответ на вопрос,

  4. - выполнение заданий в тестовой форме,

  5. - викторина,

  6. - анализ эпизода,

  7. - анализ стихотворения,

  8. - комментирование художественного текста,

  9. - характеристика литературного героя,

  10. - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

  11. - сочинение на литературную тему,

  12. - сообщение на литературную и историко-литературную темы,

  13. - презентации проектов.

ВИД КОНТРОЛЯ: текущий, промежуточный, итоговый.





2.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы

10 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.







Способы и формы оценивания образовательных ресурсов обучающихся



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.


При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
 Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 

 Оценка сочинений
 
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
 Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
 Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
 Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
 Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 
 Отметка “1” ставится за сочинение:  
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
 
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
 
 Оценка тестовых работ
 При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
 

Оценка творческих работ
 

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 
 Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
 Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
 Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
 Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  
 Оценка дополнительных заданий 
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
 
 Критерии оценивания презентаций  

Оценка
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
 

  
 

  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
 

  
 

  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
 

  
 

  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
 

  
 

  — ссылки – все ссылки работают
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по дизайну
 

  
 

  Содержание
 

  — раскрыты все аспекты темы;
 

  
 

  
 

  — материал изложен в доступной форме;
 

  
 

  
 

  — систематизированный набор оригинальных рисунков;
 

  
 

  
 

  — слайды расположены в логической последовательности;
 

  
 

  
 

  — заключительный слайд с выводами;
 

  
 

  
 

  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по содержанию
 

  
 

  Защита проекта
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
 

  
 

  
 

  — ученик владеет материалом своей темы;
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по защите проекта
 

  
 

  
 

  Итоговая оценка
 

  
 
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Выведение итоговых оценок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень читательской грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того, чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок следует учитывать результаты их текущей успеваемости.

при выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения умениями и навыками по литературе.





3.Содержание программы учебного курса.

Введение (2 ч )

Литература ХIХ века

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века (свобода, духовно – нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Россия в первой половине 19 века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины 19 века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова, и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «Натуральная школа» и профессиональной русской крититической мысли.

Россия во второй половине 19 века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и реврлюционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л.Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике : Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский. Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, её гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины ХIХ века (29ч)


А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения : «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и девы непорочны…», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах.»Медный всадник».


М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.(Обзор) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород»

Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико – героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское)

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.

Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.


Литература второй половины ХIХ века(67ч)

Обзор русской литературы второй половины ХIХ века. Россия второй половины ХIХ века. Общественно – политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и её мировое признание.


И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.(Обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова.Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типичное как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.)

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.(Обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно – поэтическое и религиозное в образе Катерины. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы : тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского

А.Н.Островский в критике. («Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматический конфликт. (развитие понятий).


И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.(Обзор).

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева).

Теория литературы. Углубление понятий о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).


Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт – романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско – всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно – реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы и архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения : «Silentium!», «Не то, что мните вы , природа…», «Ещё печален вид земли…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас , и всё былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа - сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.


А.А.Фет. Жизнь и творчество.(Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практического помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения : «Даль», «Шёпот, робкое дыханье…», « Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радасть эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «как беден наш язык!..», «Одним толчком согнал ладью живую…» «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.


А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтические традиции.

Стихотворения : «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».


Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.(Обзор) Некрасов – журналист. Противоположность литературных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников».Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения : «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия»,, «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).


М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество.(Обзор). «История одного города»- ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как отрицательная национальная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).


Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно – стилистическое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с её «умом»- просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и мысль народная в изображении писателя. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально – интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно – этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея.


Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа, ее преобразование в сюжете произведения

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно – нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для мировой литературы героев.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.


Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.(Обзор)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору).

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.


А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией и изображение «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско – психологической проблемлематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору : «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы.Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика : открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и силистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.


Из литературы народов России.(1ч)


Коста Хетагуров (обзор). Жизнь и творчество осетинского поэта.

Стихотворение из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


Из зарубежной литературы(2ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье» - новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенность новеллы.


Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.


Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.



4.Тематический план учебного курса.



Содержание

Кол-во часов

Литература 19 века. Введение

2

Литература первой половины 19 века

29

Литература второй половины 19 века

67

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

2

Итоговый урок

1

Итого

102





5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Введение (2ч)


2





1\1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1


Текущий контроль.

Беседа.



2\2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1


Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа.




Русская литература первой половины XIX в. (29ч)


29ч





3\1

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики и её национально-историческое и общечеловеческое содержание.

1


Предварительный контроль.

Самостоятельная работа.

Презентация.


4\2

Романтическая лирика периода южной и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление.

1


Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа.



5\3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», "Осень».

1


Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа.

Анализ стихотворения



6\4

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

1


Текущий контроль.

Устный и комбинированный опрос.



7\5

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти.

1


Текущий контроль.

Устный и комбинированный опрос.

Анализ стихотворения



8\6

Философские мотивы в стихотворениях «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Домашнее сочинение по лирике А.С.Пушкина.

1


Текущий контроль.

Устный опрос.

Анализ стихотворения



9\7

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

1


Текущий контроль.

Устный и комбинированный опрос.

Презентация.


10\8

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

1


Текущий контроль.

Устный опрос.



11\9

Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1


Текущий контроль.

Устный опрос.



12-13\10-11

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



14\12

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1


Предварительный контроль.

Самостоятельная работа.

Презентация.


15\13

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».)

1


Текущий контроль.

Беседа.

Анализ стихотворения



16\14

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» .


1


Текущий контроль.

Беседа.

Анализ стихотворения



17\15

Тема жизни и смерти в стихотворении «Завещание».

1


Текущий контроль.

Беседа. Анализ стихотворения




18\16

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён» как выражение мироощущения поэта.



1


Текущий контроль.

Беседа.

Анализ стихотворения.



19\17

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу».

1


Текущий контроль.

Беседа. Анализ стихотворения




20\18

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.


1


Предварительный контроль.

Беседа. Анализ стихотворения


Презентация.


21\19

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению

1


Текущий контроль..

Беседа.



22-23\20-21

Р/р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



24\22

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1


Предварительный контроль.

Самостоятельная работа.

Презентация.


25\23

Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».

1


Текущий контроль..

Беседа.



26\24

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



27\25

Н.В.Гоголь.«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.


1


Текущий контроль..

Беседа. Устный опрос.



28\26

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



29\27

Н.В.Гоголь.«Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



30-31\

28-29

Р/р Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

2


Тематический контроль.

Письменное сочинение.




Русская литература второй половины XIX в.(67ч)


67





32\1

Обзор русской литературы второй половины XIX в. Её основные проблемы.

1


Текущий контроль.

Беседа.



33\2

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.

1


Текущий контроль.

Беседа.

Презентация.


34\3

Обломов-«коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



35\4

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1


Текущий контроль.

Самостоятельная работа.



36\5

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



37\6

А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1


Текущий контроль.

Беседа.

Презентация.


38\7

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев

1


Текущий контроль.

Самостоятельная работа.



39\8

Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



40\9

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



41\10

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1


Текущий контроль.

Самостоятельная работа.



42\11

Р/р Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме «Гроза».

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



43\12

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1


Предварительный контроль.

Беседа. Устный опрос.

Презентация.


44\13

И.С.Тургенев –создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

1


Текущий контроль.

Самостоятельная работа.



45\14

Базаров –герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



46\15

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

1


Текущий контроль.

Беседа. Устный опрос.



47\16

Любовь в романе «Отцы и дети».

1


Текущий контроль.

Самостоятельная работа.



48\17

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1


Текущий контроль

Беседа. Устный опрос.



49\18

Р/р Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению.

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



50\19

Зачетная работа за 1 полугодие.

1





51\20

Тютчев Ф.И. Жизнь и творчество.


1


Предварительный контроль.

Беседа. Устный опрос.

Презентация.


52\21

Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «Природа-сфинкс…».

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



53\22

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



54\23

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



55\24

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

1


Предварительный контроль. Беседа.

Презентация.


56\25

Р/р Любовная лирика А.А.Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



57\26

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.

1


Текущий контроль. Самостоятельная работа.



58\27

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.

1


Предварительный контроль. Беседа.

Презентация.


59\28

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



60\29

Н.А.Некрасов о поэтическом. труде. Поэтическое творчество как служение народу.

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



61\30

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



62\31

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.



63\32

Образы крестьян и помещиков в поэме.

1


Текущий контроль

Беседа.



64\33

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1


Текущий контроль

Беседа.



65\34

Р/р Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Домашнее сочинение.

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



66\35

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

1


Предварительный контроль. Беседа.

Презентация.


67\36

Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» .Замысел, история создания, жанр и композиция романа.



1


Текущий контроль

Беседа.



68\37

Образы градоначальников

1


Текущий контроль

Беседа.



69\38

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.

1


Предварительный контроль. Беседа.

Презентация.


70\39.


Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



71\40

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



72\41

Духовные искания Андрея Болконского

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос. Анализ эпизода.



73\42

Духовные искания Пьера Безухова.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



74\43

Женские образы в романе.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



75\44

Семья Ростовых и семья Болконских.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



76-77\45-46

Тема народа в романе «Война и мир».

2


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



78\47

Кутузов и Наполеон.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



79\48

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



80\49

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению.

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



81\50

Р/р Анализ эпизода из романа «Война и мир».Подготовка к домашнему сочинению.

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



82\51

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и

эстетические взгляды.

1


Предварительный контроль. Беседа.

Презентация.


83\52

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



84\53

История создания

романа «Преступление и наказание».




Текущий контроль

Беседа. Самостоятельная работа.



85\54

«Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



86\55

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Р.Раскольникова..

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



87\56

«Двойники» Раскольникова .

1


Текущий контроль

Беседа.Устный опрос.



88\57

Р/р Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание».

1


Тематический контроль.

Письменное сочинение.



89\58

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

1


Текущий контроль

Беседа. Самостоятельная работа.

Презентация.


90\59

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

1


Текущий контроль

Беседа.



91\60

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

1


Текущий контроль

Беседа. Самостоятельная работа.



92\61

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре».

1


Прдварительный контроль

Беседа. Самостоятельная работа.

Презентация.


93\62

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

1


Текущий контроль

Беседа.



94\63

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1


Текущий контроль

Беседа.



95\64

Особенности драматургии А.П.Чехова.

1


Текущий контроль

Беседа.



96\65

А.П.Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского.гнезда.

1


Текущий контроль

Беседа. Самостоятельная работа.

Презентация.


97\66

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1


Текущий контроль

Беседа.



98\67

Зачетная работа за второе полугодие



Тематический контроль.




Литература народов России(1ч)

1





99\1

Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

1


Текущий контроль

Беседа. Анализ стихотворения.




Зарубежная литература (2ч)


2





100\1

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Г. де Мопассан. «Ожерелье».

1


Текущий контроль

Беседа.



101\2

Г.Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.

1


Текущий контроль

Беседа.



102\3

Итоговый урок.Нравственные уроки русской литературы 19 века

1


Текущий контроль

Беседа.

Самостоятельная работа.











6. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


1. Литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса. Части I и II. В.Я.Коровина и др.2009.

2.Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская Поурочные разработки 10класс М.«Просвещение»2008

(Электронный вариант)

3.Н. В. БеляеваА. Е. Иллюминарская, В. А. Фаткуллова Литература 10 класс Методические советы Под редакцией В. И. Коровина Книга для учителя М. «Про свещение» (электронный вариант)


Дополнительная литература:

1.В.А.Скрипкина контрольные и проверочные работы по литературе 9-11классы.М. «Дрофа»

2. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс М. «Вако»2002

3. Ю.В.Лебедев,М.Б.Кузнецова. «Литература 10 класс» М.»Просвещение»2001

4. «Я иду на урок 10 класс» М.»Первое сентября» 2000.

5 .Конспекты уроков для учителя литературы : 10 класс Под ред. Л.Г.Максидоновой. М. : «Владос».2000.

6.Литература 5-11 классы Образовательные технологии : Инновация и традиции Волгоград.2009.

7. Школьная программа Н.а.Некрасов Лирика Анализ текста. Основное содержание Сочинения М.»Дрофа» 2002.

8.Всероссийские олимпиады школьников Литература. 9-11 классы. М.»Дрофа» 2005.

9. Литература (поурочные планы) для 10 класса. Волгоград «Учитель- А.С.Т.»

10. Л.Б.Королева, Л.В.Бережкова, И.П.Маханькова «Тесты по русскому языку и литературе, составленные на основе произведений школьной программы. В 2 ч.М. «Уникум-Центр» 2003.

11.В.Ф.Чертов «Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 19 века 10 класс М «Просвещение»2001.









Утверждаю

директор МБОУ

«Воздвиженская СОШ»

_____________З.В. Шевченко

Приказ №___от

«____» _____________2015г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе


Подпись лица, внёсшего запись


дата

тема

дата

тема





















































39