Введение
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Интересно понаблюдать за ролью односоставных предложений в поэтических текстах. В качестве материала я выбрал стихотворения Федора Ивановича Тютчева. Тема исследования - «Односоставные предложения в стихотворениях Ф. И. Тютчева».
Объект исследовательской работы - лирика Ф. И. Тютчева. При исследовании я использовал сборники его стихотворений. Предмет исследования – односоставные предложения, используемые Ф. Тютчевым в своих стихотворениях.
Гипотеза - односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, помогают передать душевное состояние человека и природы, способны привлечь внимание к наиболее важному в стихотворении.
Цель исследовательской работы: исследование стихотворений Ф. И. Тютчева на наличие односоставных предложений; определение позиции автора через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения.
Методы исследования:
анализ
сравнение
обобщение
Задачи исследования:
Изучить стихотворения Ф. Тютчева
Определить темы и идеи стихотворений.
Подробно изучить виды односоставных предложений, их особенности.
Найти стихотворения с односоставными предложениями.
Определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.
Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству поэта-земляка. Данная тема никакая раскрывает богатство языковых средств русского языка. Наша работа помогает изучать данную тему, опираясь на краеведческий материал.
Таким образом, данная работа может найти своё практическое применение при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе, а также во внеклассной воспитательной работе (проведение вечеров поэзии, литературных гостиных…).
Основная часть
1. Изучение односоставных предложений
Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена - подлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы выполнить роль основы предложения.
Идея так называемой «грамматической оппозиции» «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе принадлежит академику Алексею Александровичу Шахматову.
На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.
Односоставные предложения, благодаря лаконичности и выразительности широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями:
А. Фетом, М. Лермонтовым, И. Буниным, С. Есениным. Думается, что они характерны и для поэзии Ф. И. Тютчева.
2. Определённо-личные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2-ого лица. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо.
Стихотворения Ф. И. Тютчева богаты определенно-личными предложениями, так как именно они помогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом ( «Весенняя гроза»)
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом,
И слов в унынии моем
Не нахожу ( «Сижу задумчив…..»)
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой («Еще томлюсь тоской желаний…»)
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты («К. Б.»)
В данных предложениях сказуемые выражены в форме 1 лица, они помогают передать душевное состояние героя.
Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон («Проблеск»)
Следующие предложения со сказуемыми-глаголами в форме повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа. В данных стихотворениях эти глаголы придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении поэт.
О, не кладите меня
В землю сырую –
Скройте, заройте меня
В траву густую! («Весеннее успокоение»)
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи («SILENTIUM»)
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…(«Перевод из Микеланджело»)
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты! («К оде Пушкина на вольность»)
3. Неопределённо-личные предложения
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени.
Но ах, не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, —
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем. («Проблеск»)
Необходимо отметить, что неопределенно-личные предложения менее частотны по употреблению в современном русском языке, чем определенно-личные, так как сфера их употребления более узкая. В стихотворениях Ф. Тютчева такие предложения встречаются редко.
4. Безличные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. «Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», - так эти предложения характеризуются В.В. Бабайцевой. Безличные предложения широко представлены и в исследуемых стихотворениях.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…б
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя? («SILENTIUM»)
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.
И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлек, незримый, в царство теней («Еще шумел веселый день…»)
Еще одно четверостишие, описывающее красоту родной природы. Сказуемое в безличном предложении выражено словом нет, при котором нет и не может быть подлежащего.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего –
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество («Лебедь»)
Нет веры к вымыслам чудесным,
рассудок все опустошил («А.Н.М.»)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
В данном предложении сказуемое прогремело выражено личным глаголом, стоящим в безличной форме, а так же словами категории состояния солнечно, приветливо, светло. Такие формы широко используются для изображения явлений природы, указывают на её особое состояние.
Безличные предложения помогают выразить желания поэта.
5. Назывные предложения
Это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Такие предложения сразу вводят читателя в обстановку действия.
Называя предметы, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
Отдельные детали, как на фотографии, позволяют запечатлеть образ:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! («Эти бедные селенья…»)
Вечер мглистый и ненастный…
Чу, не жаворонка ль глас? («Вечер мглистый..»)
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть! («Бессонница»)
Песок сыпучий по колени…
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются поэту, а вслед за ним и читателю особо важными, помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
III. Заключение
Таким образом, исследовав стихотворения Федора Ивановича Тютчева, мы пришли к выводу, что поэт активно использует в своем творчестве односоставные предложения. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.
Использование в речи односоставных безличных предложений позволяет дать выразительную характеристику состояния человека, описать пейзаж, обстановку, выразить различные оттенки – необходимости, возможности
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя.
В качестве языкового материала было проанализировано 37 стихотворений, в которых встретилось 32 односоставных предложений.
Из них определенно-личных – 14;
Неопределенно-личных – 1;
Безличных - 11 ;
Назывных – 6.
.
МОУ – СОШ с. Красновичи
Исследовательская работа
«Односоставные предложения
в поэзии Ф. И. Тютчева»
Подготовил: ученик 8 класса
Болотвин Дмитрий
2014 -2015 учебный год