Тема урока. Раздел «Я и другие» Р.Киплинг «Заповедь». Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире.
Цель урока: 1.Объяснить значимость раздела «Я и другие», показать актуальность данной темы. Работа с эпиграфом, знакомство с Уолт Уитмен – автором стихотворения, чьи строчки взяты в качестве эпиграфа.
2. Обучение вдумчивому чтению и анализу поэтического текста стихотворения Р.Киплинга «Заповедь»
3. Формирование и воспитание человеческих ценностей через толкование стихотворения «Заповедь».
Оборудование: презентация по материалам урока ( портреты писателя Р. Киплинга, Уолта Уитмена тексты стихотворений, обложки книг Киплинга, схемы), карточки для групповой работы, тексты произведений, стихотворение «Заповедь»; проектор, интерактивная доска для корректировки опорных записей, иллюстрация картины С.Дали «Три возраста».
Тип урока: вводный, изучение нового атериала
Вид урока: урок-беседа, анализ поэтического текста
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Актуализация.
Приём - вступительное слово учителя. Беседа с классом.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел нашего учебника «Я и другие». Вдумаемся в смысл этих трёх слов. Что они значат? (Союзом и можно выразить два вида отношений: одновременность событий и последовательность)
Я и другие: 1. в одном ряду, вместе
2. сначала Я – потом другие
Раздел с таким названием уже был у нас в литературе 5 класса «Шаг за горизонт», тогда мы изучали произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе», Л.А Кассиля «Кондуит и Швамбрания», Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» и др.
2. Постановка проблемы. Используется эвристический метод, технология проблемного обучения.
- С какой же целью авторы учебника вновь называют так раздел своей книги?
Вспомните, до этого мы анализировали произведения раздела «Я и Я», которые помогали нам понять самих себя, разобраться в себе, в своих поступках, оценить свои возможности, то теперь мы будем говорить…о взаимоотношениях друг с другом, об умении вести себя в обществе. Мы должны научиться понимать, что нас окружают «другие» со своими заботами, горестями, проблемами.
- А чтобы этому научиться, с чего нужно начать прежде всего? – нужно начать разговаривать. Давайте прочитаем эпиграф к этому разделу. Он представляет собою стихотворение известного американского поэта Уолта Уитмена:
Первый встречный, если ты, проходя,
Захочешь поговорить со мною,
Почему бы тебе не заговорить со мною?
Почему бы и мне не начать разговора с тобой?
- Как вы понимаете эти строчки?
Ты мне незнаком, я тебя тоже не знаю, но давай для начала хотя бы просто заговорим. Общаясь, мы найдём что-то общее, станем приятелями, а может быть, даже друзьями.
Помните, в 5 классе мы читали отрывок из книги Л.В. Успенского «Слово о словах», в котором он пишет о впечатлении, произведённом на него рассказом Куприна. Что же его так поразило? «…В комнате сидит человек, а со двора к нему кто-то идёт, какой-то «вечерний гость». Вот скрипнула калитка…Вот прозвучали шаги под окнами…Я слышу, как открывается, - пишет Куприн. – Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат…и его мысли станут моими мыслями…О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!»
Итак, тема раздела «Я и другие» очень важна, т.к вы, ребята, ищете своё место среди людей, постигаете законы нравственности, сложные связи между собой и окружающими. Этот поиск, это постижение иной раз продолжается и в юности, и даже в зрелости. Обратите внимание на репродукцию картины С.Дали «Три возраста»
[pic]
- Какая ассоциативная связь существует между этой картиной и задачами раздела «Я и другие»?
На картине Дали крохотная фигурка ребёнка повёрнута спиной к зрителю. Мальчик смотрит на два огромных лица, символизирующих зрелость и старость, пытается постичь их тайну. Тайна эта становится еще более глубокой, потому что эти лица – одновременно и пейзаж (сама фигурка мальчика – в то же время и часть первого лица, лица «зрелости», и часть пейзажа). Лицо, символизирующее «зрелость», задумчиво всматривается вдаль мудрым и отрешенным взглядом, единственный глаз «старости» - черный провал – смотрит прямо на нас, лицо уже наполовину погружено во тьму. Мир и человек едины; детство, зрелость и старость – три вехи на пути развития человека; в любом возрасте человек хочет познать других людей, проникнуть в тайны бытия – такие мысли рождает картина С. Дали.
3.Решение проблемы
На картине показан путь от рождения и до старости - это и есть наша … (жизнь).
- Как нужно пройти этот путь? В чём смысл нашей жизни?
Вопрос сложный, однозначного ответа нет, человек ищет ответ на этот вопрос иногда всю свою жизнь, но попытаемся с позиции своего возраста сделать кое-какие предположения.
_ Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы остаться Человеком. Пройдя свой жизненный путь – все три возраста – от детства до старости – не превратиться в некое существо, похожее на человека, а остаться прежде всего Человеком с большой буквы.
- А что для этого нужно? Какими качествами мы должны обладать для этого? Найдём ответ на этот вопрос в стихотворении Р.Киплинга. Это стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире, о том, что значит быть Человеком.
Сегодня мы вместе с Киплингом попытаемся вывести эти качества.
II. Изучение нового материала
4. Анализ стихотворения Р.Киплинга. Используется технология формирования правильного типа читательской деятельности. Первый этап – антиципация. Вопрос к ученикам:
- Как вы думаете, о чём будет говориться в стихотворении с таким названием? Как вы понимаете слово заповедь, подберите синоним.
Учащиеся читают стихотворение
Вопросы для анализа:
Кому адресовано стихотворение Р.Киплинга?
Чему учит поэт своего сына и любого другого человека, вступающего в жизнь?
Второй этап технологии – работа с текстом во время чтения. Приём – выборочное чтение.
Учащиеся открывают тетради, записывают тему урока и составляют образ Человека по «Заповеди»:
Образ Человека
Третий этап технологии – работа с текстом после чтения. Обобщение прочитанного. - Что делает человека Человеком, хозяином всего мира, с точки зрения поэта?
Основная мысль стихотворения в том, что человек должен быть прежде всего хозяином собственной личности, своего внутреннего «Я». Истинный человек, считает Киплинг, никогда не идёт на поводу у толпы, он всегда верит в самого себя, никогда не отчаивается, умеет рискнуть тем, что имеет, и всё начать сначала. Он прям и честен с окружающими, кто бы они ни были, он заставляет считаться с собой и уважать себя. Только такой человек, независимый, внутренне свободный, наполнивший смыслом свою жизнь, способен принять «мир во владенье».
- Почему, с вашей точки зрения, это стихотворение открывает раздел «Я и другие»?
Как, по-вашему, относится поэт к другим? Чем его взгляд на людей, его угол зрения отличается от позиции изученных нами прежде писателей?
Р. Киплинг сосредоточил своё внимание на взаимоотношениях личности и толпы. «Другие» для него – толпа, толпа «смятенная», клянущая лирического героя за «смятенье всех», толпа, в которой преобладают «маловерные», «лжецы», «плуты», «глупцы». Герой должен быть нравственно выше толпы: маловерным отпусти их грех, пусть лгут лжецы, не снисходи до них, умей прощать, равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив. При этом для лирического героя нет разницы в линии поведения по отношению к врагам и к друзьям («Будь прям и твёрд с врагами и друзьями»): для него главное – утвердить себя, своё внутреннее Я, заставить считаться с собой. Это стихотворение в какой-то степени противоречит жизненной установке многих изученных ранее писателей, но оно созвучно настроению Алексея. Автору этого прекрасного, умного произведения, судя по переводу Лозинского, свойственны некоторое высокомерие, определённый эгоцентризм. Перевод С.Я Маршака звучит более мягко, в нём не так резко подчёркивается противопоставленность лирического героя толпе. В целом же это стихотворение о человеке, наделённом глубоким внутренним достоинством.
III. Закрепление материала - С каким из двух ангелов ассоциируется лирический герой стихотворения Р.Киплинга? Объясните свою точку зрения.
- Прочитайте вслух дневниковые записи Алексея от 10 декабря. Что говорит Алексей о своей ссоре с товарищами по группе?
- Чем идеи и настроение стихотворения Киплинга могли бы быть близки Алексею?
- Можно ли назвать Алексея высокомерным человеком? Уверен ли он в своей правоте? Или он более склонен к сомнению, рассуждению?
- Что думает Алексей об отношениях личности и коллектива, меньшинства и большинства?
- Всегда ли большинство право, с вашей точки зрения? Имеет ли право человек в коллективе, в «команде» на самостоятельные поступки и собственное мнение, отличное от «общего»? Что может служить нормами оценки подобных поступков?
- На чём, с точки зрения Алексея, основаны взаимоотношения людей? На чём строятся ваши взаимоотношения с родными людьми, с друзьями, с окружающими вообще?
- Перечитайте фрагмент рассуждений Алексея от слов: «Мне кажется, во все времена человек оказывался перед дилеммой…» Кто из известных вам литературных героев совершил «нравственную жестокость», пойдя на поводу у бездушного большинства? (Л.Н.Толстой «Детство» - поступок Николеньки Иртеньева, который под влиянием Серёжи Ивина принял участие в издевательствах над Иленькой Грапом)
- Рассмотрите «Наброски голов» Леонардо да Винчи. Воспринимаются ли изображённые люди как толпа? Объясните причину. Какие чувства отражаются на их лицах? Какая внутренняя связь существует между этой работой великого мастера итальянского Возрождения и размышлениями героя нашего учебника?
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки за урок.
V.Домашнее задание: стр.74 – 84 прочитать главы из повести В.К.Железникова «Чучело»