Урок литературы по роману Л.Н.Толстого Война и мир(10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»



В чём счастье и смысл жизни героев романа?



( Ценности истинные и мнимые)























2016 г.

Цель : на основе текстуального анализа 1, 2 томов романа показать , как Л. Н. Толстой понимает истинные и ложные человеческие ценности, определяет жизненные принципы, которыми должен руководствоваться человек ; развивать навыки работы с текстом , умение давать характеристики героям , оценивать их поступки , делать логические выводы, обобщать прочитанное , видеть связь между эстетическими взглядами и творчеством писателя ; воспитывать духовные качества, нравственное отношение к жизни , стремление к самоусовершенствованию. Оформление : портрет писателя , иллюстрации к роману , репродукция картины Н. Ге « Что есть истина ?».

На доске высказывания мастеров слова :

« Жизнь - цветок , любовь – мед из него» ( В. Гюго).

« Кто себе друзей не ищет , самому себе он враг» ( Шота Руставели).

« Тщеславие – побудительная причина ко лжи» ( Д. Блекки ).

« Я вижу : власть постыдна и скучна , богатство тяжело и глупо , а слава – предрассудок , возникший из – за неумения людей ценить себя» ( М. Горький).

Тип урока : урок – исследование.

Метод : индивидуальная и коллективная работа учащихся.

Ход урока.



1 часть урока- Актуализация опорных знаний.

  • Вступительное слово учителя.

Жизнь человека многогранна. По мнению писателя Л.Н. Толстого, она проходит как бы в двух плоскостях. Послушаем , что пишет классик по этому поводу во 2- м томе романа «Война и мир». ( Зачитывается авторское отступление со слов: « Жизнь Между тем , настоящая жизнь людей…» - ч.3 , гл. 1.

Как видим, писатель полагает, что существует жизнь личная, которую он называет «жизнью сердца», и жизнь политическая, государственная, по оценке писателя , « жизнь роевая», где человек вовлечён в массовый поток жизни. Толстой , безусловно, отдавал предпочтение личной жизни человека.

Как жить, не теряя веры и желания? Как жить , сознавая себе нужным? Эти вопросы ставил перед читателями А.М. Горький в начале века, а Л.Н. Толстой задолго до него в романе «Война и мир» исследовал проблемы смысла человеческой жизни на примере анализа поведения своих литературных героев, копии которых он взял из жизни. Какие же нравственные ориентиры должны быть в жизни человека? Сегодня этот вопрос будет основным на нашем уроке.

* Объявление темы, постановка целей и задач урока. Зачитываются проблемные вопросы урока, записанные на доске:

1. Каковы истинные и ложные человеческие ценности по Л.Н. Толстому?

2. Какими принципами в жизни должен руководствоваться человек?

2 часть урока . Осмысление нового материала.

Учитель. У каждого из вас есть свои ценности: домашний уют , семья, учёба и т. д. Толстой в своём романе говорит об общечеловеческих ценностях, присущих всем людям. Есть ценности истинные и мнимые. Дома , анализируя текст романа , каждый из вас искал, вероятно, то, что ему понятно и приемлемо. Мы вынесем сегодня ваши исследования на всеобщее обсуждение, чтобы определить правомерность ваших выводов, т. е. соответствуют ли они представлениям Толстого об истинных и ложных человеческих ценностях. Для достижения этой цели необходимо и удобно будет пользоваться опорной схемой (ОС). Она будет представлять собой вектор человеческой жизни, в числитель которого мы будем заносить возможные человеческие ценности, а в знаменатель записывать жизненные принципы, которыми должен руководствоваться человек для достижения счастья. ОС в начале урока выглядит так:

Человек - ------------ Счастье

В процессе те ценности и жизненные принципы, которые не являются истинными, по Толстому, будут вычеркнуты.



Далее учащиеся называют возможные человеческие ценности, о которых говорит писатель в своём романе. В опорную схему записываем: жизнь,смерть,слава,богатство, общественное благо, патриотизм, дружба,любовь,семья и др.

Затем группа учащихся приводит доказательства , что жизнь , по Л.Н. Толстому, - это огромная человеческая ценность, которая противостоит смерти. В пользу справедливости этого тезиса говорят следующие эпизоды романа ( ученики анализируют их )

Сцена дуэли Пьера с Долоховым ( т.2,ч .3,гл. 4-5 ).

Учитель: Какая черта характера Пьера особо выделяется в эпизоде ? (Это прежде всего самокритичность, душевное благородство, стремление всю вину взять на себя.) Предполагаемый ответ.

Ученик: Если по тексту « Смерть … ложь» - логически в монологе Пьера находится в одном ряду, то что противостоит им? (« Жизнь… правда»).

Подвиг князя Андрея ( т. 1, ч. 3, гл. 19).

Учитель : Когда князь Андрей почувствовал тягу к жизни?

Учитель : Чего он более всего желал, когда он обнаружил себя перед великим полководцем Наполеоном?

Ученик : У него было одно желание – выжить. В тексте это сказано так:

( …желал только, чтобы эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни».)

Пейзаж глазами Ростова ( т.1, ч. 2, гл.8 ).

Учитель : Если в первой военной сцене красота природы противостоит грязным людским делам, какова же функция пейзажа?

Ученик : Пейзаж является контрастным по отношению к мыслям и чувствам героя, помогает понять самоценность жизни, ощущения человека , который оказался один на один с миром насилия.

Учитель : В результате анализа эпизодов вносим коррективы в ОС ( вычёркиваем смерть).

Группа учащихся доказывает , что слава, тщеславие не могут быть истинными ценностями, по Л. Толстому. Предварительно смотрим толкование этих понятий по словарю С. И. Ожегова. Отмечаем , что слава – « почётная известность», а тщеславие –« высокомерное стремление к славе», комментируем высказывания, записанные на доске.

Диспут между группами учащихся.

1 – группа. Стремится ли князь Андрей к славе? Или он тщеславен? ( Больше всего князь Андрей думает о славе перед Аустерлицким сражением. Он размышляет так: « Всё отдам за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе этих людей». Слава для князя Андрея отнюдь не тщеславие. Она более соответствует понятию о героическом, всеобщему признанию твоего подвига.)

- Князь Андрей думает о славе как герой 18- века. Его кумирами являются Суворов, Румянцев, Кутузов. Но ведь часто слава сопряжена с властью. Как быть в этом случае? ( Действительно! Власть портит людей. Но ведь Воронцов, как и Суворов, Кутузов снискали к себе расположение народа.)

2- группа . История знает примеры, когда стремление к власти несовместимо со славой. Вспомните: кто был Юрий Цезарь и что с ним случилось? ( Он хотел стать диктатором. Это вызвало зависть у его приближённых, и Цезарь стал жертвой вероломства.)

Учитель : В каких эпизодах Толстой показывает крах мечты князя Андрея о славе? ( Эпизод встречи князя Андрея с капитаном Тушиным.) Когда князь Андрей спас капитана Тушина в палатке Багратиона от позора, то неожиданно почувствовал что – то неладное. (Предполагаемый ответ)

Ученик : В тексте об этом сказано так: «Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно непохоже на то ,на что он надеялся.»

Другой эпизод – это откровение неба, где князь Андрей переосмысливает человеческие ценности, в том числе и славу . Фигура Наполеона, явившаяся князю Андрею, теперь кажется мелкой и ничтожной по сравнению с тем, что творится у него в душе. Тихая спокойная жизнь грезится князю. В этот момент наступает полный крах его мечтаний о славе.)

Учитель: Итак, Толстой в целом пренебрежительно относится к людской славе. Об этом говорят и его записи в дневниках: «Ни одна страсть не удерживает людей так долго в своей власти и не отделяет их от понимания смысла человеческой жизни и её блага, как страсть славы людской, в какой бы форме она ни проявлялась: мелочного тщеславия, честолюбия, славолюбия».

В результате обсуждения вносим коррективы в ОС (слава, тщеславие вычёркиваем).

3 часть урока. Фронтальная беседа . Работа с учебником.

Учитель: Следующим предметом разговора становится богатство, деньги, собственность.

- Как вы думаете, могут ли богатство, деньги, собственность принести человеку счастье? ( Вероятно, в какой – то степени да, если человек при этом не растеряет своих нравственных качеств. Однако большинство богатых людей в современном мире как раз страдают от душевной неустроенности, бремени власти и собственности.) Предполагаемый ответ.

- Но не кажется ли вам, что , имея деньги, можно на них приобрести все другие жизненные ценности? ( Возможно . Но так думают обыватели. Ведь нельзя же купить любовь, дружбу.) А если они и покупаются, то они ненастоящие.)Предполагаемый ответ.

-Учитель: Для кого в романе эти жизненные ценности имели большое значение? ( Судьба Пьера в романе доказывает, что эти так называемые ценности принесли ему одни хлопоты, неприятности и разочарование. Его дуэль с Долоховым, неудачная женитьба, увлечение масонством - следствия неверного представления о путях достижения счастья.)Предполагаемый ответ.

Учитель: - Высокое положение сановника не оградило Пьера от неудач, а даже, наоборот, спровоцировало их. А как сам Толстой относился к дворянским привилегиям? (Резко отрицательно, отказывался от всех дворянских привилегий в конце жизни.)

В результате обсуждения вносим коррективы в ОС ( богатство, собственность, деньги вычёркиваем).

Группа учащихся приводит доказательства, что патриотизм в романе является истиной человеческой ценностью, а вот стремление к общественному благу, как правило, не приносит удовлетворение человеку.

Дискуссия по вопросу:»Патриотизм как истинная жизненная ценность»



Учитель:- Вы говорили, что чувство Родины – основное качество человека и приводили примеры проявления патриотизма в романе. Но ведь патриотизм у Толстого разный. Многие герои Толстого считают себя патриотами, но являются ли они таковыми на самом деле? (Да, патриотизм капитана Тимохина и капитана Тушина с его батареей уж никак нельзя сравнить с патриотизмом Жеркова, который похож на трусливое хвастовство, или патриотизм Долохова, который сродни самовыпячиванию и бахвальству.)

- Каков же патриотизм у Толстого истинный, а какой ложный?

Ученик: Истинный патриотизм неприметный, непоказной, когда человек даже не осазнаёт, что, совершил тот или иной поступок, он стал героем. Ложный же патриотизм всегда связан с высоким самомнением, стремлением сделать карьеру, добиться известности, желанием покрасоваться перед сослуживцами.)

Учитель: - Почему стремление к общественному благу привело Пьера к разочарованию в жизни? (Его деятельность в братстве « вольных каменщиков» была далека от интересов народа. Это была видимость милосердия, стремление завоевать дешёвый авторитет у широких слоёв народа.Когда Пьер это понял, ему было жалко зря потраченного времени.)Предполагаемый ответ.

Учитель :А князь Андрей? Почему он разочаровался? Ведь он занимался важной государственной деятельностью и , вероятно, очень хотел принести пользу своему народу. ( Князь Андрей не мог знать, что его ревностное, честное служение делу идёт в разрез с интересами чиновничьего аппарата, которому совершенно безразлична судьба государства и будущее родины.)

В результате обсуждения вносим коррективы в ОС ( к слову патриотизм добавляем истинный; общественное благо вычёркиваем).

Группа учащихся обосновывает мнение, что любовь, семья, дружба - важные составные элементы счастья. Это хорошо прослеживается на примере судьбы князя Андрея.

В результате обсуждения оставляем без изменения в ОС такие понятия, как дружба, любовь, семья.

Затем учащиеся отвечают на вопросы.

- Как нужно жить, чтобы следовать этим нравственным нормам?

- Какую линию поведения следует избрать в жизни?

- Каким принципом в жизни руководствовался сам Толстой?

Принцип жизни Толстого: «Чтобы жить честно». Фактически это означало «рваться, путаться, ошибаться», потому что во всех случаях «спокойствие – душевная подлость».)

Заносим в ОС этот принцип жизни писателя.

Анализ эпизода встречи князя Андрея с Пьером (т. 2, ч. 2, гл.11-12)

Учитель: О чём спорят князь Андрей и Пьер? ( О добре, справедливости, назначении человека.)

- Какой же принцип в жизни исповедует князь Андрей? (Жить для себя.)

- А Пьер? (Жить для других».)

- В чём, на ваш взгляд, прав князь Андрей? (В том, что добро и зло – относительные понятия в мире и справедливое общество построить нельзя.)

- А в чём, заблуждается князь Андрей? (Вероятно, в том , что всё делается по личному расчёту, для удовлетворения человеческого достоинства и спокойствия совести.)Предполагаемые ответы.

- В чём прав Пьер? (В том, что наступит эпоха добра и быть оптимистом, т. е. любить, верить.)

- В чём заблуждается Пьер? (В том, что наступит эпоха добра и справедливости.)

- И всё же, кто кого переубеждает? На чьей стороне автор? (Пьер более убедителен, и правда на его стороне. В тексте романа после последней реплики князя Андрея идёт авторская метафора – бурлящая вода под паромом словно говорит князю: «Верь этому».)

В результате обсуждения вносим коррективы и дополнения в ОС (зачёркиваем принцип «жить для себя, добавляем «делать добро.»)

Учитель. Пьер в сцене спора с князем Андреем наивен так же, как и евангелиевский Христос. Веровавший в царство добра и справедливости. Но Пьер и мудр, как Христос. Его размышления о смысле жизни достойны внимания. Нравственные уроки на эту тему содержатся в картине Н. Ге «Что есть истина?»

Комментарий учащегося к репродукции картины Н.Ге «Что есть истина?»

Ответы на вопросы:

Какой вывод можно сделать из комментария? (Жизнь человека бессмысленна и пуста без идеала, без служения высоким целям.)

- А в романе Толстого есть выход на идеалы? (Да, Пьер обретает счастье и покой лишь в тот момент жизни, когда находит свой идеал. Мы узнаем в эпилоге, что Пьер вовлечён в тайную организацию. По – видимому, это будущие декабристы. Он обвиняет царя, критикует существующий строй, возмущается аракчеевщиной. Вовсе не важно, что идеал Пьера носит общественный характер, главное, что он у него есть.)

- Был ли свой собственный идеал у Толстого? (Да, это идеал «муравьиных братьев». Детская игра стала навязчивой мечтой и смыслом всей жизни. Толстой верил, что все люди – братья и должны жить в мире по христианским заповедям.)

В результате обсуждения заносим в ОС понятие идеал. Далее один из учащихся, орентируясь на схему, делает вывод по всему уроку, отвечает на проблемные вопросы. ОК в конце урока выглядит так:

Смерть, слава, тщеславие,

Богатство, деньги,собственность,

Жизнь, истинный патриотизм,

Дружба, любовь, семья, идеал.



Человек --------------------------------------------------------------Счастье



«жить честно», «жить для других»,

«жить для себя», «делать добро».



4 часть урока. Выводы. Итоги.



Заключительное слово учителя.

Далеко не все ценности в жизни человека представил нам Толстой в своём романе. Что же касается жизненных принципов, то их может быть значительно больше. Советую вам, представителям молодого поколения, руководствоваться в жизни горьковским принципом: «Не жалей себя! Это самая гордая, самая красивая мудрость на земле».

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Соответствуют ли представления Л.Толстого о жизненных ценностях моим собственным?».