Открытый урок литературы в 11 классе по творчеству И.Э.Бабеля

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


" Цена братоубийства "

(семинар-собеседование по книге

И.Э.Бабеля "Конармия")


Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

( Д.С. Лихачев)

Не убий! ( I заповедь Евангелия)

Оборудование урока: портрет И.Э. Бабеля, соответствующие теме фотографии и репродукции картин; стенд "Сегодня на уроке" со статьями из журналов "Дружба народов" №4, 89г.; "Огонек" № 39, 89 г. (КГВ "Прошу меня выслушать"); "Бабель в воспоминаниях современников", М, 1972 г. - с.83 и т. д.

Проблема урока: Как в книге И.Э. Бабеля изображается гражданская война, люди в пламени борьбы? Отношение автора к войне? Вообще нужно ли об этом знать и помнить?

Цель: - познакомить учащихся с данным произведением, дающим возможность не только оценить коллизии революционной войны и преодолеть представление о ней как о победно романтическом триумфальном шествии советской власти;

- выяснить проблемы, сохранившие свою актуальность по сегодняшний день;

- подвести к пониманию того, что творчество И.Э.Бабеля в наше время - элемент в процессе литературной реабилитации писателя, подзадержавшейся по сравнению с его политической и правовой реабилитацией;

- развитие речи учащихся через анализ

I. Вступительное слово учителя. Исторические события, совершившиеся в 19177-1929 гг., затрагивали всех и каждого, требовали осмысления. Многие из произведений, написанные в эти годы, только сейчас находят своего читателя. Это была проза молодых, в своём творчестве пытавшихся не только представить, но и разделить самые жгучие вопросы современности. Это была литература сегодняшнего дня и литература для будущего. Таким произведением является книга И.Э.Бабеля «Конармия». По поводу названия книги И.Э.Бабеля (1894-1941) один из известных критиков 20-х годов В.В.Полонский писал: « Читаю и перечитываю «Конармию». Удивительная книга – едва ли самая яркая за последние 10 лет. Меня смущает лишь одна мысль: “ Почему книга называется «Конармия»?”

Конармия, как рисует её Бабель, не похожа на Конармию, какую знает мир по её боевым подвигам. Ведь буденовской-то армии в «Конармии» нет. В книге есть, конечно, герой, некий стержень, вокруг которого происходит движение… Этот герой неизменным пребывает на страницах, с первой до последней. Не о Конармии, а о себе написал эту замечательную книгу человек, прошедший увлекательный и жестокий путь боевой страды.”

Наша задача, проанализировать произведение, согласиться или не согласиться с критиком в оценке этого произведения (развитие речи, умение сравнивать сопоставлять, делать выводы, анализировать).

II. Доклад «Очерк жизни и творчества И.Э.Бабеля», (опережающее задание, за 3 недели.)

III. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова

Д.С.Лихачева о том, что «память активна»? Разделяете ли вы это убеждение? Можете ли вы на опыте старших поколений, на своем опыте, на опыте художественной литературы доказать, что память способна противостоять уничтожению временем? Убеждает ли наше время, в том, что мы возвращаемся к «забытым именам, по-новому переосмысливаем прошлое», в справедливости мысли Д.С.Лихачева?

IV. Доклад «Гражданская война в литературе » (обзор).

V. Итак, откроем «Конармию».

Беседа с классом. Обратим внимание на время создания произведения – типичный для 20-х- 30-х годов роман в новеллах – а до широкого читателя дошел лишь в наши дни. О чем это вам говорит?

- какие факты биографии писателя легли в основу романа?

( г. Николаев – рассказ «История моей голубятни», «Первая любовь»)

(г. Одесса – студент коммерческого Одесского училища)

- Кто же главный герой романа, в чем особенность композиций? (кандидат прав Петербургского университета, прикомандированный к штабу одной из дивизий Первой Конной, Кирилл Васильевич Лютов, который в сложной структуре произведения занимает место литературного рассказчика, позади остается вся жизнь, впереди ждет жизнь неизведанная. В основе сюжетного конфликта лежат попытки стать равноправным бойцом Красной Армии, который не выделялся бы в общей массе конников своей неуклюжестью, даже какой-то чуждостью остальным. Отсюда мытарства героя)

VI. Анализ рассказов «Мой первый гусь», «Вечер», «Чесники» (индивидуальные задания).

Вывод: герой преодолел пропасть, отделившую его от бойцов «Первой Конной». Судьба героя – это не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, - а важнейшая проблема романа – интеллигенция и революция.

  1. Только ли дикие нравы, царившие в действующих войсках, превращали жизнь Лютова в цепь ужасных страданий? Можно ли обвинить героя в «мягкотелости» и «чистоплюйстве», не вписывающихся в атмосферу, пропитанную жестокостью и насилием? (обвинения в «клевете» и «бабьих сплетнях брошены Бабелю Буденным в «Красной Нови» - 1924- №3); здесь описание ужасов – не самоцель, а отношение автора к войне, к насилию – отвращение.

Вывод: «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире.

  1. Кто есть кто? (образы конармейцев) Прищепы, Кудри, Левки, Конкина, Акинфиева, Афоньки Биды и «Дамы всех эскадронов Саньки» (Еще одна проблема – проблема человека на войне.) Сочувствие автора на стороне жертв. Но все ли эти люди заслуживают осуждения? Ведь не их вина в том, что они такие есть: все лучшее дается человеку с рождения, вырабатывается в течение жизни, а такая была жизнь у этих конармейцев?

  2. Что же такое гуманизм? (человечность)

Анализ рассказа «Смерть Долгушова» (сопоставить с эпизодом романа А.Фадеева «Разгром» «Смерть Фролова»)

- Как же оценить все эти действия персонажей? (тест на гуманизм в чистом виде).

- Кто же поступил гуманно: Лютов или Бида?

Вывод: Спрашивать об этом кощунственно. Здесь нет и не может быть гуманизма. Лютов и Афонька поступают бесчеловечно и иначе поступить не могут.

«Два мира, - писал критик Полонский, - умирающий, древний новый, мир борьбы, с кровью и порохом, - они живут рядом в этой странной и очаровательной книге.

«Книга о «Конармии» есть и повесть о том, как великая и суровая эпоха переправила мещанскую романтику в романтику революции»

VII. Заключительное слово учителя:

Читая и анализируя книгу И.Э.Бабеля, следуя за его мыслью, разделяя его чувства, мы убедились: перед прошлым и будущим каждый из нас отвечает за своё время, которое это будущее готовит. Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она не была. Книга И.Э.Бабеля учит нас гуманизму, гражданственности, негативному отношению к войне, учит быть «людьми из тех людей, что людям не прячут глаз, глядят в глаза».

И.Э.Бабель – личность, писатель- гуманист напрочь отвергает войну, но, не желая поступаться правдой, преподносит картину событий в том виде, в котором её воспринимает очевидец.

Авторский идеал: «Нет войне!» созвучен первой евангелиевской заповеди «Не убий!»