Образ матери в творчестве современных писателей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


XX VII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

















Секция: филология



Название работы « Образ матери в творчестве современных писателей»







Автор работы: Гудкова Анастасия


Место выполнения работы:

г. Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1, 9 класс

Научный руководитель:

Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1














г. Ставрополь, 2016.

Оглавление:


Введение


Глава 1. Образ матери

    1. В устном народном творчестве

    2. В печатной литературе


Глава 2. Образ матери в творчестве современных русских писателей


2.1. Ф. Углов «Сердце хирурга»

2.2. В. Распутин «Последний срок»

2.3. Л. Улицкая «Дочь Бухары»

2.4. В. Шукшин «Материнское сердце»


Заключение


Библиографический список




































Введение

Велика и многогранна русская литература. Неоспоримо ее влияние и нравоучительное значение. Из этого великого «моря» произведений можно черпать беспрестанно. Каждая затрагиваемая тема получила свое полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров. Но есть одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, – это произведения о матери. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку…

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость; и презрением казним того, кто в горькую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове. Не изменилось ли отношение к ней в наш жестокий мир? Как сегодняшние писатели раскрывают этот образ, чему учат и какие нравственные ориентиры воспитывают в молодом поколении? Какой он сегодняшний образ матери?

Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом современных русских писателей в своем творчестве раскрыть образ матери, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, показать средства и приемы, с помощью которых раскрывается образ матери. Оказывается, тема матери поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.

Объектом нашего исследования являются произведения Ф. Углова, В. Распутина, Л. Улицкой, В. Шукшина

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа матери в каждом из представленных произведений.

Цель нашего исследования – исследовать образы матери в современных произведениях русских писателей, выявить какие душевные качества раскрывают образ матери в своих детях, определить с помощью каких приемов раскрывается образ матери.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

- прослеживается эволюция образа матери, начиная с устного народного творчества и до сегодняшнего дня;

- определяются основные средства, помогающие раскрыть образ матери, манера подачи, выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в XX веке;

.

Метод исследования: наблюдение, анализ, описания.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Образ матери


    1. В устном народном творчестве


Облик матери уже в устном народном творчестве приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях.


    1. В печатной литературе


В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высшего класса, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанно – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков. Не случайно у А.С. Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько замечательных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «матушка». А в русской литературе XIX века образ матери становится одним из главных. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Н.А. Некрасова, матери-крестьянки в творчестве С.А. Есенина, матери-мученице в творчеств А.А. Ахматовой, трагедийный образ матери предстает в произведениях о Великой Отечественной войне у Е. Кошевой, Космодемьянской, А. Фадеева, жестокое отношение к женщине, подарившей жизнь, предстает в романе Василия Гроссмана, о бессмертном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери у Виталия Закруткина. Стоит вспомнить и роман М. Горького «Мать»,


Глава 2. Образ матери в творчестве современных русских писателей


2.1. Слово о матери Фёдора Углова «Сердце хирурга»


С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». Родом она была из сибирских крестьян. Писатель всегда удивлялся терпению русской женщины, восхищался её достоинством и добротой. Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда стремилась чем – либо помочь. « Желание помочь другим, охота к труду были в нашей матери», - писал автор. Возможно, любовь к людям, к работе были у писателя от матери. Какие слова нужно найти, чтобы написать о материнской мудрости и материнской любви? Углов благодарен матери за всё, чему она научила в жизни. Сама же мать совсем не ходила в школу, была неграмотной. Обладала прекрасной памятью, легко запоминала содержание книг, которые читались в доме вслух, неплохо знала историю русского народа, помнила даты важнейших событий, имена и дела выдающихся людей. Писатель утверждает, что любовь к чтению привили ему мать и отец, который очень любил читать вслух. Любовь к чтению, к русской истории и к русскому народу были заложены в писателе ещё с детства. Углов в своей книге также рассказывает о том, что суждения матери были просты, человечны, поражали глубиной обобщений. Особенно близко к сердцу принимала она судьбы своих односельчанок, в разговорах с сочувствием и большим пониманием относилась к политическим ссыльным, которые жили в деревне. Осознавала, что всё их «преступление» - это стремление облегчить жизнь народа. Мать очень сочувствовала этим людям. Ф.Углов писал, что его мать была простой крестьянкой, но была в ней интеллигентность и душевность. Когда же Углов работал врачом, мать помогала его семье. «Всю работу по дому и заботу о нас брала на себя, создавая тот уют, без которого невозможна плодотворная работа», - вспоминал писатель. Часто мать приводила из жизни случаи, где справедливость всегда торжествовала. Автор пишет, что очень любил эти «мамины разговоры». Они всегда были проникнуты любовью к людям и верой в справедливость. « Ложь и зло на коротких ножках ходят, а добро живёт долго», - говорила мать. От таких слов легче становилось на душе, «быстрее забывались обиды». Мать Ф.Углова была беспокойным, неравнодушным человеком. Автор вспоминает тот случай, когда его мама рассказала ему о судьбе Наташи. Эта девушка жила в одной деревне с его матерью. После этой истории Углов понял, что от него ждут профессиональной помощи. Эту девушку считали безнадёжной больной. Никто из хирургов не брался её оперировать. Матери Углова было очень жаль Наташу, и она уговорила сына пойти на такую рискованную операцию. Внимание и забота матери хирурга, его « золотые руки » спасли девушку. Ф.Углов всегда прислушивался к материнскому наказу: «Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Автор в своей книге пишет о том, что его мать была воплощением доброты и долготерпения, как и большинство простых русских женщин, чья душевная забота всегда согревала их детей. Писатель утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига. Мы понимаем, что выбор будущей профессии хирурга предопределила его мама. Она не высказывала этого мнения, но отношением к людям, к своим детям, мать помогла определиться Углову. Язык произведения прост, в нем приоткрывается жизнь семьи, где детям посчастливилось жить с таким человеком – как мать писателя. У Углова образ матери – это женщина, которая всегда рядом, помогает советом и тихими делами, дает стимул к жизни и вере в добро. Каждый из читателей видит в образе матери Углова свою маму, такую родную и добрую!


2.2. Образ матери у В. Распутина в повести «Последний срок»


Пленительный образ женщины-матери создал В. Распутин в повести «Последний срок». Анна наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. В образе своей героини автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины, об огромной нравственной значимости ее природной роли матери, способной своей любовью противостоять злу в мире.  В. Распутин рисует в своем произведении критическую ситуацию: умирает Анна. Драматические обстоятельства позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живет героиня. Прослеживая вместе с писателем судьбу старой женщины, вникая в ее заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность. Симптомы этой болезни подметил В. Распутин в образах детей Анны, потерявших связь с родной землей. Все они собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но их занимают, прежде всего, собственные заботы. Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы выглядеть на похоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это не сшитое еще платье для своей дочери. Сыновья Михаил и Илья запасливо покупают ящик водки — «мать надо проводить как следует» — и начинают пить заранее. И эмоции у них ненатуральные: Варвара, приехав и открыв ворота, сразу заголосила: «Матушка ты моя-а-а!». Люся «тоже опустила слезу». Так автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина — это и есть природа, дающая жизнь). 

Автор задумывается, почему у такой матери выросли бездушные дети. Начинает искать причины и тот момент, когда дети стали меняться. Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей. Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он был счастлив. Изначально герои способны были «чутко и остро удивляться своему существованию», тому, что окружает на каждом шагу, способны понять свое участие в «нескончаемой цепи» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Но погоня за сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Илье и Люсе весь свет и смысл жизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивляться бытию. Причина духовной и нравственной бедноты, по Распутину, заключается в том, что люди теряют связь со своими корнями. Только младшая дочь Таньгора сохранила благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь.

Что же за человек Анна? Как она относится к жизни? Какое значение имеет этот образ? Жизнь Анны была до краев заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в попе и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой. 
Вся ее прошлая жизнь напоминала бег по кругу, когда нет возможности остановиться и осмыслить происходящее: «...ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба». Но несмотря на всю жизненную круговерть, Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Ей вспоминается молодость, день, когда «она не старуха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя рано». В этот момент Анна чувствует себя по-настоящему счастливой, неведомые чувства охватывают ее, и она полностью поглощена созерцанием красоты окружающего мира. Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, и от сознания ни с чем несравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость. Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий срок на земле, идет высочайшая нравственность Анны. Из этой нравственности и вытекает ее бескорыстная любовь к своим детям, несмотря на их равнодушие к ней: «старуха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее»; чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже «не откладывая... умереть». Она видит в детях произошедшие перемены, но от этого не перестает любить их меньше. Илья «побойчел», Люся «городская вся, с ног до головы ...» Никогда Анна ничего не просила для себя. Даже о гостинцах она спрашивает исключительно ради своей внучки Нинки. В образе Нинки — надежда на то, что ниточка жизни не прервется: «Поговорю с ей, и на душе легче». 

Анна необычайно требовательна к себе. Даже в необходимости додаивать корову, чтобы принести молока своей больной дочери, она видит грех. Но Анна могла проявить и твердость характера, когда это было необходимо. Например, она «в упор из обоих стволов посолила задницу» караульщику Денису. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступалась своей совестью, поэтому она уходит из жизни достойно. 

Для Распутина образ Анны — образ идеальный. Писателя всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. Анна же это человек, который воплощает в себе идеал матери и нравственную силу народа.


2.3. Образ матери в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары»


Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная “архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная”. После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.  В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: “...во двор въехал “опель-кадет” и остановился возле калитки докторского дома”. Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти “красавицу” с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.  Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.  Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор “провозгласил диагноз по тем временам редкий — классический синдром Дауна”.  Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.  Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: “...они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед”. Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью! 


В этой с виду хрупкой и слабой женщине востока есть внутренняя сила, стойкость и способность «держать» удары судьбы. Бухара оказалась самой умной, сильной, лучшей. Её не сломили трудности, преграды, предательство мужа и болезнь дочери. Она достойно прошла путь, который ей был послан свыше, она выдержала экзамен судьбы. Именно такой образ матери, способной на самопожертвование ради дочери, показала Л. Улицкая. Материнский подвиг – вот истинное назначение матери, ее смысл жизни. Улицкая в своем рассказе указывает на такие казалось бы простые, но вечные человеческие ценности, как жизнь во имя другого. В тексте нет никаких отступлений, авторских замечаний, а простым языком описывается одна из немногих историй матерей. Образ матери дается объемно, полно, реалистически. При небольшом объеме рассказа, автор смогла показать образ матери – мученицы. Примечателен и тот факт, что автор делает акцент на имени Бухары, называет её «головешкой азиатской». Возникает вопрос: это факт пренебрежительного отношения к героине? Вряд ли. Таким именем-прозвищем автор одаривает главную героиню, подчёркивая и внешнюю, и внутреннюю красоту Алечки, её терпение, покорность, её уважение к старшим, особенно к мужчинам. Автор в самом начале рассказа подчёркивает особенности её воспитания как женщины Востока. Всю дальнейшую жизнь Бухары я бы назвала великим подвигом 22-летней женщины-матери во имя будущего своего ребенка.


2.4. Образ матери в рассказе В.М. Шукшина «Материнское сердце»


Короткий рассказ В.М.Шукшина «Материнское сердце» поднимает проблему долга, проблему ответственности за своё предназначение на Земле – быть сыном матери. Сразу возникает вопрос: рассказ называется «Материнское сердце», а почему речь идёт о поведении молодого человека? А ответ прост: очень много переживаний выпало на долю именно матери. Вспоминаются переживания матери и её мытарства по освобождению сына. Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына. Шукшин глаголами показывает нам состояние женщины. И его «каждое слово - в сердце отдаёт». Никто не пришел на помощь Витьке, только одна мать осталась с его бедой одна, не находя помощи ни у кого. Тогда обессиленная она обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его». Мы начинаем понимать, что Николай Угодник помогает именно таким, как Витька – заблудшим душам. А ведь на Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся. А что же такое сделал ее непутевый Витька: напился, подрался, попал в КПЗ, теперь ему грозит суд. Автор знакомит нас с Витькой, называя именем из обихода деревенских жителей, тем самым показывая свое осуждение ему. Судя, в каком возрасте уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным. Автор осуждает Витьку - ведь один необдуманный поступок сына рикошетом отзывается в сердце матери, и на протяжении всего рассказа мы наблюдаем, как страдает мать. Итог – бесконечные страдания матери. Если поставить на весы всё происходящее, какая несоразмерная картина получается. С одной стороны – легко, запросто совершённый поступок сына, а с другой стороны – такие страдания и мытарства матери. Ведь мать постоянно в действии. Автор показывает боль матери, ее душевные мучения, но и одновременно огромное желание вопреки всему помочь своему сыну, потому что он просто ее сын, ее кровинка. Чему учит нас Шукшин, наверное, простому человеческому вниманию. Простой человеческой благодарности к матери. Здесь образ матери показан как образ заступницы, мученицы, терпящей боль и унижение.


Заключение


Проследив образ матери, мы пришли к выводу, что на протяжении развития русской литературы образ стал более объемный, более яркий. Начиная с XIX века в русской литературе образ матери становится одним из главных. С образа матери-крестьянки, матери-мученице, он изменяется. В современной литературе образ матери не просто присутствует, но и олицетворял собой бесконечную любовь и заботу, стойкость в преодолении жизненных трудностей, уверенность, покой и благородство, бескорыстие и самоотверженность. Этот образ показан в движении, в развитии того образа, которым мы восхищаемся. Образ матери показан более реалистично, без отрыва от времени и приоритетов в обществе. Расширяется и манера подачи образа матери от описания идеального образа до образа через поступки, мысли, душевные переживания, действия. Образ матери приобретает многоплановость при подачи материала.

Так Фёдора Углов утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига. Его образ матери – это воплощением доброты и долготерпения. Манера написания – размышления сына, раскрытие образа матери через ее поступки, поучения, образ жизни.


У В. Распутина – это пленительный образ женщины-матери с щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. Это образ великой духовной русской женщины, нравственной, способной своей любовью противостоять злу в мире. Образ матери у Распутина — это и есть природа, дающая жизнь. Для Распутина образ Анны — образ идеальный. Писателя всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. Анна же это человек, который воплощает в себе идеал матери и нравственную силу народа. Образ матери представлен через видение ее детей, ситуация также отличная от других – перед постелью умирающей матери. Приемы, которые использует писатель – разговор детей, речь от деревенской до городской, противопоставление выросших детей о сложившейся ситуации.

У Л. Улицкой образ матери - терпение, покорность, уважение к старшим, особенно к мужчинам. Это великим подвигом 22-летней женщины-матери во имя будущего своего ребенка. Образ представлен через призму реальной печальной ситуации – рождение ребенка дауна. Манера написания – жизнь матери ради ребенка. Практически отсутствуют диалоги, а акцент сделан на поступках взрослых людей.

У В. Шукшина образ матери - показан как образ заступницы, мученицы, терпящей боль и унижение. Образ матери проходит параллельно поступкам непутевого сына, в сравнении даются поступки матери и сына. Речь простая, что в полном объеме раскрыть образ матери.

Мы пришли к выводу, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Действительно, образ Матери в русской литературе XX века – это воплощение и любви, и счастья, и вдохновении.

Придет время, когда исчезнут на земле войны, люди станут людьми-братьями, они обретут радость, счастье и мир». И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви». Эти строки послания Виталия Закруткина из героической поэмы «Матерь человеческая» хочется, чтобы стали пророческими.





Библиографический список


  1. Шукшин Василий «Материнское сердце». Издательство «Чечено-Ингушское книжное издательство», 1980 г.

  2. Федор Углов «Сердце хирурга». Неофициальный сайт Федора Григорьевича Углова, [link]

  3. www. moderrlib.ru. Распутин Валентин Григорьевич. Последний срок.

  4. Распутин Валентин. Последний срок. Современная проза. Издательство: Западно-сибирское книжное издательство, 1979 г.

  5. Royallib.com. Улицкая Людмила. Дочь Бухары. Современная проза.

  6. Библиотека 5баллов.ru. Образ матери-женщины в современной литературе. Д.В.Глушенков.