Курсовая работа по темеЗамысел и история поэмыДемон

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Содержание



Введение…………………………………………………………………………….4

1.Замысел и творческая история...............................................................................5

2.Социально – философская сущность поэмы……………………………………8

3.Особенности сюжета и композиции……………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованных источников……………………………………………..17



























ВВЕДЕНИЕ

Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К.Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».

Лермонтов – один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературный опыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своих современников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное он органически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное, неповторимое поэтическое искусство. Он является ярким представителем русского романтизма в литературе.

На основе его творчества появились в России новые произведения искусства: художественные, музыкальные. После знакомства с ними возрос мой интерес к Лермонтову, его творческому наследию, поэтому объектом исследования является романтизм в русском искусстве первой половины 19 века.

















  1. Замысел и творческая история.

Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно – эстетически выше? Они обе принадлежат к вершинным достижениям романтической поэмы. Вначале был создан «Демон». Поэма, начатая в 1829 году («Мой Демон», «Я не для ангелов и рая»), имеет восемь редакций.

Всеми исследователями творчества Лермонтова поэма «Демон» признана самым задушевным произведением поэта, воплощением его заветных чувств и глубоко выстраданных мыслей. И нет ничего удивительного, что все пишущие о Лермонтове считают необходимым уделить в своих трудах «Демону» хотя бы несколько строк. Гораздо удивительнее другое: почти полное отсутствие работ, посвященных философскому содержанию поэмы. А между тем философская проблематика поэмы необычайно сложна и многообразна. Лермонтов в «Демоне» отозвался на все те искания в области гносеологии и философии истории, которыми мучилась передовая русская мысль в 30—40-е годы.

Замысел поэмы «Демон», впервые возникший еще на заре поэтической деятельности Лермонтова, был в достаточной степени сложен. Как вполне справедливо отмечалось исследователями, он был связан с литературной традицией поэм-мистерий Томаса Мура, Альфреда де Виньи и в первую очередь Байрона. По-видимому, Лермонтов задумал написать философскую поэму, перекликающуюся по сюжету с «Элоа» де Виньи, а по характеру главного героя — с байроновским «Каином». И если бы Лермонтов уже в юношеские годы не был глубоко оригинальным поэтом, читатели получили бы еще одну внешне глубокомысленную, а по существу подражательную поэму вроде «Дива и Пери» Подолинского Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтов начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет. Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова. Но интересно: первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца. В первых вариантах действие поэмы происходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.


Печальный демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей1

__________________________

1Лермонтов М.Ю .Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.228. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Написав еще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:

- Демон узнает, что ангел любит одну смертную, обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив, но она скоро умирает и делается духом ада.

Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти. Вслед за тем, в той же тетрадке, следует продолжение.

«Груды людей» не очень удачно сказано, но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новые планы. И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика, друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!

. А. П. Шан-Гирей рассказывал: "Один из членов царской фамилии пожелал прочесть "Демона", ходившего в то время по рукам в списках более или менее искаженных. Лермонтов принялся за эту поэму в четвертый раз, обделал ее окончательно, отдал переписать каллиграфически и, по одобрении к печати цензурой, препроводил по назначению. Через несколько дней он получил ее обратно, и это единственный экземпляр полный и после которого "Демон" не переделывался".

Начав работу над поэмой «Демон» в 1829 г., поэт в 1829–1831 гг. пишет или намечает четыре редакции ее. В 1833–1834 гг. Лермонтов создает пятую редакцию поэмы, в 1838 г. – шестую. Изменяется облик героини. Она постепенно теряла черты абстрактно-романтической грешницы и получала психологически мотивированную биографию. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия – Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княжна Тамара предстала как живой и полнокровный образ.

С появлением такого образа Демон получил меру ценности своих деяний. По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Однако переоценка не означала «разоблачения», дискредитации. Демон оставался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос начинал сливаться с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати.

Небесное странничество Демона среди стройных хоров светил и бесприютное скитание на земле Печорина, не находящего конечной цели пути,— два варианта, две основные, взаимоотражающие друг друга бытийные формы, в которых находит воплощение мотив странничества у Лермонтова.

Однако в 1829—1834 гг. Лермонтов на материале сюжета «Демона» не создал, да и не мог создать философскую поэму. Годы работы поэта над первыми редакциями «Демона» — это время, когда напряженные идейные искания еще остаются под спудом, атмосфера общественной жизни еще не насыщена ими в столь сильной степени, как во второй половине десятилетия. А воплотить свой задушевный замысел, опираясь исключительно на литературные реминисценции, молодой поэт, очевидно, не захотел. Все это препятствовало Лермонтову создать в эти годы романтическую поэму с философской проблематикой.














  1. Социально – философская сущность поэмы

Философский, интеллектуально-психологический пафос поэмы и огромный накал чувств главного героя поэмы потребовали высокой и метафорической лексики: «В пространстве брошенных светил», «Под ним Казбек, как грань алмаза». Необычные, титанические страсти, создаваемые в поэме , обусловили ее гражданскую патетику, проявляющуюся в самых разнообразных изобразительных средствах.

Отмечалась также общность философских увлечений Лермонтова и Герцена2. Неудивительно, что направление философской мысли Герцена и философские раздумья Лермонтова нередко совпадают друг с другом. Имеется известная общность между самыми задушевными, во многом программными произведениями Лермонтова и Герцена — поэмой «Демон» и философско-публицистическим циклом «Писем об изучении природы». Разумеется, речь идет не о тождестве этих глубоко различных по своей природе произведений. Кроме того, «Демон» и «Письма об изучении природы» при всей хронологической близости их создания принадлежат различным эпохам русской общественной жизни. Если «Демон» — порождение 30-х годов, то «Письма об изучении природы» — один из идейных манифестов периода демократического подъема 40-х годов. «Письма об изучении природы» — на редкость стройное и последовательное изложение философских воззрений Герцена в 40-е годы — дают ответ на многие из философских вопросов, волновавших в ту пору русское общество, а в «Демоне» затронуты многие из тех проблем, ответ на которые содержится в «Письмах об изучении природы».

Поэтому философско-мифологический сюжет в первоначальных редакциях «Демона» остается чистой условностью, внешней рамкой ее содержания. Вместо философской поэмы, Лермонтов в ранних редакциях «Демона» (1829—1834) создает поэму психологическую, посвященную анализу чувств и поступков героя времени. В завершающих редакциях (1838—1841) «Демон» утрачивает черты традиционной для юношеского творчества Лермонтова психологической поэмы о современном герое-индивидуалисте и все в большей степени становится поэмой символико-философской, с многогранной смысловой основой.

Эта антитеза, определившая собой психологическую и социальную проблематику романтических произведений Лермонтова, послужила отправной точкой и для философских размышлений поэта, приведших в конце концов к ощущению разрыва между миром разума, чистого знания, «идеализма», по терминологии Герцена, и «эмпирии» — жизни природы и материального бытия человека.

______________________________

2 А.И. Ревякин. История русской литературы 19в. (1пол).Москва).- М.: Просвещение.- С. 318

Но прежде чем Лермонтов пришел к этому философскому аспекту истолкования противоположности мечты и действительности, необходимо было самой действительности утвердиться в сознании поэта как величине, эстетически равноправной с миром мечты. Основная мысль этого произведения — утверждение равноправия мира мечты и мира действительности. Какой бы низменной ни была реальная жизнь, эти два мира связаны самым теснейшим образом, являются лишь противоположными сторонами единого в своей сущности бытия человеческого общества.

Эта идея отныне определяет направленность философских исканий Лермонтова, В «Демоне» поэт по-новому подходит к изображению трагедии своего поколения, затерянного в «аравийской пустыне» безвременья, «заблудившегося в мире» (Чаадаев) между двух эпох подъема освободительного движения в России. Трагедия передовых людей истолкована Лермонтовым в зрелых редакциях «Демона» как трагедия познания. Разобщенность чувства и мысли, умозрения и опыта, жизни человеческого духа и реального общественного бытия — вот что препятствовало в 30-е годы рождению «мысли плодовитой», вот что было остро пережито Герценом, Белинским и другими выдающимися современниками Лермонтова. И в зрелых редакциях «Демона» эта разобщенность «эмпирии» и «идеализма» показана Лермонтовым во всех ее трагических последствиях. Недаром путь, пройденный в поэме Демоном, — это своего рода движение по кругу:

...вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной. Без упованья и любви!3

Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."

_________________________________

3Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).


Это «вновь» и «как прежде» в тексте заключительных строф «Демона» лучше всего подчеркивает бесплодный итог «боренья дум» героя.

Не сумев обрести «земных» ценностей — любви и упованья, Демон остается все в том же одиночестве в беспредельных просторах вселенной. И по-прежнему он «надменен» в своем неприятии и непонимании земной, материальной жизни. Круг замкнулся. «Эмпирия» и «идеализм» продолжают пребывать в разобщенности. Это подчеркнуто и в эпилоге поэмы, где

Жизнью вечно молодою,
Прохладой, солнцем и весною
Природа тешится шутя,
Как беззаботное дитя.
4

«Вечно молодую» жизнь природы, «вечный мир» ее величавых красот не может возмутить «вечный ропот человека», порожденный парящим в надземной сфере чуждым земным интересам «бореньем дум». Заключительные слова поэмы как бы подводят черту под размышлениями Лермонтова о разобщенности «эмпирии» и «идеализма», о трагедии познания, пережитой лермонтовским поколением.

Однако — и это в высшей степени характерно для лермонтовского творчества — философская картина мира воспринимается и просматривается в «Демоне» лишь через внутреннюю жизнь героя, через особенности его психологии. Поэтому, чтобы разобраться в философском содержании поэмы, нам необходимо вглядеться в душевный мир Демона, в царствующие в этом мире законы, отразившие те общие законы бытия и особенности жизни человеческого общества, которые анализируются Лермонтовым.








_________________________________

4Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).



  1. Особенности сюжета и композиции.

Разрыв между мечтой и действительностью, отчужденность романтических переживаний героев лермонтовской поэзии, драматургии, прозы от «существенности хладной» — один из ведущих мотивов творчества Лермонтова. В юношеских произведениях поэта, таких, как лирический дневник 1830—1832 гг., драмы «Люди и страсти», «Странный человек», противоречие между мечтой и действительностью порождает трагическую коллизию, которая разрешается гибелью героя — мечтателя и романтика. Миру идеала «бессмертной мысли и мечты» в юношеском творчестве Лермонтова отдается явное предпочтение перед реальной действительностью. В жизни царят все виды угнетения и несправедливости: крепостное рабство («Вадим», «Боярин Орша», «Люди и страсти», «Странный человек»), национальный гнет («Испанцы, «Измаил-бей»), религиозные предрассудки («Исповедь», «Испанцы»), власть денег («Странный человек», «Маскарад»). Все светлое, возвышенное сосредоточено в мире мечты, в душах лермонтовских героев; все отталкивающее — в мире действительном со всеми его противоречиями.

Во второй главе «Писем об изучении природы» основным вопросом, занимающим автора, являются взаимоотношения между сознательным, аналитическим бытием человека и гармоничной, непосредственной жизнью природы. Герцен размышляет о том, какой ценой «естественный человек», пребывавший в младенческом неведении относительно всех жизненных противоречий, становится человеком общественным, носящим в своей груди «все скорби и запросы» своего времени. Лермонтов, как и Герцен, видит в «распадении с природой» одну из причин двойственности характера своего героя. Демону с его душевным раздвоением противостоит Тамара — воплощение естественности, духовной цельности и детской непосредственности. Эта детская непосредственность — одна из главных черт лермонтовской героини. Она «свободы резвое дитя», «улыбается она, веселья детского полна». Внутренний мир Тамары до встречи с Демоном — это воплощение того райского блаженства неведения, той ангельской чистоты, против которых восстал когда-то Демон. Недаром он любуется Тамарой, «прежних братий вспоминая».

Сравнение Тамары с ангелом — здесь не просто дань романтической традиции, но существенно важная деталь для характеристики героини.

Однако в отличие от «ангелоподобных» героинь других лермонтовских произведений Тамара в своем духовном развитии проходит тот же путь из царства естественного бытия в царство мысли, что и Демон. Трагедия «распадения с природой» в поэме — удел всех его героев.

Вкусив от древа познания добра и зла, они сразу же теряют ощущение родственной близости с природой. Демон до своего «грехопадения» испытывал чувство полного слияния с жизнью природы. Именно утрата этого чувства заставляет его тосковать о «лучших днях».

Разлад с жизнью природы — та дорогая цена, которой платится лермонтовский герой за свое право быть «царем познанья и свободы».

Одиночество Демона среди «жизни вечно молодой» природы отнюдь не является только лишь его личной трагедией. Такова, по мысли Лермонтова, участь любого «естественного человека», сделавшего шаг по пути к сознательной жизни, к критическому осмыслению существующего миропорядка. Тамара — воплощение живой жизни и непосредственной радости бытия — после встречи с Демоном, возмутившим ее ум «мечтой пророческой и странной», переживает то же самое. Чувство единения с природой оставляет ее с той самой минуты, как только в ней пробуждается аналитическая мысль. В начале второй части поэмы перед читателем снова проходит вереница картин природы, во многом повторяющая начальные строфы поэмы.

Земля цветет и зеленеет;

И голосов нестройный гул

Теряется, и караваны

Идут, звеня издалека,

И, низвергаясь сквозь туманы,

Блестит и пенится река.5













______________________________

5Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с.260. . – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).


Но если в первой части «Демона» облик Тамары воспринимался нераздельно с картиной прекрасного и цветущего мира, то здесь эти картины даны с точки зрения самой героини, уже отделившейся от этого стихийного и безмятежного бытия. На фоне пейзажа в начале второй части «Демона» вновь появляется человеческая фигура — «грузинка молодая», идущая «с кувшином длинным за водой». И сразу приходит на память упоминание Лермонтова о том, как «княжна Тамара молодая поутру ходит за водой». Раньше Тамара жила такой же мирной, патриархальной жизнью, как и эта безымянная «грузинка молодая».

Теперь же, после того, как для нее совершился акт «распадения с природой», она в этой непосредственной и бездумной жизни — чужая, она воспринимает ее уже со стороны.

«Дума», аналитическая мысль и ее «мученья» — вот что резко отделило Тамару от прошлого непосредственного бытия. И если раньше эта «дума» была ей чужда, то теперь мы присутствуем при духовном раскрепощении Тамары, при ее внутреннем освобождении от «покорности незнанья».

О духовном рождении Тамары после первой ее встречи с Демоном поэт сказал с недвусмысленной ясностью: «Душа рвала свои оковы». Однако освобождение Тамары от «оков» безмыслия и покорного приятия мира осуществляется не сразу. Предпосылки внутреннего освобождения Тамары намечены уже в ее первоначальной характеристике. Недаром даже во время веселой свадебной пляски «тайное сомнение темнило светлые черты» прекрасной девушки, знающей, что ее ждет в семье будущего мужа «судьба печальная рабыни». Это органическое и пока еще неосознанное отвращение к рабству таит в себе возможность духовного бунта, осуществившуюся впоследствии. Вначале пробуждение Тамары к новой жизни — это лишь «мечта»; «ум ее он возмутил мечтой пророческой и странной», — говорится в поэме; «меня терзает дух лукавый неотразимою мечтой», — признается Тамара. Затем эта «мечта» органически перерастает в «думу». Сердце Тамары «полно думою преступной», «Тамара часто у окна сидит в раздумье одиноком». Стихия «раздумья», «боренья дум» окончательно сближает Тамару с Демоном, подготавливает перелом в ее сознании, зарождение в нем «демонического», мыслительного начала. Теперь Тамара хочет «допытаться от судьбы сокровенных ее приговоров», верит в свое право сомневаться и познавать. Недаром Демон с такой уверенностью говорит о ней: «На сердце, полное гордыни, я наложил печать мою», и эта «печать» — в новой для Тамары способности анализировать и вопрошать. И после появления Демона в ее келье с уст Тамары срывается град вопросов: «О кто ты? Речь твоя опасна... Чего ты хочешь? Скажи, зачем меня ты любишь?.. Зачем мне знать твои печали?» Даже последние слова Тамары в поэме — это тоже вопрос: «Ужель ни клятв, ни обещаний ненарушимых больше нет?»

Вначале Тамара не постигает всей диалектической сложности мира. Она еще не понимает, что «ад» и «рай», добро и зло — «два конца единой цепи», что «ненарушимые» в своей искренности клятвы и обещания могут быть, независимо от воли и личных стремлений Демона, им нарушены. И вот в клятве Демона перед ней раскрывается «пучина гордого познанья». Вначале это рассказ о страданиях самого Демона, затем картины несправедливого устройства современного общества — «страстей и бед толпы людской» и, наконец, философски обобщенная картина единого в своей противоречивости мира. Торжественная клятва Демона — настоящее зеркало всех жизненных противоречий, и соткана эта клятва из антитез.

В этой клятве любая ценность тут же уравновешивается ее антиподом и каждое чувство готово перейти в свою противоположность. И подлинная мудрость, «гордое познанье» состоит в диалектическом постижении законов бытия, в понимании того, что жизнь — это вечное движение, бесконечная борьба и одновременно единство противоположностей. К этому диалектическому познанию мира и идет вслед за Демоном героиня поэмы.

До сих пор лермонтовская поэма раскрывалась перед нами как произведение, исполненное пафоса «гордого познанья» мира. Теперь наступило время сказать еще об одной стороне ее содержания.

Лермонтов — «поэт мысли» столь же действенной силой, преобразующей жизнь и душу человека, считал любовь. Прославление любви как силы, вне которой нет истины и не может быть ее познанья, звучит в ранних поэмах — в «Ангеле смерти» и в особенности в «Измаил-бее». Отрешившись от этой любимой лермонтовской идеи, невозможно также понять и философскую концепцию «Демона». Но если в «Ангеле смерти» и в «Измаил-бее» эта мысль откровенно провозглашается «от автора», то в «Демоне» она вытекает непосредственно из развития сюжета, определяет собой логику поступков и «диалектику души» героев поэмы.

То состояние внутренней гармонии и полноты жизнеощущения, о котором мечтает Лермонтов, недостижимо, как он полагает, одним лишь усилием разума. Сила страсти так же одухотворяет человека, как и сила его мысли, и лишь созвучие мысли и чувства способно вернуть ему гармонию, оставшуюся за пределами его «естественного» существования.

Путь познания, пройденный в поэме Тамарой, — это путь человека, одаренного органической способностью любить. Когда Тамара рыдает над телом погибшего жениха — это не дань обычаю, а искреннее проявление ее чувства к молодому «властителю Синодала». Но и внезапно вспыхнувшая страсть к Демону столь же естественна для нее, как и любовь к «отважному князю». Воплощение «живой жизни», Тамара не может и не способна любить мертвого. Ее существо излучает любовь так же естественно, как солнце — свет и тепло. Поэтому жажда «гордого познанья», зароненная в ее сердце Демоном, соединяется у нее с проявлениями жгучей страсти.

И когда охваченная любовью душа Тамары просветляется мыслью, освещается познаньем — она более, чем кто-либо из героев поэмы, приближается к той внутренней гармонии, о которой мечтал поэт.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэма «Демон» дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими.

Демон страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Но Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

В поэме присутствуют все черты романтизма: крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты; народные предания, фольклор, прекрасный и величественный мир природы, ярко выраженное отношение автора – в демоне черты самого автора поэмы.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников. Всё это мы видим в произведении М.Ю. Лермонтова «Демон».

Итак, мы решили поставленные перед собою задачи и подтвердили гипотезу. Особый интерес для меня представлял поиск материала о создании поэмы и её продолжение в произведениях живописи, графики и музыке. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть материал о постановках поэмы «Демон» на театральной сцене.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М: Дрофа: Вече, 2002.- с. 400.

2. Вацуро В.Э. К цензурной истории «Демона» // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 410–414. http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vacuro-demon.htm

3. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 79.

4. Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 312–313.

5. Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – С. 635.

6. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М.: Современник, 1985. – С. 222–225.

7. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.-Л.: Наука, 1964. – С. 190.

http://all-biography.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mi…

8. http://www.askort.com/? item_id=2763

9. http://www.belcanto.ru/demon.htmlhttp://www.tanais.info/art/vrubelab3.html (Врубель и Лермонтов «Демон»)

10. А.И. Ревякин. История русской литературы 19в. (1пол). Москва).- М.: Просвещение 1977. С.541.

15