«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева были написаны в последние годы его жизни. Это было самое своеобразное и поэтическое создание писателя и по своему содержанию, и по художественной форме.
Совершенно разные и структурно не связанные между собой «Стихотворения в прозе» как бы выступают в виде простого «собранья пёстрых глав» (Пушкин), состоящего из мимолётных и сиюминутных наблюдений почти забытого в то время на родине Тургенева. Однако всё это лишь на первый взгляд. В действительности «Стихотворения в прозе» образуют единую образную систему миниатюр, свободно и раскованно, но крепко и по существу связанных между собой как философское осмысление фактов объективного мира и душевной жизни человека. Итак, стихотворения в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, для них характерно:
небольшой объем;
членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
повышенная эмоциональность стиля;
обычно бессюжетная композиция ;
общая установка на выражение субъективного впечатления;
наличие лирического героя.
Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей любимой родины, с её «великим, правдивым и свободным русским языком».
В прекрасном «тёплом слове», которое В.П.Анненков в письме от 2 октября 1882 года охарактеризовал как «панегирик» творчеству писателя, последний ставит и решает самые сложные и разные нравственные и социальные современные и общечеловеческие проблемы.
Вряд ли можно считать «Стихотворения в прозе» итогом художественных поисков писателя. Он считал их «материалами, которые пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу», но совершенно несомненно одно: созданный им в последние годы цикл маленьких поэм - произведение выдающееся и принадлежит никогда не стареющей классике. Кстати, автор довольно долго искал название своему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное», не имея намерения публиковать его при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». Только в сентябре 1882 года он окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе». Тургенева привлёк образующийся оксюморонный характер названия: с одной стороны, стихи, с другой - в прозе.
Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние годы И.С.Тургенева – что естественно – посвящены теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Это было связано и с его личной жизнью. Писатель всю жизнь любил одну женщину - Полину Виардо. Эта любовь длилась сорок лет, до самой смерти писателя. Но за три года до смерти Иван Сергеевич признался графине Толстой, что… не был влюблён. Предчувствуя близкий конец, он жалел, что подарил свою жизнь женщине, принадлежащей другому. По воспоминаниям современников, в отношении к Тургеневу у Полины Виардо всегда присутствовал меркантильный интерес. Писатель материально поддерживал всю семью певицы. А когда его не стало, представители семьи Виардо с исключительной поспешностью отвезли гроб в русскую церковь и исчезли, добавив, что если соотечественники не повезут его прах на родину, то его похоронят на городском кладбище по третьему разряду, как простого горожанина. Но это жизнь. И как считают многие исследователи творчества Тургенева, в том числе и Н. Долгополов, «чего бы лишилась мировая литература, распадись союз Полины Виардо и Тургенева. Вряд ли без неё Иван Сергеевич остался бы прежним: тонким, склонным к тихой грусти человеком и одновременно оптимистическим жизнелюбом, которого Виардо деликатно, но заставляла писать, переводить – работать…»
Поэтому наиболее яркие и чудесные « этюды с натуры»- жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в Человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотвержение и милосердие.
«Стихотворения в прозе», хотя и являются лирикой без «рифмы и размера», тем не менее, и по своей содержательной сути, и по языку, и по структурно-композиционным особенностям они выступают в виде самых настоящих (пусть «прозаических»!) стихотворений.
- Чем стихотворение лирическое отличается от стихотворения в прозе?
Каждая лирическая миниатюра в прозе выступает у Тургенева в виде единого целого. В качестве образующих её языковых средств выступают слова-символы, лексико-семантические повторы, антонимы, афористические выражения. Спокойное повествование сплошь и рядом нарушается резким всплеском эмоциональных концовок: то в форме метафористического сообщения («Далеко Ротшильду до этого мужика!»- «Два богача»; «Ей-то соль досталась дёшево»- «Щи»), то ядовитой или восторжённой экспрессивной оценкой ( «О лазурное царство! Я видел тебя…во сне»- «Лазурное царство»; «Как хороши, как свежи были прозы!»- «Как хороши, как свежи были розы»; «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- «Русский язык» и т. д.)
Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе». Что закономерно, в нем встречается немало традиционно – поэтического, идущего ещё от художественной практики первой половины XIX века. Однако всё это органически вливается в спокойное и неторопливое течение простых и безыскусственных слов, оборотов и синтаксических конструкций чистого, ясного, простого и мудрого тургеневского прозаического слога.
В лингвистическом отношении он до удивления современен (устаревшие факты можно пересчитать по пальцам). Из устаревших и диалектных фактов можно указать лишь несколько слов и оборотов: завалинка – «земляная насыпь вокруг избы», понёва – «домотканая крестьянская юбка», скворешница – «скворечник», коты – «род крестьянской обуви», гад – «змея», синтаксических конструкций: виноградный грозд, без грому.
«Этюды с натуры» написаны по всем правилам поэтики, отражающим законы художественной выразительности вообще. Более всего это сказывается в их композиционной структуре. Это нашло отражение в заглавиях миниатюр.
В стилистическом отношении они на редкость разнообразны и разнолики. Это касается и их смыслового характера, и их лексико – грамматической формы. Писатель использует всю возможную палитру заглавий. Одни заглавия (слова и сочетания) носят чисто номинативный, указательный характер («Щи», «Воробей», «Собака», «Молитва», «Житейское правило» и др.). Другие слова – заглавия в самой ёмкой форме метафористически обобщают всё, что следует в тексте далее («Голуби», «Нимфы», «Роза», «Дурак», «Кубок» и др.). Третьи строятся на антонимах, причём в качестве антонимов могут выступать и языковые синонимы («Враг и друг», Разнорабочий и белоручка», «Два богача», «Истина и правда»). Четвёртые в общепринятом виде представляют собою крылатые слова, на которых и строится вся лирическая миниатюра в целом («Завтра, завтра!», «Как хороши, как свежи были розы…», «О моя молодость! О моя свежесть!»). Пятые являются конструкциями, излагаемых в тексте мыслей и чувств («Мне жаль..», «Мы ещё повоюем!», «Повесить его», «Стой!»). В шестых – перед нами слова – синонимы, свернутые метафоры и сравнения («Порог», «Камень»).
Не менее своеобразны «Стихотворения в прозе» и в композиционном плане. Здесь наблюдаются и последовательная градация с завершающим – по-разному оформленным - обобщением («Воробей», «Мы ещё повоюем!»), и рамочная конструкция с первым и последним одинаковыми предложениями («Восточная легенда»), и анафористические повторения с присоединённой неожиданной концовкой («Мне жаль…»). Но наибольшую группу представляют новеллы, построенные по рельефно – прослоечной схеме («Как хороши, как свежи были розы..», «Лазурное царство», «Без гнезда», «Стой!»).
В качестве примера можно проиллюстрировать одну из миниатюр. Например, всем известная хрестоматийная миниатюра «Два богача».
« Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который от громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту – племянницу в свой разорённый домишко.
- Возьмём мы Катьку,- говорила баба,- последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить..
- А мы её… и не солёную,- ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика»
Она строится как трёхчастная притча. Первая и вторая части выступают как самостоятельные сообщения, но мастерски объединяются воедино противительным союзом НО и повторением конца первой и началом второй части: Я хвалюсь и умиляюсь – Но, и хваля и умиляясь, а также обозначениями действий говорящих и автора (превозносят – не могу не вспомнить). В них сообщается о миллионере Ротшильде и о бедном русском мужике (громадные доходы - убогое крестьянское семейство, целые тысячи - последние гроши), многочисленных пожертвований первого и одном вынужденном поступке второго.
Это и даёт возможность воочию показать цену и долю их настоящего милосердия и заботы о ближних. Особенно красноречивым является в этом отношении ответ бедняка на рассуждения жены («А мы её… и не соленую»). Именно этот вывод в качестве последней фразы второй части стихотворения определяет заключительный аккорд-обобщение: «Далеко Ротшильду до этого мужика»,
Прозрачны по языку и глубоки по смыслу многие словосочетания и фразы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева, в которых как бы спрессованы его житейские наблюдения и раздумья. Наверное, именно поэтому целый ряд выражений из этого произведения (иногда с некоторыми изменениями) получил статус афоризмов и крылатых слов. Достаточно назвать такие – сейчас обиходные и частые – обороты, как Только любовью держится и движется жизнь, Любовь сильнее смерти («Воробей); Житьё дуракам между трусами («Дурак»); Бывают улыбки хуже слёз («Памяти Ю.П.Вревской»); Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать («Житейское правило»); Мы ещё повоюем! («Мы ещё повоюем!») и т. д.
Г.О. Винокур не случайно назвал И.С. Тургенева наряду с Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским одним из классиков русской литературы: «Классик- это писатель, у которого можно учиться образцовой речи, произведения которого представляются наиболее совершенным воплощением практических языковых идеалов, существующих в данной общественной среде»
Традиции тургеневской прозы, его поэтического слова нередко и неповторимо постоянно будут отзываться в нашей литературе, например, в «Фацелии» М.Пришвина или в «Мгновениях» Ю.Бондарева.
Ссылки и комментарии
1. Тургенев И.С. «Полное собрание сочинений» - М.: Просвещение, 1991.
2. Шанский Н.М. «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева» - М.: Издательство АН, 1990.
3. Винокур Г.О. «Избранные работы по русскому языку» - М.: АН.СССР, 1959
4. Обоймина Е.Н. «Сто знаменитых муз» - Х.: Фалио, 2004
Проект. Стихотворения в прозе И.С.Тургенева
Вид проекта: монопредметный, исследовательский, среднесрочный, индивидуальный.
Форма представления: презентация на исследовательской конференции.
Аннотация
Учебный проект « Стихотворения в прозе И.С.Тургенева» проводился в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе (после изучения творчества И.С.Тургенева). Работа над проектом позволила увидеть богатство изобразительно – выразительных средств, используемых писателем; мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, помогла воспитать эстетический вкус.
Практическая значимость проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, для подготовки к экзаменам.
Реализация проекта: проводился сбор, анализ и обобщение информации из различных источников; составлялся план проекта, оформлялся материал по презентации; на завершающем этапе проводилась рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы.
Содержание и структура проекта:
Общие сведения.
1.1«Стихотворения в прозе» - философское осмысление фактов объективного мира и душевной жизни человека.
1.2. Характерные черты лирических произведений в прозе.
1.3. Отличие лирических произведений от прозаических
2. Красив и светел язык произведения
2.1. Палитра заглавий
2.2. Композиция миниатюр
2.3. Анализ стихотворения «Два богача»
2.4. Афористичность языка миниатюр
3.Заключение.