2-й урок
Цель урока:
показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Что противопоставляется?
Какова тема рассказа? О том, как после увиденного на плацу любовь героя к Вареньке пошла на убыль.
Идея: ужас, стыд перед свершавшимися жестокостью и насилием, неприятие этого. Социальные противоречия. Способом выражения идеи в данном рассказе является композиция.
Общее описание бала: Эпитеты. Которыми обрисован праздник:
Бал чудесный
Зала прекрасная,
Буфет великолепный
После бала, ПЛАЦ
Плац для экзекуции (место, улица):
Весенний мокрый туман,
Ломовые с дровами на санях,
Лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами;
Покрытые рогожами извозчики шлёпают огромными сапогами по талому снегу;
Кузнец в засаленном полушубке и фартуке несёт какую-то ношу;
В конце поля виднеется что-то большое чёрное – оказывается, это чёрные люди, солдаты в чёрных мундирах (3 раза повторяется прилагательное)
Варенька (описание героя)
В белом платье
В белых перчатках
В белых башмачках
Сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо
Ласковые, милые глаза
Вид наказываемого
Оголённый по пояс человек
Спина – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Сморщенное от страдания лицо
Спотыкающийся, корчащийся человек
На чём построен здесь контраст? (эпитетах, цвете)
Танцы
На чём построен контраст? (на глаголах)
Топнул, выкинул, задвигалась, прошёл, расставив, соединил, упал, поцеловал подвёл
Описание наказания
Толкали, падал, удерживая, тянули, поворачивал; оскаливая, повторял;
Не говорил, а всхлипывал;
Не милосердствовали;
Взмахнув, шлёпнул
Полковник на балу
Красивый, статный, высокий, свежий.
С белыми усами,
белыми бакенбардами,
с блестящими глазами,
радостной улыбкой
с широкой грудью, сильными плечами, длинными стройными ногами, сложен был прекрасно
Полковник на плацу
Шёл… втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;
Гневный голос;
Грозно и злобно нахмурившись,
Высокий военный в шинели и фуражке
Шёл твёрдой, подрагивающей походкой румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура (всё та же походка)
(полковник всё тот же)
Что, полковник двоедушен? (На балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски?
Нет. На балу не кажется красивым, милым, добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к этим людям. Любит дочь, заботится о ней. Варенька платит отцу тем же, гордится им.
Полковник ревностно исполняет букву закона, но не слышит голоса милосердия, голоса Господа в душе.
- Что противопоставляется? (Действие и состояние)
Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления
Перчатка
33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупеи»
Искренен и на балу
Почему и во 2-й сцене упоминается перчатка?
С. 38 и, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.
Контраст усиливается
И после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата.
А почему делает вид, что не узнал Ивана Васильевича? Поспешно отворачивается? (Вероятно, стыдясь, шевелится какое-то человеческое чувство
Умаляет ли это его вину? Нет. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон. И сто́ит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьёт «виновника» по лицу.
Он исполняет долг, он действует по закону. Ведь он воинский начальник, старый служака, убежден, что «надо делать все по закону», и, как ревностный николаевский военный, не рассуждая, прогоняет сквозь строй провинившегося беглого солдата.
Экзекуция - так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин».
В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот, - писал впоследствии Толстой, - имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй».
Музыка
Мотив мазурки звучит почти беспрерывно
Раздаётся неприятная визгливая мелодия
Краски какие преобладают?
Белые, розовые (это мажорная часть рассказа и здесь соответствующие цвета)
Чёрные
Белые оскаленные зубы
Красная спина наказываемого (в русской иконописи красный цвет означает ад, мученичество)
Для чего мы проделали эту работу? Композиция – способ выражения идеи: в противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов».
Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, осуждает его жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Он срывает праздные покровы с действительности николаевской России.
Приводит читателя к мысли:
Благополучие и праздная жизнь одних зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
- Что служит сохранению и утверждению несправедливого общественного устройства? Деятельность таких нерассуждающих и даже ревностных исполнителей правил и установлений, как полковник.
Обратим внимание на деталь – усы как у Николая І – стр. 33. (Полковник – символ николаевской России)