Создание текста на основе описания внешности в жанре портрета.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Создание текста на основе описания внешности в жанре портрета.

Под портретом понимается изображение в художественном произведении внешности человека, черт его лица, его одежды и т.д. Иногда говоря о портрете литературного героя, подразумевают при этом «внутренний» его портрет, т.е. совокупность черт характера человека, изображённого в произведении, мир его душевных переживаний.

Целью работы над описанием внешности, над составлением портрета является подготовка к характеристике литературного персонажа в старших классах.

1 кадр. «Характеристика человека».

Работа над портретом помогает развивать в детях наблюдательность и внимательность к окружающим. Дети учатся отмечать во внешности человека характерное, особенное; у них появляется стремление понять характер человека, что очень важно и с социальной точки зрения. Работа над описанием внешности имеет большое значение для языкового развития учащихся, т.к. обогащает их речь портретной лексикой, которой они недостаточно владеют. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно показать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему. Поэтому следует подойти к описанию внешности очень серьёзно и в определённой системе, чтобы учащиеся накопили большой словарь и фразеологию, усвоили план описания человека.

2 кадр. «Описание внешности человека».

При работе над словарём учащимся можно предложить ряд упражнений:

  • Подбери близкие по значению слова: ласковая-нежная, заботливый-внимательный, неловкий-неуклюжий.

  • Подбери слова, противоположные по значению: опрятный-неряшливый, спокойный-вспыльчивый.

  • Скажи по-разному: светлые волосы-светловолосая, карие глаза-кареглазая.



Анализируя литературные тексты – описания, учащиеся учатся подмечать, чем та или иная внешность героя привлекает или отталкивает нас, удивляет или вызывает сочувствие и м.б. даже неприязнь.

( «Чей это портрет?» )

Предлагаю вам послушать 4 текста – описания литературных. героев, авторов которых я озвучу. Ваша задача- угадать персонажей.

А.С Пушкин - « Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё и так горели. С первого взгляда она мне не понравилась». («Капитанская дочка» Маша Миронова). Н.В.Гоголь - « …низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинками по обеим сторонам щёк…». («Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин.) «Молодой человек лет 23, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове». («Ревизор». Хлестаков Иван Александрович). Л.Н.Толстой - «Он был неулюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того он был рассеян». («Война и мир». Пьер Безухов).

Чтобы овладеть портретным описанием, учащиеся выполняют различные виды творческих работ.

  1. Упражнение - загадка «Узнай, кто это?».

  2. Заметка в газету «Потерялся мальчик».

  3. Сочинение – откровение «Моя мама лучше всех».

  4. Сочинение по картине.

  5. Сочинение - миниатюра по фотографии.

  6. Сочинение по закрытой картине.

  7. Сочинение «Мой друг. Моя подруга».



  • При работе над описанием человека я использую игровой приём: «Угадай, кто

это».

3 кадр. «Видеофрагмент».

Ребята с трудом овладевают портретной лексикой, поэтому прежде чем они получат письменные задания, следует обратить особое внимание на развитие у них навыков устного описания.

  • Работа по закрытой картине – следующий этап в работе над описанием внешности.

Цель такой работы – научить учащихся задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картины, которая на 1 этапе закрыта. В такой ситуации речь детей оказывается особенно мотивированной. Вопросы и ответы на них выписываются на доску. Вторым этапом будет зарисовка закрытой картины по представлению, с опорой на справочный материал. В процессе такой работы возникают диалоги между учителем и отдельными учениками, когда требуется уточнить некоторые детали портрета, например – выражение лица (печальное или улыбающееся).

Третьим этапом будет анализ рисунков и сопоставление их с картиной (фотографией) или между собой. Так один из учеников не нарисовал улыбку на лице мальчика, другой допустил неточности в одежде.

( Портреты девочки и мальчика.)

И, наконец, 4-м этапом работы над описанием внешности по закрытой картине (фото) является устное описание портрета детьми, т.е. создание текста.

Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Чтобы убедить в этом ребят, можно предложить им описать самих себя. Они с удивлением отмечают, что никогда раньше не смотрели на себя со стороны, не пытались понять себя, что, кроме цвета глаз, длины волос, формы носа ничего сказать не могут. Даже о своём характере говорят не всю правду, лукавят. Их описания похожи друг на друга, но автопортреты узнаваемы.

4 кадр. «Вернисаж».

  • Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным для окружающих. А умение отмечать особые приметы может оказаться полезным, например, в розыске человека. Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность. Я предлагаю написать учащимся заметку в газету «Потерялся мальчик». Эта работа вызывает у них большой интерес. Дети сами выбирают лицо, внешность, которую им хотелось бы описать. Не было 2-х одинаковых заметок, т.к. отличительные признаки во внешности потерявшихся детей всегда индивидуальны (одежда, особые приметы: родинки, шрамы, физические недостатки).

Работа над описанием внешности человека на неслышащих учащихся оказывает воспитательное воздействие, т.к. дети становятся более внимательными к окружающим их людям, начинают замечать внутреннее состояние человека и регулировать своё поведение).

  • После такой работы можно приступить к описанию подруги или друга. Ребята проявляют большую наблюдательность, умение видеть за внешностью своего друга его характер, ум, душу. В процессе работы дети понимают, что нельзя отождествлять внешность человека и его внутренний мир, учатся воздерживаться от необъективных оценок своих товарищей.

  • Задание описывать внешность родителей лучше давать после того, как учащиеся уже дали портрет товарища. Большая часть детей предпочла описать маму, поэтому своё сочинение – откровение «Моя мама лучше всех» было приурочено к 8 Марта.

Следующим этапом работы над описанием внешности является описание одного или нескольких людей на основе картины – портрета:

  • В.Серов «Девочка с персиками», В.Перов « Тройка», Пластов «Первый снег».

Описание внешности не будет полным без упоминания о голосе и речи, походке и интересах человека. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, неграмотно, тускло, ходим, сутулясь или шаркая ногами.

Если мы хотим видеть конечный результат и быть твёрдо уверенными, что верно прошли все ступеньки и подошли к той заветной двери, за которой вот оно – творчество, мы должны проводить эту работу целенаправленно.















Литература:

1. Боскис Р.М."Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих". М. "Просвещение".2010год 2.Быкова Л.М. "Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей". М. Просвещение. 2005г. 3.. Зикеев А.Г. "Речевая подготовленность глухих учащихся к обучению по общеобразовательным программам". ж."Дефектология". №1. 2009 год

4.. Зыкова Т.С. "Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи". ж." Дефектология" №1. 2010 год

5. Зыкова Т.С. "Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей". ж. "Дефектология" №1. 2006год

6. Ильина С.Ю. "Обучение русскому языку в коррекционной школе". ж." Дефектология" №1. 2009год

7..Кукушкина О.И. "Новые средства развития письменной речи детей с нарушенным слухом". ж. "Дефектология" №1. 2008год

8. Комаров К.В. "Развитие устной и письменной речи ". К.В. Комаров, Е.Н. Капустин.- Краснодар, 2010год

9. Комаров К.В. "Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей". М.Просвещение. 20010г.

10. Т.А.Ладыженская "Методика развития речи на уроках русского языка". М."Просвещение". 2008г.

11. Морозова М.Д."Виды изложений и методика их проведения". 2009 год.

12.Никитина М.И. "Уроки развития речи ". "Дрофа". 2007год

13. Новосёлов Л.А. "Практические работы на уроках развития речи в школе для глухих ".

М.Просвещение. 2005г.

14. Садовникова И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление ". И.Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007г