АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ Никиты Елисеева ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Анализ литературно-критической статьи

Никиты Елисеева

ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ

Никита Львович Елисеев (1959) ─ российский литературный и кинокритик, публицист. С 1991 года печатается в журналах « [link] . Лауреат премии журнала «Новый мир» за 1998 год.

Критическая статья Никиты Елисеева «Лишний человек на рандеву с историей» посвящена роману Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея» ─ в основу сюжета которого легло полузабытое ныне «Дело ленинградских масонов» 1925–1926 гг. Но оно, как часто случается в книгах этого писателя (вспомним романы «Орфография» и «Оправдание», с которыми «Остромов» составляет своеобразную трилогию), стало лишь фоном для многопланового повествования о людских судьбах в переломную эпоху, о стремительно меняющихся критериях добра и зла, о стойкости, кажущейся бравадой, и конформизме, приобретающем статус добродетели. И размышлений о том, не предстоит ли и нам пережить нечто подобное.

« Лучшая характеристика творчества одного из самых ярких современных писателей России» - так начинает свою статью критик.

Елисеев указывает, что среди всех книг Дмитрия Быкова “Остромов, или Ученик чародея” занимает особое, особенное место. Во-первых, это — завершение трилогии. Третье “О”. “Оправдание”, “Орфография”, “Остромов”.

« “Остромов” — откровенное, открытое, яростное оправдание “лишнего человека”, написанное, что ни говори, человеком отнюдь не лишним, но деятельным, активным, влиятельным настолько, насколько вообще в современной России может быть влиятелен литератор. “Остромов” — гимн социальной нереализованности, умело, грамотно сделанный человеком, социально реализовавшимся на все сто процентов. Причем Быков с ходу отметает возможное объяснение, мол, его герой, Даниил Галицкий, потому лишний, что социальные условия не дают ему возможности стать необходимым; а вот как появятся условия для его социальной реализации, тут-то он и… Нет, нет, лишнесть Даниила Галицкого не то что принципиальная, она — природная, стихийная, естественная. Он не от мира сего. О чем, собственно говоря, Быков и пишет свой “самый” роман.

Почему “самый”? Потому что есть у этого писателя такая тайная, но очевидная мечта: написать великий русский роман начала ХХI века. “Остромов” — такая вот очередная попытка. Он самый “быковский” роман. Самый стилизаторский, самый литературный.»

Критик высоко ценит писательский талан Быкова, выделяет лучшие стороны романа, рассуждает над вечными проблемами, которые поднимает и раскрывает писатель.