Исследовательская работа «Символика в повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурака







Секция: литература

Исследовательская работа на городскую Научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в будущее» на тему: «Символика в повести «Гранатовый браслет»











Выполнила ученица 6 «вкласса

Аракчаа Алиана

МБОУ СОШ № 1

Научный руководитель:

Саая Снежана Эрес-ооловна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1









Содержание.

Введение……………………………………………………………………….. 2

Глава I. Символика в характеристике образов-персонажей повестей

А. И. Куприна……………………………………………………………...….. 5

1.1 Символическая деталь в характеристике героя…………………. 6

1.2 Использование символики в характеристике героини………….. 8

Глава II. Функции цветовой символики в повестях А. И. Куприна………. 11

2.1 Частотность цвет употребление в повестях А. И. Куприна…….. 12

    1. Символические функции цвета …………………………………... 13

Заключение............................................................................................... .16

Список использованной литературы.………………………………....... 18










Введение.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и мужчины в их отношении к любви в повести "Гранатовый браслет". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и любви, верной до смерти. Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

"Большой писательский дар А. Куприна высоко ценили Антон Чехов и Максим Горький. О Куприне с неизменно искренней теплотой писал скупой на похвалу, сурово требовательный Иван Бунин. Сам Лев Толстой восхищался им, считая Куприна наиболее талантливым из молодых литераторов: "У него настоящий, прекрасный, настоящий талант. Разумеется, всеобщее признание и слава пришли к Александру Ивановичу Куприну не сразу. В большую литературу он входил трудно и медленно, творческий путь его был неровен и нелегок" [15, С. 229].

В учебных пособиях, журнальных статьях и монографиях рассматривается жизнь Куприна, его вхождение в большую литературу, основные произведения и темы этих произведений, частично затронута символика.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков, Паустовкий.

3

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Крутиковой Л.В., Кулешова В.И., Смирновой Л.А. В настоящее время о жизни и творчестве А. И. Куприна существуют монографии Афанасьева В. Н., Михайлова О. Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: Символика в повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Выбор темы определяется актуальностью ее в настоящее время. Творчеству Куприна посвящено много работ (Астафьева В. Н., Волкова А. А., Воровского В. В., Крутиковой Л. В., Михайлова О. и ряда других), но символику рассматривают лишь некоторые ученые (Н. Н. Старыгина, Волков А. А., Кулешовой В. И.).

"Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему" [20, С. 445].

Предметом исследования является символика в лирической повести о любви. Цель данной работы – выявить использование символики в лирической повести. Цель исследования определила постановку следующих задач:

1.Изучение доступной научной литературы по творчеству А. И. Куприна.

2. Анализ лирической повести.

3. Выявление символов в повести.

4. Попытаться систематизировать символы с точки зрения любовной концепции А. И. Куприна.

Материалом для исследования послужила повесть А. И. Куприна "Гранатовый браслет". В ходе исследования были использованы следующие методы: статистический и сравнительно-сопоставительный.

Новизна работы заключается в попытке представить функционирование символов в прозе А. И. Куприна на примере лирической повести о любви.

Результаты работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. И. Куприна, на факультативных занятиях по литературе конца 19- начала 20 века.

Структура работы предполагает: введение, где определены актуальность работы, цель, задачи исследования; основная часть представлена двумя главами, которые состоят из двух параграфов каждая, в которых последовательно рассматриваются символика в образах-персонажах (героев и героинь), функции цветовой символики (частотность цвето употребления и символические функции) заключение, содержащее основной вывод работы; библиографического списка, который состоит из 8 источников, и приложений № 1, состоящего из 166 карточек, № 2, № 3, где приведены таблицы по цвету, и № 4, где подробно анализируются программы по литературе.













Глава I. Символика в характеристике образов - персонажей.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель, признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца девятнадцатого века и начала двадцатого.

Куприн А. И. - человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

А. И. Куприн верил в то, что человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья. Эти слова можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Любовь у Куприна различна: она прекрасная и чистая, осторожная и всепоглощающая, но одно неизменно - она есть и должна быть.

Куприн посвятил теме любви достаточно много произведений, в каждом из которых он рассматривает любовь различных, неравных людей.

В повести "Гранатовый браслет" Вера Николаевна Шейн имеет высокий титул и положение в обществе. Желтков - мелкий служащий, у которого нет ничего, кроме любви к Вере.

Таким образом, любить способны все, невзирая на титул и состояние, национальность и веру.

1.1 Символическая деталь в характеристике героя.

В повести “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро гаснет, или приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы к мужу, как у княгини Веры. И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: "любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть". Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией - Желтков. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, "каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас...".

Близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: "Я сразу угадал в вас благородного человека"; муж князь Василий Львович: "этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо".

Главный герой благороден. Желтков, лишившись возможности "хотя бы изредка видеть её", выполнил её просьбу "прекратить всю эту историю" единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – "Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!..".

По мнению многих исследователей, "мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом" [1, С. 93].

По мнению критика Афанасьева В. Н. , «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви» [1, С. 117].

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный - повесть “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Beethoven.2 Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя Твое!”

Желтков - человек страстно влюбленный в княгиню Шейн.

Портретная характеристика Желткова восходит к портрету молодого мальчика. Его лицо девичье, подбородок упрям, что должно быть свидетельством сильного и стойкого мужчины, но Куприн добавляет словосочетание "с ямочкой посередине" и перед нами уже совсем другой человек. Создается ощущение нежности, наивности, хотя главному герою уже не восемнадцать лет. Желтков - человек не уверенный в себе, о чем свидетельствуют его нервно бегающие пальцы по пиджаку и то, что "говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого".

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

При характеристике любви Желткова к Вере автор использует символический образ - "письма с целующимися голубками на заголовке". Голубь - символ "мира, чистоты, любви, безмятежности, надежды. Традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. Существует легенда, в которой утверждается, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы. <…>



1.2 Использование символики в характеристике героини.

Александр Иванович Куприн, как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

На светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка о любви. Холодноватый, осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему можно предугадать ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем" «начинает давить своей плоской пустотой...". Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, отвечала жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

У самой княгини Веры прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья – она бездетна и страстно мечтает о детях.

Княгиня Вера Николаевна Шейн - главная героиня повести. Куприн довольно подробно описывает ее внешность, привычки, но цветовая гамма отсутствует. Из уст Веры мы слышим: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером " [18, С. 266]. Это позволяет судить о княгине как о личности. Вера молодая женщина, которая поглощена домашним хозяйством. Она забыла что такое страсть, но это не означает, что женщине она не нужна.

В рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

Начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.

Куприн описывает свою героиню - Веру Николаевну - как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Княгиня благородная, удивительная женщина, достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины " [18, С. 292]. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Ко дню рождения Желтков посылает Вере в подарок браслет. В повести браслет является символом любви. Автор неоднократно подчеркивает то, что он был покрыт гранатами. Гранат - символ "здоровья, преданности, постоянства. Рождает сильные страсти в сочетании с дружбой и верностью. Приносит счастье. Египтяне считали этот камень символом жизни" [28, С. 362].

Желтков ушел из жизни. Вера Николаевна решается на встречу с ним.

Вера "вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок" [18, С. 304]. Появился еще один образ-символ. "Роза - самый популярный, но очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека.

Роза имеет одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. <…>

Красная роза символизирует желание, страсть, радость, чувственную красоту, завершенность" [28, С. 398 -400].

Вера поняла и оценила любовь Желткова. Она сумела ее признать. Теперь она оплакивает любовь, так как та прошла мимо.

Последним и очень значимым символом в повести является белая акация. "Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала" [18, С. 306]. Акация благодаря своей стойкости и жизнеспособности является символом бессмертия. "Общий символизм акации: эмблема весеннего равноденствия; символ чистоты и невинности; символ человеческого бессмертия и возрождения" [28, С. 377].

Княгиня всегда будет помнить Желткова и его любовь к ней. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.


Глава 2 Функции цвета в повести

А. И. Куприна.

Цвет играет важную роль в любом произведении. Писатели во все времена интересовались цветописью. Произведения многих писателей по цветовой гамме красочные и запоминающиеся. Активно использовали цвет как символ А. Белый, И. Бунин и А. Куприн.

Иногда цвет помогает понять характер героя, его чувства, мысли и прочее. Он делает героев личностями, так как портретные характеристики являются штампованными.

2.1 Частотность цветоупотребления в повести А. И. Куприна.

В результате использования статистического метода было установлено, что доминирующими цветами в повести стали:

красный цвет - 13;

белый цвет - 11;

желтый цвет - 8.

В повести А. И. Куприн использует как основные цвета, так и полутона.

Красный: пурпур, алый, розовый, багровый, кровавый, густо-красный, смугло-розовый, пламенный, огненно-красный, кроваво-красный, темно-красный, глубоко-красный, пенно-розовый, темно-рыжий, темно-огненный, огненный, рыжий, бурый (18 оттенков).

Желтый: солнечный, бронзовый, золотой, лунный, коричневый (5 оттенков).

Белый: светлый, бледный, серебряный, чистый, ослепительно-белый, ясный, снежно-белый (7 оттенков).

Черный: темный, серый, мрачный, смуглый (4 оттенка).

Синий: голубой, фиолетовый, лиловый, иссиня-бледный, густо-сини, нежно-голубой (6 оттенков).

Зеленый: темно-зеленый (один оттенок).

Ряд можно продолжать, но очевидно, что повесть окрашена теплыми тонами. Основными цветами стали: белый, красный, розовый, голубой, золотой.

Мир главных героев этой повести окрашен всего лишь несколькими цветами. Основное место по цвету занимает браслет, так как именно он в повести является символом любви и развязки восьмилетней истории. Он дорогой и яркий, красиво упакован.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр, но очень весел: он радует глаз.

Таким образом, по частотности употребления цвета создается следующая картина:

повесть "Гранатовый браслет" - красный, белый, желтый.

Функции цветовой символики будут рассмотрены во втором параграфе.

2.2 Символические функции цвета.

А. И. Куприн использует цвета не только как символы, но и для того, чтобы придать предметам красочность, индивидуальность.

Иногда бывает сложно определить функцию цвета: символ или просто цвет. Это сложно сделать в том случае, если цвет встречается в предложении или абзаце однократно. Бывают случаи, когда цвет без сомнения относится к символу - это случаи нагнетания цветовой гаммы, неоднократное повторение.

На уровне подсознания белый цвет ассоциируется именно с этими качествами. У человека от природы заложено архитипическое сознание цветовой символики.

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, надеждой, непорочностью, свободой, ожиданием лучшего, благом, "источником силы и здоровья, отсутствия смерти, главенством или властью, жизнью, зачатием или рождением, очищением, светом" [44, С. 144].

Красный цвет ассоциируется с любовью, страстью, отзывчивостью, решительностью, уверенностью, восторженностью, а также с кровью, болью, страданиями, злом, агрессивностью.

Видя зеленый цвет, мы думаем о жизни, о весне, о возрождении, о пробуждении, спокойствии и уравновешенности, невозмутимости и самостоятельности.

Желтый цвет входит в ассоциативный ряд с теплом, уютом, светом, радостью, великолепием, общительностью, открытостью, энергичностью.

Черный цвет - цвет надвигающегося несчастья, боли, страдания, страха и разочарования, непривлекательности, молчаливости, упрямства, замкнутости, эгоистичности, враждебности, нелюдимости, зла.

Белый цвет - цвет чистоты, надежды, свободы. Белый цвет всегда ассоциируется с чистотой, невинностью, с ожиданием лучшего.

В повести "Гранатовый браслет" мир Желткова и Веры не многоцветны. Мир Желткова окрашен теплыми тонами (коричневый, рыжий). О цветах, которые предпочитает Вера Николаевна, мы слышим из ее уст: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером" [18, С. 266].

Лес ассоциируется с зеленым цветом, а зеленый - это цвет жизни, молодости, расцвета, свежести. Красный цвет - любовь, страсть; белый - чистота, надежда.

Цвет характерен для браслета - символа любви.

Футляр из красного плюша. Красный цвет - символ любви и страсти. Крышечка футляра подбита бледно-голубым шелком. Бледно-голубой - цвет надежды и нежности. Золотой браслет на черном бархате. Золотой цвет - символ уважения и величия, а на черном фоне для того, чтобы подчеркнуть цвет золота.

Таким образом, цвета, используемые в тексте, имеют традиционную символику.

Красный цвет выступает как символ любви и страсти во всех трех повестях, но его можно расценивать и как символ боли, так как финал повестей печален.

Белый цвет - символ чистоты, надежды, веры в лучшее. Это характерно для лирической трилогии.

Черный цвет - боль, скорбь, тоска и страх. Боль и одиночество - вот исход всех трех повестей.

Желтый цвет - цвет радости и веселья. Любовь - это радость, поэтому в каждой повести есть этот красивый и жизнерадостный цвет.

Заключение.

Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательные повести «Гранатовый браслет».

Любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена. Прославление большой любви и беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна. Тема большой, всепоглощающей любви состоялась в повести "Гранатовый браслет", являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.

Создавая образ главной героини А. И. Куприн активно использовал символику:

1. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

2. В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.

По преобладанию какого-либо оттенка цветовой гаммы, каждую повесть можно определить одним только цветом:

"Гранатовый браслет" - кроваво-красный.

На примере купринских произведений мы можем хорошо усвоить такое понятие как символ, и понять роль символа в создании образа-персонажа. Повести А. И. Куприна, в плане цветописи, очень богаты. К сожалению, в программах по литературе творчеству Куприна уделено не достаточно внимания.

Повесть была гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто этот человек - бедный Желтков, княгиня Вера Николаевна.


















Список использованной литературы.

1.Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие. / Под ред. Л. В. Чернец. - М., 2000 г.

2. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. Для школ гуманитар. Профиля / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Дрофа,2001.

3. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды. / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. – М., 2004.

4. Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. - М., 2003. - 528с., илл.

5. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. / Под ред. Г. Н. Ионина. - 5-е изд. - М., 2003.

6. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л. П. Кременцова. - М.: 2002.

7. Хрестоматия по литературе. 10 -11 классы: В 2 кн. - Сост. Н. Е. Кутейникова, Г. В. Пранцова. - М., 1999.

8. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996.

18