Отзыв о стихотворении А. Фета «В саду»
Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда мое дышало детство.
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую, что там, в лесу, мне будет грустно.
Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.
И скажут: «Помним мы, как ты играл и рос,
Мы помним, как потом, в последний час разлуки,
Венком из молодых и благовонных роз
Тебя здесь нежные благословляли руки.
Скажи: где розы те, которые такой
Веселой радостью и свежестью дышали?»
Одни я раздарил с безумством и тоской,
Другие растерял — и все они увяли.
А вы — вы молоды и пышны до конца.
Я рад — и радости вполне вкусить не смею;
Стою как блудный сын перед лицом отца,
И плакать бы хотел — и плакать не умею!
1854
Вторая половина XIX века была небогатой на поэтические жанры, но русская литература подарила миру двух замечательных поэтов – А. Фета и Ф. Тютчева.
А. Фет – один из самых таинственных и загадочных поэтов ХIХ века. Его лирика отличается глубокой задумчивостью, философичностью. Неслучайно Н. А. Добролюбов назвал Фета «певцом смутных, неясных впечатлений и мимолётностей». Фет участвовал в Крымской войне, в 1854 году он возвращается в Петербург, сближается с Некрасовым и Тургеневым. В этом же году на страницах журнала «Современник» выходят его стихотворения «Вечер», «Пчела», «Шарманщик», «В саду». Фету – 34 года, а это время переосмысления ценностей, формирования нового взгляда на жизнь.
Стихотворение «В саду» проникнуто грустью, одиночеством, размышлениями о пережитом, настоящем и будущем.
Тема произведения – человек и природа. В разное время к данной теме обращались Ф. Тютчев, С. Есенин, А. Блок.
1-я строфа рисует радостную встречу лирического героя с садом: «Приветствую тебя, мой добрый, старый сад!» В этом обращении чувствуется, что сад для поэта – это что-то родное, незыблемое. Что же произошло с садом, с поэтом, если ему приходится «пить аромат с улыбкой горькою?»
Во 2-й строфе говорится о том, что изменения вроде бы незаметные, но они навевают на лирического героя грусть. «Густые липы», «хватает за ноги заглохшая трава» - вот те признаки, по которым можно судить, что герою становится неуютно в саду, потому что сад – символ цветущей молодости, а лес – это старость.
Следующая строфа заставляет нас задуматься: что же совершил лирический герой, если у него «пробудится и затрепещет совесть»? Воображаемый монолог сада с поэтом напоминает некую проповедь, в которой сад «просит» дать отчёт, ведь когда-то лирического героя «венком из молодых и благовонных роз … здесь нежно благословляли руки». Что стало с розами, которые символизировали надежду?
Оглядываясь назад, лирический герой понимает, что пройденный этап жизни для него потерян, потерян глупо, бессмысленно…
Последняя строфа стихотворения заключает в себе идею произведения: молодость героя прошла, а сад (жизнь) остался молодым и пышным («вы молоды и пышны до конца»). Лирический герой оказался странником, в душе у него нет той гармонии, которая царит в природе.
Стихотворение «В саду» относится к философской лирике поэта. Доминирующий мотив – мотив грусти, одиночества. Для достижения данного эффекта Фет использует ассонанс (повтор звуков[a],[э], [у]). Аллитерация («хватает за ноги заглохшая трава») усиливает ощущение грусти, глухие согласные передают настроение надвигающейся старости.
Констекстуальные антонимы («сад» - «лес») указывают на противопоставление молодости и старости. Возвышенная лексика («благовонные», «благословляли») говорит о высоком предназначении лирического героя, а фразеологизм «блудный сын» сближает с библейским образом.
Стихотворение динамично. Фет использует глаголы в трёх временах, и можно говорить о трёх этапах жизни героя – прошлом, настоящем и будущем. Обилие абстрактных существительных («трепет», «совесть», «разлука», «тоска», «безумство») указывает на глубокие раздумья поэта. Притяжательные местоимения («мой», «твой», «моя») говорят о том, что поэт пишет о важном, сокровенном. Краткие прилагательные («молоды», «пышны») в данном случае утверждают вечность жизни. Подбор всех частей речи осуществлён с одной целью: показать гармонию в природе и дисгармонию в душе человека.
Для раскрытия идеи стихотворения Фет использует различные синтаксические конструкции: сложноподчинённые предложения (« С улыбкой горькою я пью твой аромат, которым некогда моё дышало детство».); сложносочинённые предложения («Густые липы те ж, но заросли слова…»). Чтобы придать произведению особый смысл, автор использует прямую речь («И скажут: «Помним мы, как ты играл и рос…»). Употребление обращений («Приветствую тебя, мой добрый, старый сад, цветущих лет цветущее наследство!») говорит о том, что лирическому герою близок тот мир, в котором он оказался. Наличие противительных союзов (но, а) свидетельствует о противопоставлении состояния природы и состояния человека. Восклицательные и вопросительные предложения передают состояние лирического героя. Использование тире – результат размышлений и раздумий.
Стихотворение «В саду» написано шестистопным ямбом. А.Фет использует перекрёстную рифму.
Произведение богато метафорами («заросли слова», «хватает за ноги заглохшая трава»), эпитетами («добрый сад», «оплаканная повесть»). Олицетворения необходимы, так как постоянно Фет показывает состояние природы и состояние человека («дышало детство», «станут лепетать знакомые места»). Чтобы усилить значение слова «цветущее», автор использует перифраз («цветущих лет цветущее наследство»). Оксюморон («с улыбкой горькою») придаёт стихотворению налёт грусти. Синтаксический параллелизм ( «И плакать бы хотел – и плакать не умею!»)необходим для передачи состояния лирического героя.
В целом, несмотря на грусть, стихотворение оставляет светлые чувства. Хочется вспомнить слова героя Л.Н.Толстого: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».
Отзыв о стихотворении Р.Рождественского «Давнее»
Я, как блиндаж партизанский,
травою пророс.
Но, оглянувшись,
очень отчетливо вижу:
падают мальчики,
запнувшись за мину,
как за порог,
наткнувшись на очередь,
будто на ленточку финиша.
Падают мальчики,
руки раскинув просторно,
на чернозем,
от безделья и крови
жирный.
Падают мальчики,
на мягких ладонях которых —
такие прекрасные,
такие длинные
линии
жизни.
Великая Отечественная война… О ней написано очень много. О ней писали, пишут и будут писать книги, сочинять стихи, слагать песни, снимать кинофильмы, потому что это гнев, это боль, это скорбь, это Память нашего народа. В этой войне мы выстояли и победили, но нелегко далась эта победа. Лучших сыновей и дочерей потеряла Родина. «И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят…» – писал поэт Майоров. И наш долг перед павшими – это наша Память.
Люди, пережившие войну, никогда не смогут вычеркнуть её из своей памяти: слишком сильна боль. Поэтому поэт-шестидесятник Роберт Рождественский, потерявший во время войны отца, так много стихотворений посвятил войне. Сквозь всё его творчество проходит мотив верности, памяти-преклонения, памяти-долга, памяти-предостережения.
Стихотворение «Давнее», которое было написано поэтом спустя много лет после тех страшных событий, пронизано болью о погибших; мы чувствуем, вчитываясь в строки, что поэт переживает ужас войны снова и снова.
Рождественский вступает в духовный контакт с читателем, как говорится, с ходу, поэтому многие стихотворения поэта открываются непосредственным обращением или посвящением. Данное стихотворение он посвящает самому близкому и любимому человеку, своей жене, ведь самым наболевшим можно поделиться только с родными людьми.
Тема стихотворения – воспоминания о войне, с её потерями и бесконечным горем. Условно стихотворение можно разделить на две части. Первая объединяет первые две строки. Здесь лирический герой сравнивает себя с партизанским блиндажом. Данное сравнение подчёркивает то, что война была давно, но боль и память остались. Начало третьей строки – резкий переход ко второй композиционной части. Лирический герой оборачивается и отчётливо видит всё то, что леденило кровь так давно…
Белый стих придаёт стихотворению синтаксическую упругость, даёт возможность равномерно распределить в последовательности значимых и служебных слов смысловую и образную нагрузку.
Стихотворение состоит всего лишь из двадцати строк, которые не членятся на строфы, поэтому мы представляет масштабное полотно, единую картину страшного боя. Хотя в тексте не даётся описания места событий, конкретных героев, мы можем отчётливо это увидеть, каждый по-своему. Я вижу багрово-серое небо, временами прорезанное яркими вспышками, плачущую, молящую пощады землю. Эти пространственные образы возникают сразу же при прочтении. О времени можно лишь сказать, что это суровые, кровавые годы, из-за которых до сих пор плачет земля.
Воссоздать атмосферу боя помогает аллитерация на звук «р», создаётся иллюзия пулемётных очередей, гула летящих самолётов, раскатов взорвавшихся снарядов.
Разностопный трёхсложник в сочетании со смешанной рифмовкой придает стихотворению чёткое и ритмическое звучание, создаётся впечатление реальности происходящего. Инверсии и параллелизм добавляют ещё больше горечи. Поэт делает акцент на юности солдат, у которых «такие длинные линии жизни», у которых столько забот, планов и желаний. Но они падают на землю «руки раскинув», как будто стараются её обнять и защитить в последний момент. Эпитет «жирный чернозём» заставляет содрогнуться, когда понимаешь, сколько крови пролито. Повтор глагола «падают» автор использует для передачи непрерывности движения, для того чтобы показать огромные-огромные потери. Сравнения («запнувшись на мину, как на порог», «наткнувшись на очередь, будто на ленточку финиша») помогают передать обидную правду: легко обрывается жизнь, легко калечатся судьбы.
На мой взгляд, в конце стихотворения лексическая анафора («такие прекрасные, такие длинные») усиливает напряжение и трагизм и напоминает, что война и молодость – страшное сочетание понятий.
В стихотворении немного средств речевой выразительности, но тем не менее оно не лишено образности. Через всё произведение проходят образ-переживание, образ - утрата. Трагический пафос стихотворения убеждает нас в том, что эти «мальчики» и без наград были героями, благодаря им мы столько лет живём под мирным небом.
Стихотворение Рождественского мне понравилось, оно помогает осмыслить трагические события, происходившие в середине ХХ века, открыть людям глаза, наполнить гордостью за победителей. Но фашизм, который отцы и деды, казалось, победили навсегда, вновь поднял голову. В Донецке, Луганске, Краматорске, Горловке, десятках городов и сёл Донбасса рвутся снаряды, гибнут старики, женщины и дети. И здесь опять же на память приходят строки Р. Рождественского: «Если мы войну забудем – вновь придет война!»
Как ни ужасно осознавать, но именно к этому привела политика украинских властей за последние два десятилетия. Делалось всё возможное, чтобы молодое поколение не знало правды Великой Отечественной войны. И война – с новыми жертвами и трагедиями – пришла. Долг всех, для кого свят подвиг советского народа, избавить мир от фашизма, кто не забыл о десятках миллионов погибших, – остановить кровопролитие.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!