Анализ стихотворения А. Блока, открывающего цикл «Кармен».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Анализ стихотворения А. Блока, открывающего цикл «Кармен».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Учить учащихся воспринимать лирическую поэзию, помочь им заметить и

осмыслить лексические, ритмические, синтаксические, звуковые особенности стихотворения. Развивать образное восприятие художественного произведения, литературную речь учащихся. Воспитывать тонкость и точность поэтического чувства у учащихся.

Задачи урока: Совершенствовать умение и навыки учащихся по анализу стихотворения.

Познакомить с историей создания вступительного стихотворения из цикла «Кармен».

Ввести учащихся в мир авторских мыслей и чувств, помочь им уловить неповторимость взгляда поэта на любовь, на любовные переживания.

Ход урока:

/. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного.

Урок начать с беседы с учащимися:

  • Кому принадлежит цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

  • Как Блок отзывался об этом цикле («Ранняя утренняя заря — те сны, туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».)

  • Возможно ли понимание цикла «Стихи о Прекрасной Даме» вне биографического контекста? (Да, стихи Блока можно рассматривать как художественное воплощение его жизненного пути, фактов его биографии, его раздумий, чувств, переживаний).

///. Подготовка к восприятию новой темы

(Звучит отрывок из оперы Визе «Кармен»).

  • Кто знает, какое музыкальное произведение прозвучало?

  • Представьте, что вы в театре, слушаете оперный оркестр и ожидаете выхода певицы, ожидаете чуда. Под впечатлением ожидания чуда и появился у Блока еще один цикл — «Кармен».

IV. Объявление темы, цели, задачи урока.

V. Слово учителя.

Цикл «Кармен» (1914) открывается восьмистишьем, которое во многих сборниках набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу. Учитель выразительно читает.

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет минувший свет,

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

А) Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Б) Обратите внимание, что у стихотворения нет названия, поэт вкладывает в стихотворение глубокий авторский смысл — стихотворение философского плана. (Это характерно для всех стихотворений без названий), (записать в тетрадь)

(Сообщение, заранее подготовленное учащимися)

[Как известно, Блок осенью 1913 года увидел в спектакле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное знакомство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года; пролог в «Кармен» датирован 4 марта — стихотворение, начатое еще в октябре 1913 года, окончено Блоком за две недели до встречи. В записных книжках сохранилась запись от 14 февраля 1914 года: / «Кармен» — с мамой. К счастью моему Давыдова заболела и пела Андреева-Дельмас — мое счастье/]

Учитель:

Сколько волнений в этом дважды повторенном счастье.

[5 марта Блок запишет — задним числом — события 2 марта. «Я страшно тороплюсь в «Кармен». На афише Давыдова, но я тороплюсь, весь день — тревога...

Беру 8-й ряд. Вхожу, когда уже началось, увертюра пропущена, уже солдаты на сцене, Хозе еще нет. Рядом оказывается (через даму) председатель общества поэтов. Я жду Кармен.

Рядом садится паршивый хам — офицер, громко разговаривающий с дамой. Выходит какая-то коротконогая и рабская подражательница Андреевой-Дельмас. Нет Кармен. Свет гасят, вступление к 4-му акту, я жду. Уже толпа, уже тореадор. Ее нет. Я решаю ждать Хозе. Вот и Хозе, ее нет, на сцене, бездарно подражая ей, томится Давыдова. Я ухожу.»]

Таков протофакт: 2 марта 1914 года А. Блок сидит в восьмом ряду партера театра Музыкальной драмы и ожидает выхода Л. А. Дельмас, исполняющей партию Кармен. В стихотворении нет ни партера, ни восьмого ряда, ни «паршивого хама» — офицера с его дамой, ни «председателя общества поэтов», ни даже оркестра, уже исполнявшего увертюру. В стихотворении — океан, гром, молния, сердце... Оно говорит о страсти, потрясающей все существо человека.

VI. Анализ стихотворения (эвристический, проблемный методы обучения).

  • Какое, по-вашему, слово-образ говорит о любовном переживании? (океан)

  • Что сопоставлено в стихотворении с океаном, меняющим цвет, когда над ним полыхает молния? (перечитываю первые 4 строки), (сердце) Сопровождено ли слово сердце у блока местоимением «мое», ведь это поэт ожидает Кармен, Андрееву-Дельмас. (нет, не сопровождено слово сердце местоимением «мое»).

  • Сердце не сопровождено местоимением «мое», отчего стихотворение приобретает большую обобщенность, широкий общечеловеческий смысл.

  • И кровь бросается в ланиты. Значение этого слова каково? (Ланиты — щеки, лицо (учитель может добавить. Ланиты — церковнославянское слово, обычный человек сам о себе едва ли скажет так, а Блок так может сказать — именно потому, что он опустил притяжательное местоимение, столь, казалось бы, грамматически нужное).

  • Сколько фраз в стихотворении?

Да, одна фраза, устремленная к своему концу: перед явлением Карменситы.

Какова рифма? Докажите.

Перекрестная

Цвет —свет

Туче — певучей

  • Почему у Блока явление вместо появления?! В этом-то и смысл вещи. Помните, у художника Иванова картину «Явление Христа народу». Вместо имени Бога у Блока имя испанской цыганки, принадлежащее земной женщине. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита — интимно-ласкательное, естественно воспринимается как имя богини.

  • Какими романтическими словами и словосочетаниями рисует Блок ожидания влюбленного. (Слезы счастья, душат грудь, боясь вздохнуть).

  • С чем сравнивает автор сердце влюбленного (с океаном, «как океан меняет цвет»)

- В чем необычность эпитета нагроможденный (в нем запрятан гром), скопление согласных как это называется? (аллитерация)

А в трехсложном слове океан преобладают открытые гласные звуки А-А (ассонанс), на него падает два стиховых ударения и оно поддержано гласными в слове меняет; в первом стихе образуется вокалический ряд: А-А-Е-А-А-Е-Е, он дает образ безграничного простора. Почему повторяется глагол меняет?

  • Каков синтаксис стиха? С чего начинается величавая, медлительная фраза? (С двух придаточных предложений (Как..., Когда...)). Фраза усложненная, замедленная деепричастным оборотом (...боясь вздохнуть) и однородными членами (и кровь..., и слезы...), движется к своему завершению, к имени Карменсита, — пока оно не произнесено, это имя загадка для читателя.

  • Какое имя вы бы подставили? (Афродиты, богини любви) Почему? Неожиданность и торжественность заключительного стиха выражена и средствами ритма: стих с четырьмя ударениями меняется стихом иного темпа.

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы. Любовь грандиозна как первобытные стихии природы — океан, гроза с громом и молнией, — и всеобъемлюща, как вера, ожидание любимой женщины равно состоянию ожидания чуда.

Читаются еще стихи из цикла «Кармен».

  • Каковы ваши впечатления о стихотворении?

  • Как вы его восприняли, умом или сердцем?

VII. Итог урока.

Домашнее задание: 1. Проанализировать письменно любое стихотворение из цикла «Кармен». 2. Индивидуальное задание по поэме «Двенадцать».

Учитель: Павшок Людмила Павловна