Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений « Литература » под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы , которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи и положения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЯСОШ №2 и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с программами для начального общего образования.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5- 6 классах .
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, на 3 часа в неделю (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения),
в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Результаты изучения предмета «Литература» в 6 классе
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- ответственного отношения к собственным традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира:
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов де6ятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознания значения семьи в жизни человека общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
Предметные результаты
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка (постоянный эпитет, олицетворение, сравнение), понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
. Учебно-тематический план.
Раздел Тема
Изучение нового и закрепление
Развитие речи
Контроль (в т.ч. чтение наизусть)
Введение
Литература как художественное отражение жизни
(1 ч).
1
Устное народное творчество
Обрядовые песни
Поговорки и пословицы
2
1
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет»
2
Из литературы 18 века
Басни
2
1
Из русской литературы 19 века
58
А.С.Пушкин
14
2
2
М.Ю.Лермонтов
4
1
И.С.Тургенев
3
1
Ф. И Тютчев
2
1
А.А.Фет
2
1
1
Н.А.Некрасов
3
1
Н.С.Лесков
3
1
А.П.Чехов
1
Произведения русских писателей19 века
1
А.С.Грин
2
А.П.Платонов
2
М.М.Пришвин
4
1
Стихи о Великой Отечественной войне
2
1
В.П.Астафьев
3
В.Г.Распутин
2
1
В.М.Шукшин
1
Ф.А.Искандер
1
1
Родная природа в русской поэзии 20 века
6
1
1
Из зарубежной литературы
Мифы Древней Греции, Геродот, Гомер, М.Сервантес, Ф Шиллер, П. Мериме, Антуан де Сент –Экзюпери, М. Твен
14
Повторение пройденного
4
1
ИТОГО
102
82
9
11
Основное содержание предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник», вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка», «Выстрел» Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь работать с книгой, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
- соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебники и учебные пособия
1.Коровина В.Я. и др. Литература : Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012 г..
2.Литература : 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина , В.П..Журавлев, В.И. Коровин . - М.: Просвещение, 2008.
Методические пособия
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература : Методические советы: 6 класс . - М.: Просвещение, 2006.
2. Мультимедийные пособия.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия
5. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2006
К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
6. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
7. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2003
8. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2004
9. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Москва «Просвещение» 2002
10. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2005
11. И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
12. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002
урока Т
Тематическое планирование
ема урока Требование стандарта
Характеристика деятельности учащихся
1
Литература как художественное отражение жизни
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Знать: о роли книги в жизни человека;
Уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
Тема 1. Устное народное творчество (3 часа)
2
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен;
Понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодий;
Уметь: соотносить календарно - обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.
3
Пословицы и поговорки.
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Афористичность загадок
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности;
Понимать: образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;
Уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи.
4
Рр. Урок – «посиделки». Русский фольклор .В чём красота и мудрость русских обрядов?
Уметь: в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связано рассказывать о них
Тема 2. Из древнерусской литературы
5
«Повесть временных лет» - историческая энциклопедия.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника;
Понимать: значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;
Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.
6
«Сказание о белгородском киселе»
7
«Сказание о белгородском киселе»
Тема 3. Из литературы XVIII века
8
Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделия
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства»
Знать: определение басни, морали, аллегории, олицетворение, нравоучение.
Уметь анализировать басню, выразительно читать
9
И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».
10
И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».Чтение наизусть
Тема 4. Из русской литературы XIX века
11
А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Дружба в жизни поэта. Стихотворение
«И. И. Пущину».
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»;
Понимать: что светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях жизни;
Уметь: определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
12
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»;
Понимать: чувства и переживания лирического героя, вольнолюбимый характер стихотворения;
Уметь: использовать понятия «слово – образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения, соотносить черновой вариант стихотворения с его окончательной редакцией.
13
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.
Знать: какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, художественные сравнения и др.) использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа («Зимнее утро») и грусть («Зимняя дорога»); насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека;
Уметь: при чтении стихотворений интонационно передавать любование сказочной красотой зимнего утра, радость полноты жизни и мотив грусти; анализировать художественные средства, толковать их роль в стихотворении, сопоставлять разные по настроению пушкинские стихотворения, выявлять в них общие и своеобразные черты.
14
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Гимн родной природе.
15
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина. Чтение наизусть
16
А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка», «Выстрел» Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
Знать: сюжет и героев повести Пушкина,
Понимать: позицию Пушкина – гуманиста: простые и естественные качества – самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви;
Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
17
Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».
Знать: сюжет и героев повести.
Уметь: анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести. Инсценировать эпизоды, передавая характер, чувства героев.
18
«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
19
А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.
20
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»
Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.
Знать: историю создания романа, содержание анализируемых глав, какую позицию занял молодой Дубровский по отношению к готовящемуся бунту, последовательность раскрытия темы, причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям, определение понятий композиция, сюжет
Уметь: составлять план, сравнивать образы героев, оценивать поведение героев, представлять картины русской жизни помещиков, анализировать эпизод как часть целого произведения, описывать душевное состояние героев, описывать портрет героя, выделять завязку, кульминацию, развитие действия, особенность сюжета.
21
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
22
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
23
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.
24
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
25
Развитие понятия о композиции художественного произведения.
26
Р.р Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».
27
Р.р Написание сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».
28
Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.
29
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза.
Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий « эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;
Понимать: в чем поэт находи сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
Уметь: связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
30
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.
Знать: определение понятий «лироэпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», « аллитерация», «поэтическая интонация»;
Понимать: сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
Уметь: определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
31
Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».
32
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ – символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»;
Понимать: настроение стихотворений;
Уметь: определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты.
33
Чтение наизусть М. Ю Лермонтова
34
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»;
Понять: авторское отношение к героям;
Уметь: связано рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.
35
И. С. Тургенев. «Бежин луг».
36
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»;
Понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание
Уметь: сопоставлять словесное художественное повествование с произведением живописи, выделяя детали изображения, выразительно читать текст, интонационно передавая чувства и ощущения автора от соприкосновения с природой, анализировать указанные эпизоды текста
37
Р.р И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»;
Понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание;
Уметь: сопоставлять словесное художественное повествование с произведением живописи, выделяя детали изображения, выразительно читать текст, интонационно передавая чувства и ощущения автора от соприкосновения с природой, анализировать указанные эпизоды текста
38
Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «образ – символ», «антитеза», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа», «монолог», «прямая речь», «интонация».
Понимать: основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека; скрытый, глубинный смысл стихотворений: мысли поэта о человеческой жизни, всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, ее быстротечности, красоте и печали;
Уметь: находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения.
39
«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
40
Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.Чтение наизусть
41
А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.
Понимать: мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
Уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
42
А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
43
Р.р «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты.
44
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Чтение наизусть
Знать и уметь читать наизусть.
45
Н. А. Некрасов. Работа над стихотворениями «Железная дорога».
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула»
Понимать: мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;
Уметь: связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
46
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог – спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
Уметь: определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении
47
Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.
Знать: содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя;
Понимать: почему Н.А. Некрасова волновала декабристская тема; его отношение к описываемым событиям;
Уметь: выразительно читать, интонационно передавая некрасовские особенности и лирического повествования
48
Контрольная работа №2 по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.
Индивидуальная
49
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»;
Понимать: как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
Уметь: связно рассказывать о писателе, воссоздать портрет главного героя
50
«Портрет» Левши.
51
«Портрет» Левши.
52
Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»
53
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия.
Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Знать: факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»;
Понимать: смысл названия рассказать;
Уметь: делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
54
Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»
55
А. С. Грин «Алые паруса».
«Алые паруса». Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятие «феерия»
Уметь: составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы – символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и др.
56
Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
57
А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок».
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.
Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были;
Понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой – былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;
Уметь: отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А. Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное.
58
«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.
59
М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности.
Уметь давать сравнительную характеристику героев. Находить сказочное и реальное в произведении.
60
Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».
61
Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».
62
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».Подготовка к сочинению.
63
Р.р Классное сочинение «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
64
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са мойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности;
Понимать: о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов – фронтовиков;
Уметь: выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств – от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
65
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
66
Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне
67
В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой».
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
68
«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).
69
«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).
70
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения.
Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Знать: автора содержание рассказа; понятия: «герой – повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;
Понимать: в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;
Уметь: анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя
71
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Понимать: скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия;
Уметь: сопоставлять рассказы В.Распутина и В. Астафьева, находить черты сходства.
72
Р/р. Нравственный выбор моего ровесника
(по произведениям
В. П. Астафьева,
В. Г. Распутина).
Понимать, что такое нравственность
73
В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал».
Слово о писателе. Своеобразие шукшинских «героев-чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя.
Образы бескорыстных, наивных правдоискателей в рассказах, осуждение эгоизма и бездушия.
Знать: содержание рассказа;
Понимать: смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно предавая чувства героев рассказа
74
Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Знать: автора, факты его биографии, сюжет рассказа;
Понимать: смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле.
Уметь: выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
75
Контрольная работа №3 или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.
Знать произведения писателей
76
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;
Понимать: как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20века;
Уметь: находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие мироощущение героя (печаль, сожаление, забота), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
77
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.
Знать: автора, определение понятий «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»;
Понимать: и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого яркий красок, близость стихотворений С. Есенина к произведениям устного народного творчества;
Уметь: по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С. Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
78
А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.
Знать: автора;
Понимать: как в одном развернутом сложном предложении А. Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы – ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;
Уметь: выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя;
79
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте
Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек);
Понимать: что тихо произнесенные сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н. Рубцова;
Уметь: интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
80
Чтение наизусть стихов о родной природе поэтов 20 века
81
Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).
Уметь письменно излагать свои мысли
82
Г. Тукай «Родная деревня», « Книга».
Тема Родины в поэзии Г. Тукая.
Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда» Г. Тукая.
Знать: сведения о выдающемся татарском поэте;
Понимать: что поэзия Г. Тукая вдохновлялась любовью к его малой родине, традициям, обычаям и культуре татарского народа;
Уметь: выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию и мелодию стиха; соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов
83
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
К Кулиев. Основные поэтические образы, символи-зирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.
Знать: сведения об авторе;
Понимать: почему у человека в особенно сложных ситуациях обостряется чувство Родины, почему поэт считает себя вечным должником своего народа;
Уметь: объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Тема 5. Из зарубежной литературы.
84
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы –рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А. Куна и Р. Грейвса, английского поэта и мифолога;
Понимать: смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;
Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки
85
Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
86
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Знать: определение понятий « Легенда», «миф», «реальность»;
Понимать: в чем отличие мифа от легенды;
Уметь: находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасения) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия); уметь составлять художественный рассказ о герое
87
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере.
Мифологическая основа античной литературы. Приключения
Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Знать: понятие «героического эпоса» (начальные предисловия), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
Понимать: как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им – с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера);
Уметь: определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
88
М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
Рассказ о писателе.
Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в человеке. Дон Кихот как « вечный образ в литературе».
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности;
Понимать: смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
Уметь: сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е. Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
89
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.
90
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Знать: автора, сведение его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни;
Понимать: проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя;
Уметь: соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
91
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение
Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»;
Понимать: смысл заглавия новеллы;
Уметь: рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение
92
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
Понимать: философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;
Уметь: определять сказочные и реальные элементы сказки.
93
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.
94
«Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.
95
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»;
Понимать: смысл высказывания Э. Хемингуэя;
Уметь: сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
96
Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
97
Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
Тема 6. Повторение пройденного.
98
Повторение и закрепление пройденного.
Знать тексты произведений.
Уметь связно отвечать на вопросы проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме письменного сочинения.
99
Р.р Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
100
Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
101
Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
102
Резервный урок