Образ Петербурга в творчестве Александра Блока.
11 класс, 2 урока в системе.
Система уроков по изучению творчества Блока можно представить так:
1 урок. Личность и творчество А. Блока.
2 урок. «Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга лирической трилогии.
3 урок. «Выхожу я в путь, открытый взорам…» (знакомство с другими циклами творчества А. Блока)
4-5 урок Образ Петербурга в творчестве А.Блока.
«Поэт Невского проспекта» (семинар)
6 урок «О, Русь моя!» Тема Родины в творчестве А. Блока.
7-8 урок Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».
В спорах о «Двенадцати» А. Блока. (семинар).
Тема уроков : Поэт Невского проспекта…
Цели:
- узнают, какую роль тема города играла в творчестве А.Блока, как образ Петербурга действовал на сознание поэта; смогут проследить эволюцию темы города, сравнивая раннюю лирику (его мистические стихи), «городские стихи» зрелого Блока и бунтарско – революционный город из поэмы «Двенадцать».
- будут отрабатывать умение определять тему стихотворения, ключевые слова, проблематику, настроение лирического героя; через символику цвета учиться видеть приемы создание двоемирия в стихотворениях о Петербурге.
- выразительно читать стихотворения, уметь предавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; зрительно конкретизировать образы, соотносить творчество с фактами биографии поэта, находить самостоятельно материал для исследования, владеть навыками работы с различными источниками информации; уметь выступать с устным сообщением.
Форма урока: семинар
Дидактическая модель обучения: проектная, поисковая
Педагогические средства: проблемные задания, защита индивидуальных заданий
Вид деятельности учащихся: групповая, индивидуальная
Оборудование: мультимедийная проекция репродукций картин М.В Добужинского «Из петербургских зарисовок», И. Глазунова «Окна во двор». (смотри приложение)
На предыдущем уроке ученики определили «поэтическую мысль каждого раздела», увидели, как меняется настроение и тональность лирики Блока во второй книге стихов. Познакомились со всеми циклами, определили основные темы. Домашнее задание было распределено по группам. (Группа имела возможность получить консультацию у учителя):
1-ая группа. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Блока «Пять изгибов сокровенных». Определите место произведения в контексте творчества поэта; тему и основной поэтический образ.
2-ая группа. Познакомьтесь с циклом «Город». Какая тема объединяет произведения этого цикла? Подготовьте выразительное чтение стихов: «Петр», «Город в красные пределы», «В высь изверженные дымы…», «Вися над городом всемирным…», «Ночь. Город угомонился…»
Обратите внимание на две стороны (два облика города): прекрасную и ужасную, реальную и фантастическую.
Каково символическое значение цвета?
Какова музыка стихотворений этого цикла?
3-я группа. Социальная проблематика и поэтический отклик в стихотворениях «Холодный день», «Окна во двор», «Хожу, брожу понурой…», «На чердаке».
Индивидуальные задания: В стихотворениях «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека» и «Фабрика» найти топографически узнаваемые облики города Петербурга, используя справочную литературу, Интернет.
Ход урока:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С. Я. Маршак
1. Слово учителя
Белая ночь стоит над Невой. Дворцовый мост распахнул свои тридцатиметровые стальные крылья и застыл, давая путь теплоходам. Медленно и пышно всплывает над Невой багровый шар солнца. Первый тонкий луч его тронул кружево решетки Летнего сада, оживил мокрые набережные, высветил золотой шлем Исаакия. Легли на гранит длинные тени от Казанского собора…. Новый день пришел в Петербург – Ленинград.
Здесь жили и работали Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Достоевский. Город их был мастерской, их творческой лабораторией. Петербург – один из «вечных образов» русской литературы. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Мы сегодня на уроке сможем дать представление, что нового внес в этот образ А. Блок и как этот город действовал на сознание поэта.
2. Выступление ученика.
В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург – это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: «Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову». Петербург – это казенные квартиры, «места жительства». Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово.
Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как «поэта города», и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее – «как гениального поэта Невского проспекта». Вот что писал о нем К. Чуковский в 1908 году: «Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта… Блок- первый поэт этой бесплотной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смутность его видений, и призрачность его обещаний. В России теперь появились поэты города, но Блок-поэт этой единственной улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц». Хотя в городских стихах Блока мало упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, но это будет не безличный город, а именно Петербург.
Как раскрывается урбанистическая тема в творчестве Блока?
Какие две стороны облика города вы увидели?
Можно ли назвать тему города у Блока эволюционной, изменяющейся со временем?
На эти вопросы мы и попытаемся ответить на уроке. Каждая группа выступает с готовым материалом. По ходу семинара вся информация помещается в таблицу.
1 группа. Вывод: В мистических стихах молодого Блока тема и образ Петербурга еще не присутствует. В них встречаются лишь случайные, разрозненные детали петербургского пейзажа, они не содержат цельного образа города.
Художественный мир «Стихов о Прекрасной Даме» придуманный, большей частью созданный под влиянием философии Вл. Соловьева, весь в золотой, белой, розовой дымке. Здесь соединилась сказка, предание с лазурью, холмами, «лесом зубчатым», «благоуханной глушью» маленькой усадьбы Шахматово. Здесь еще нет города, есть только Прекрасная Дама, и именно в этом городе происходят реальные встречи с той, кого поэт назвал Прекрасной Дамой.
Ранний Блок – истинный романтик, его привлекает все возвышенное. Лирический герой пока еще отделяет себя от шумного, суетного города, Он только физически часть его а духовно принадлежит природе.
2 группа. Вывод: В стихах, написанных в 1904 – 1907 годах уже возникает цельный и локальный образ Петербурга. Это «гениальный город, полный дрожи», полный противоречий, «страшный и магический мир», где «ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан». Здесь нет Дамы, здесь является Незнакомка. Кругом таинственная пошлость ресторанов, кабаков. Какая-то фантасмагория, таинственность, кругом «странные и прекрасные видения жизни».
Реален ли этот Петербург? (Безусловно, многие адреса топографически точны: аптека, паноптикум, булочная из «Незнакомки». Блок вспоминает ресторан в Озерках, где он бывал не однажды. Пивная помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой Зеленой Улицы, так же узнают сведущие люди мост и аллею, ведущие на Крестовский остров со стороны Большой Зеленой улицы. Прообразом «фабрики» в одноименном произведении стала тюлево-гардинная фабрика, расположенная рядом с офицерским корпусом Гренадерских казарм на Петербуржской набережной Большой Невки, где жил Блок. «Ночь, улица, фонарь, аптека» - эти строки о доме на Офицерской улице (ул. Декабристов), где жил поэт. Однако, город Блока, созданный в этом временном промежутке, больше ирреален, придуман, навеян другой философией.)
3 группа. Вывод: Еще позже Блока будет интересовать еще одна сторона городской темы – социальная. Северная столица предстает как город «нищих», вынужденных для того, чтобы обеспечить себе какое-нибудь подобие человеческого существования «гнуть спины» «под неусыпным присмотром черного кого-то». Очень много в поэзии Блока появляется сцен горя и обездоленности простого человека – труженика, обреченного в жертву капиталистической эксплуатации. Описывая улицы, кабаки Петербурга, закоулки, Блок показывает трагедию русского человека начала 20 века. В городских стихах Блока запечатлен и облик рабочего Питера, а далее к Петрограду «Двенадцати», уже растворенному в стихии ночи, вьюги, огней. В «городских» стихах зрелого Блока есть то тревожное ощущение, которое навеяно близящимися великими революционными потрясениями.
Есть в стихотворениях Блока о городе образ Дома, домашнего очага?( В городе Блока нет Дома. страшна свобода, страшно холодное отчаяние героя)
Какие цвета преобладают в образах? (Желтая заря, вечерние тени, синие снега, синяя мгла, окна желты, ледяная рябь канала, красный цвет)
Как вы думаете в какое пространство от «страшного мира» города уйдет герой Блока? (Из города герой Блока уходит в пространство России. И здесь начинается новая философская и новая лирическая тема)
3. Работа с репродукциями картин.
Посмотрите внимательно, что же могло привлечь внимание художников, почему эти зарисовки были выполнены? (Можно предположить, что это вид из окна помещения, где находится лирический герой Блока. И цветовая палитра: желтые, розовые, синие, голубые, серые, и вместе реальное и нереальное – все подтверждает наше предположение).
4. Работа по вопросам семинара, с заполнением таблицы.
Стихотворение
Ключевые строки
Особенности раскрытия темы, создание образа Петербурга
«Стихи о Прекрасной Даме»
«Пять изгибов сокровенных»
«Луна проснулась. Город шумный»
«благоуханная глушь»
«Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм…»
«вечерние тени», «синие снега», «сумрак дня», тусклых улиц очерк сонный», «хмурое небо», «уличный треск», «фонарей, убегающий ряд», колокольный звон, церковные купола, «темные храмы»,
Здесь царит образ Прекрасной Дамы. «Она не ездит на пароходе» и не появляется в городах.
Это улицы, по которым проходила Л.Д. Менделеева
Здесь автор стремиться познакомить читателя с внутренним состоянием своего лирического героя.
Целостного образа Петербурга еще нет, встречаются детали.
«Распутья»
1902-1904
«Город»
1904-1908
«Страшный ми» 1909-1916
«Незнакомка»
«Шаги Командора»
«В ресторане»
«Унижение»
«На островах»
«Седое утро»
«Сытые»
«Помнишь ли город тревожный…»
«В октябре»
«Авиатор»
«Возмездие»
«Над ресторанами .. воздух дик и глух, пыль переулочная, над озером скрипят уключины…Пивная
«синяя города мгла»
«Ночь темная одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась»
«нищие на мосту зимой», «черный, тихий, как сова мотор»
«Неустанный рев машин, кующих гибель»
Город предстает в фантастических образах, как призрачное и обманчивое видение, часто образы заимствованы из Апокалипсиса. Все прекрасно, возвышенно, светло.
Это город «странных и ужасных явлений», населенный «черными человечками», «пьяными красными карликами», «невидимками»
Чувствуется предубеждение против машинной цивилизации
«Город»
1904-1908
«Из газет»
«Холодный день»
«Окна во двор»
«Хожу, брожу понурой…»
«На чердаке»
«В кабаках, переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву
Я искал бесконечно красивых
И бессмертно влюбленных в молву»
мать-самоубийца, бросившая своих детей, бродяга, гуляющие женщины, девушки со скудной работой, «старуха, нищая клюкою»
«Открыл окно. Какая хмурая
Столица в октябре!
Забитая лошадь бурая
Гуляет на дворе»
Уже не исчерпывается изображением «странных и прекрасных видений жизни», уже есть и другая сторона –социальная:
Люди, униженные и оскорбленные в этом сверкающем сытом мире. Городские стихи рисуют картину социального неравенства. Повседневная картина уже предстает без какой-то иллюзорности.
Петербург- вместилище боли, беды, гибели, падения, грядущего возмездия
Поэма «Двенадцать»
«Страшный ми» 1909-1916
«Петроградское небо мутилось дождем»
«Фабрика»
«Двенадцать»
«рабий труд», «как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине»
«…Я запомнил эти лица
И тишину пустых орбит
И обреченных вереница
Передо мной везде стоит»
«Огни, огни, огни»
«От здания к зданию протянут канат. На канате - плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»
«Буржуй на перекрестке»
Образ рабочего Питера
Абсолютно реалистичный город, бунтарский, революционный.
Зрелые стихи проникнуты тревожным ощущением близящихся революционных потрясений.
Восприятие великого города, ставшего колыбелью революции.
1905 год, Великий Октябрь.
4. Проверка работы с таблицей, коллективное обсуждение.
Вывод: В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли определенную роль. Для Блока он был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его сознание. Несмотря на то, что он скупо и бегло описывает Петербург - его площади, улицы, памятники и здания, автор сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга, связав его с эпохой и личным восприятием жизни.
Блок – это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов XX века. Если в ранних стихах поэт – романтический одиночка, то позднее урбанистическая тема предлагает увидеть Петербург с его пошлостью, грязью, убогой обстановкой. Поэта волнуют городские события, волнует то, что происходит с жителями Петербурга. От прекрасного, светлого, неземного, возвышенного поэт ведет читателя за собой «зловонными дворами» на чердак с «низким потолком». Город приобретает «мертвый лик», здесь становится серо, узко, темно, тесно, душно. Поэтому справедливо сказать, что у города Блока два облика: прекрасный и ужасный, реальный и фантастический.
5. Итоговый вопрос урока. Рефлексия.
Какие стихотворения особенно понравились? Почему? Какое название для семинара вы могли бы предложить?
Методическое обоснование:
Система уроков по выбранной теме представлена в форме конспекта уроков. Проект уроков составлялся по следующим правилам.
1. Цели урока сформулированы в диагностической форме. Это позволили увидеть содержание урока в сжатом виде, целостно представить концепцию темы, выбрать нужные приемы работы, виды деятельности.
2. Можно выделить следующие этапы урока:
- Вступительный этап, подготовка школьников к восприятию поэтических текстов А. Блока. Еще на первом уроке, когда происходило знакомство с поэтом, его биографией, была создана мотивация на чтение. Применение на уроке мультимедиа, чтение стихотворений учителем усилило установку на чтение. Была выбрана групповая деятельность к подготовке материалов к уроку, предполагается помощь учителя.
- Этап анализа.
Была поставлена аналитическая учебная задача, объединяющая оба урока по данной теме: ответить на вопрос: Как раскрывается урбанистическая тема в творчестве Блока? Какие две стороны облика города вы увидели? Можно ли назвать тему города у Блока эволюционной, изменяющейся со временем? Но на каждом уроке был осуществлен свой этап проекта: на первом - выступление и защита в группах своего индивидуального задания, на втором - оформление материала в общую таблицу, работа по вопросам и заданиям, позволяющие сделать определенные выводы в ходе анализа каждого напеченного эпизода.
Форма урока: семинар
Дидактическая модель обучения: проектная, поисковая
Педагогические средства: проблемные задания, защита индивидуальных заданий
Вид деятельности учащихся: групповая, индивидуальная
- Заключительный этап .Представленные исследования групп, собственные интерпретации учеников поэтических текстов позволили обобщить материал в таблице и сделать вывод.
Таким образом, содержание урока достаточно полное, и учитель смог достичь поставленных целей.
[pic] [pic]
М.В. Добужинский «Из петербургских зарисовок…»
И. Глазунов «Окна во двор»
[pic]
М.В.Добужинский
«Из петербургских зарисовок…»
[pic] [pic] [pic]
М.В. Добужинский «Город, 1914»
М.В. Добужинский «Из петербургских зарисовок… 1910-ые гг.»
М.В. Добужинский «Из петербургских зарисовок… 1920-ые гг.»
8