Конспект урока на тему Образ Родины в творчестве Есенина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина.

Цель: Проследить за эволюцией образа Родины в лирике Есенина в разные этапы его творчества.

Задачи:

1) Проанализировать произведения Есенина.

2) Определить литературные приёмы, с помощью которых автор создаёт образ Родины.

3) Установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути Есенина и эволюцией темы Родины в его произведениях.

Ход урока:

Учитель: Сегодня нам предстоит прикоснуться к творчеству замечательного русского поэта С.А. Есенина. Хочется, чтобы этот урок стал для вас и праздником, и откровением, и осмыслением своего отношения к Родине, к поэзии, к Есенину.

(Презентация)

Тема урока: Образ Родины в творчестве С.Есенина.

Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным: « С чего начинается Родина?» (Что такое Родина для каждого из нас?) …………

В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос.

Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез.

Тема Родины является главной в творчестве Есенина.

« О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами…

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве», - говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере.

Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся. Неизменной остаётся только любовь к Родине. Многие поэты писали о Родине. Сегодня мы узнаем, какой была Родина у Есенина, как её изображает поэт в разные этапы своего творчества. В чем особенности раскрытия этой темы у Есенина.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа

1-й. 1914 – 1917 г. – (ранние стихи)

2-й. 1918 – 1923 г. – (после революции)

3-й. 1924 – 1925 г. – (последние годы)

1-й этап, относящийся к 1914 – 1917 г., характеризуется для Есенина гармонией земли и неба, человека и природы. Родившийся и выросший в деревне, поэт с раннего детства впитал в себя дух и красоту родной природы « Родился я с песнями в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали»

На его раннюю лирику большое влияние оказали русский фольклор, языческая мифология и православные образы. « Схимник – ветер шагом осторожным мнёт листву по выступам дорожным…», « Хаты – в ризах образа …»

Одухотворяя природу, автор пытается слиться с ней, растворится в её красоте и благоухании: « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто - звонных».

С огромной теплотой поэт создаёт образы родной природы, т.к. это для Есенина часть Родины. Русская природа предстаёт перед нами в самых разных красках; она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно красива. Поэтизация деревни также становится отличительной чертой раннего Есенина. Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи этого периода.

Чтецы: Стихотворения «С добрым утром», «Весенний вечер».

(выразительное чтение)

Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

- Какой мы видим родину в дореволюционном этапе его творчества? В чём особенности этого образа?

(обращаем внимание на образы стихотворения, его настроение, композицию, языковые средства)

Вопросы:

 каким настроением проникнуто стихотворение?
(оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю)
• почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие? 
(Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам).
благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избы
Словарная работа—образа—иконы, риза—золоченное обрамление, оклад иконы.
• с каким цветовым образом соседствует метафора « хаты—образа»? 
( «только синь сосет глаза»)
Вслушаемся в строчку. Какой прием использует автор? ( звукопись. Конкретно—аллитерацию на свистящие гласные).
• для чего? Какая картина рождается?
(слепящий разъедающей глаза синее)
• вам знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется сделать? (зажмуриться)
• Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? ( небесный—возвышенный. «Синее что—то слышалось Есенину даже в слове «Россия»)
Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом—это воплощение любви.
• пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?
(девичий смех, пляска на лугу—мажорные звуки. В стихотворении нет людей, они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один—он часть народа).
• какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за праздники?  ( замечательная традиция—нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко», благодарили Творца за щедрость—может быть поэтому Есенин назвал спас «кротким».)
Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждает нерасторжимую связь времен, человека и природы. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина—это олицетворение Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа.

Выводы:

- Изображение деревенской России.

- Идиллические картины.

- Наличие пейзажных зарисовок.

- Православные образы.

- Близость к фольклору.

- Метафоричность и образность языка.

На смену радужному и светлому этапу раннего творчества приходит другой. (1918 – 1923 г).

Революция. Разгул общественной стихии повлёк за собой разгул, разброд в жизни, в мыслях и чувствах Есенина. Изменяется тональность его стихов. В некоторых исчезает чистота и восторженность, появляется грубая маска. Есенин, с восторгом принявший революцию, надеясь, что наступит новая, светлая жизнь, особенно для деревни, начинает разочаровываться. Печаль и сомнения поселяются в его душе. Раскол в стране беспокоит молодого поэта. Себя он всё чаще видит там, «в Руси уходящей».

Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

"Я последний поэт деревни..." – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": "Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча..." "Догорит" находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего ("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу голубого поля" России с ее необъятными просторами.

"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"



- Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества Есенина?

Выводы:

- Остаётся деревенская Россия, образы родной природы.

- Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает идиллия.

1924 – 1925 г.

Разочарование ещё больше охватывает поэта. Он с болью и тревогой переживает ломку привычного уклада жизни: «Ах, милый край, не тот ты стал, не тот».

Пытаясь уйти от горькой действительности, Есенин уезжает за границу. А, вернувшись, чувствует себя чужим: «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец».

Как изображает Есенин Родину в этом периоде своего творчества?

Анализ стихотворения «Русь советская»

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный  [link] ? Ужели это сны?

Но "голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он "никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением - приходом нового времени, сменой поколений: "Чем сослужил… - и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения - квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель - служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов "Руси советской» построена вокруг центрального - образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая "жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя - основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

"Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. "Неведомый предел», "жидкая позолота», "немая полутьма», "корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: "бревенчатая птица», "уши длинных веток», "пилигрим угрюмый» и др. Также С. А. Есенин обращается и к оксюморону ("грустная радость»), и к олицетворению ("край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов ("Что родина?», "Кого позвать мне?»)

И риторических восклицаний ("И это я!», "Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале "Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С. А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С. А. Есенин с "грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Выводы:

- В центре внимания по - прежнему родная деревня – символ России.

- Стихотворение пронизано «грустной радостью».

- Появляются автобиографичность и исповедальность.



Итог урока:

Итак, на примере нескольких стихотворений мы смогли наблюдать, как изменялся образ Родины на разных этапах жизни и творчества С.А. Есенина.

Что «ушло» и что «осталось»? (ответы учеников, их выводы).

Как мы видим, изменилось многое: изменилась Родина, сам поэт, его восприятие жизни. Незыблемой осталась одна огромная любовь к Родине!





























Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатёр.
А в поле василёк хрустально-синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.



Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села.



В них жажда жить до трепета , до дрожи.
Им повезло- он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.



Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.



Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала.



Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная его любовь-Россия-
Земля добра и голубая даль.



И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа...



(слайд – шоу «Колокола России»)



8