Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка в основной школе средствами квеста
В статье обосновывается целесообразность применения квест-технологии на уроках русского языка в целях реализации дидактического принципа целостности; описывается использование этой технологии на конкретном уроке.
Ключевые слова: квест, дидактические принципы, целостность, системно-деятельностный подход, межпредметные связи.
Сто лет назад в статье «Интеллигенция и революция» Блок выразил желание дождаться таких слов, «каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книжная литература». Характеристики, данные русской литературе ее классиком, вполне применимы к современному преподаванию русского языка в школе.
Уроки русского языка не встраиваются в действительность, не откликаются на вызовы времени.
М.Ю.Сидорова в статье «Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем» (М.Ю.Сидорова. Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем// Филолого-коммуникативные исследования. — 2014. — Т. 1. — С. 14–33.) остроумно замечает, что уроки русского языка, построенные по учебнику Разумовской, расходятся с реальностью сезонно, содержательно, мировоззренчески: «Итак, в «реальной» жизни зима, «джунгли большого города», Индиана Джонс, «Звездные войны», граф Монте-Кристо, фанфики или, по крайней мере, список литературы для летнего чтения при переходе из 4 в 5 класс – с «Тимуром и его командой» А. Гайдара, «Самой легкой лодкой в мире» и «Приключениями Васи Куролесова» Ю. Коваля, серией К. Булычева про Алису и т.п. На уроках русского языка же царит бесконечная «осень в Сокольниках». Ни один из приведенных фрагментов не является коммуникативным стимулом, то есть не вызывает желания его обсудить, прочитать произведение, откуда он извлечен, или создать подобный текст. Находить подлежащее и сказуемое или подчеркивать однородные члены можно в гораздо более интересных текстах, стимулирующих школьников к коммуникации».
В преподавании русского языка не учитывается современная языковая ситуация. Так, методики обучения родному языку нечувствительны, например, к синтаксическим схемам, заложенным в интернет-мемах и оказывающим массированное влияние на речь современных подростков. (Мем «То чувство, когда …» сбрасывают настройки сложноподчиненных предложений, которые устанавливаются у носителей языка непроизвольно с помощью механизмов речепорождения и затем корректируются на уроках русского языка в девятом классе. Диктат мема «Мне кажется, или …» отменяет представления о грамматических категориях вводности и однородности, которые систематизируются в восьмом классе.)
Русский язык преподается автономно, без оглядки на другие учебные дисциплины, в том числе входящие в предметную область «Филология».
На уроках русского языка и в жизни ученики пользуются принципиально разными способами и инструментами познания мира, причем противоречие между общей «продвинутостью» современного подростка и его беспомощностью в выражении имеющихся у него представлений о мире средствами родного языка скорее всего является свидетельством неэффективности того методического инструментария, который пускает в ход учитель.
На уроках русского языка учащиеся впадают в беспросветную архаику, схоластику и, как следствие, скуку.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности.
Принцип непрерывности.
Принцип целостности.
Принцип минимакса.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
(Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г. // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социаль-ных технологий». – Курган, 2015. – 75 с.)
Уроки русского языка призваны сформировать у учащихся «обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)», что предписывает дидактический принцип целостности, обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода.
Как реанимировать уроки русского языка, избавить их от одномерности, вдохнуть в них жизнь?
Прежде всего нужен учебник, способствующий реализации системно-деятельностного подхода.
Кроме того, необходима технология, ориентированная на формирование у обучающихся целостной картины мира на уроках русского языка.
Автор данной статьи будет опираться на учебник для учащихся общеобразовательных организаций «Русский язык: 7 класс» под редакцией А.Д.Шмелева.
Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» для 5–9 классов под ред. Шмелева разработана с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
В целях реализации принципа целостности эффективен квест.
Одним из способов познания подростком окружающего мира является компьютерная игра. Принцип компьютерной игры положен в основу квест-технологии.
Урок структурируется в соответствии с композицией компьютерной игры соответствующего жанра: profile – презентация главного героя, tutorial – обучающий этап игры, levels – уровни прохождения игры.
При каждом переходе с уровня на уровень читателя-игрока ждёт испытание, и в случае неудачи игра будет проиграна (game over).
Квест развивает у учащихся такие умения, как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее. У них повышается мотивация. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Являясь одновременно учителем-практиком, автор будет делиться собственным опытом реализации дидактического принципа целостности на уроках русского языка в основной школе средствами квест-технологии.
Рассмотрим применение квест-технологии на уроке открытия нового знания по теме «Приложение» в 7 классе.
Каждый ученик вправе выбрать тот материал, на котором он будет изучать синтаксическую категорию.
Учебник предлагает в тренировочных упражнениях и заданиях темы-топики «География», «Искусство», «Профессии и специальности».
Каждый ученик получает инструкцию-алгоритм действий.
Уровень 1.Прочитать определение приложения и классификацию приложений.
Уровень 2.Выписать из упражнений и иллюстративного материала параграфа сочетания с соответствующими приложениями (см. таблицу). Подчеркнуть приложения. Проверить себя по коду №1. Если обнаружены ошибки, вернуться к пункту 1.
Уровень 3. Выбрать область поиска: «География», «Искусство», «Профессии и специальности».
География
Уровень 4.Выстроить маршрут путешествия, отправной и конечной точкой которого является город Тамбов. Включить в маршрут не менее десяти географических объектов. Уровень 5. Ответить на вопросы. Проверить себя по коду №2. В случае ошибки вернуться к уровню 4.
1)Где можно увидеть «камень, солнцем весь облитый,//Прозрачный, теплый и живой,//Как тело юной Афродиты,//Рожденной пеною морской» (Д.Мережковский)?
2)Река, которую Некрасов назвал своею «колыбелью».
3)Река, выхода к которой искал заблудившийся в тайге герой рассказа Астафьева Васютка.
4)Город, о названии которого Пушкин писал:
… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось...
5)Гоголевская повесть «Вий» начинается так: «Как только ударял в (название города) поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки». Название какого города опущено в предложении?
Уровень 6. Домашнее задание.
Подготовить сочетания с приложениями на тему «Греция, Англия, Москва, Киев, города-герои в Тамбове».
Искусство
Уровень 4.Дать названия фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле, изображающим сивилл. Проверить себя по коду №3.
Уровень 5.Ответить письменно на проблемный вопрос: «Почему свод католического храма содержит изображения сивилл-язычниц?»
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Уровень 6. Домашнее задание. Подготовить сочетания с приложениями на тему «Фрески с изображением пророков в Сикстинской капелле».
Профессии, специальности
Уровень 4. Распределить упомянутые в упражнениях и заданиях учебника названия профессий и специальностей по типам. Проверить себя по коду№4.
Уровень 5.Определить профессии литературных героев. Добавить приложения к именам собственным. Проверить себя по коду №5.
Мерцалов, Пирогов («Чудесный доктор» Куприна), Иван Акиндиныч Бергамотов («Баргамот и Гараська» Л.Андреева), Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова), Лидия Михайловна («Уроки французского» Распутина»), Андрей Ерин («Микроскоп» Шукшина).
Уровень 6.Дополнить таблицу десятью названиями профессий и специальностей типа «Человек – знаковая система», выраженных в сочетаниях с приложениями.
Коды к уроку-квесту
Код №1
невеста-англичанка женщины-гречанки
город Владимир
город Курск
река Енисей
гора Эльбрус
учитель-француз
река Волга
город Тамбов
река Десна
озеро Сенеж
аэропорт Шереметьево
село Горки
спортсмены-москвичи
храм Парфенон
города Севастополь, Одесса, Ленинград, Сталинград, Брест, Киев, Москва
фреска «Дельфийская сивилла»
скульптура «Давид»
врач-терапевт
женщина-космонавт
инженер-механик
инженер-водник
летчик-испытатель
инженер-электронщик
исследователь-путешественник
библиотекарь-консультант
врач Комарова
художник-реставратор
Код №2
1)Где можно увидеть «камень, солнцем весь облитый,//Прозрачный, теплый и живой,//Как тело юной Афродиты,//Рожденной пеною морской» (Д.Мережковский)?
Храм Парфенон
2)Река, которую Некрасов назвал своею «колыбелью».
Река Волга
3)Река, выхода к которой искал заблудившийся в тайге герой рассказа Астафьева Васютка.
Река Енисей
4)Город, о названии которого Пушкин писал:
… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось...
Город Москва
5)Гоголевская повесть «Вий» начинается так: «Как только ударял в … поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки». Название какого города опущено в предложении?
Город Киев
Код №3
Фреска «Кумская сивилла»
4
Фреска «Персидская сивилла»
5
Фреска «Ливийская сивилла»
Код №4
исследователь-путешественник
Человек - техника
летчик-испытатель
женщина-космонавт
инженер-механик
инженер-водник
инженер-электронщик
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
художник-реставратор
Человек - человек
врач-терапевт
библиотекарь-консультант
Код №5
Бывший чиновник Мерцалов, врач Пирогов («Чудесный доктор» Куприна), городовой Иван Акиндиныч Бергамотов («Баргамот и Гараська» Л.Андреева), шофер Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова), учительница Лидия Михайловна («Уроки французского» Распутина»), столяр Андрей Ерин («Микроскоп» Шукшина).
Некоторые выводы
Реализация принципа целостности на описанном уроке достигается межпредметными связями с географией, искусствоведением, обществознанием, литературой;
средствами квеста, многоуровневость которого является отголоском сложности, стереоскопичности мира.
Дидактический принцип целостности осуществляется и благодаря созданной на уроке средствами квеста ситуации выбора материала, на котором ученик будет изучать синтаксическую тему.
Список литературы
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г. // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социаль-ных технологий». – Курган, 2015. – 75 с.
Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
[link]
Сидорова М.Ю. Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем// Филолого-коммуникативные исследования. — 2014. — Т. 1. — С. 14–33.
Взгляните на этого Иеремию, который, скрестив ноги, одной рукой поглаживает бороду, опершись локтем на колено, другую же опустил между ног и голову склонил так, что явно видны его печаль, его мысли и горькое его раздумье о своем народе. Таковы же позади него и два путта и такова же и первая сивилла, что рядом с ним, ближе к двери, в которой он хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения он заставляет ее подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь, ибо и зрение у нее уже ослабело. Рядом с этой фигурой находится ветхозаветный пророк Иезекииль, полный прекраснейшей грации и подвижности, в просторном одеянии, и держащий в одной руке свиток с пророчествами; другую же поднял и повернул голову, будто собираясь произнести слова возвышенные и великие, а позади него два путта подносят ему книги.
Дальше - еще одна сивилла; в противоположность сивилле Эритрейской, о которой говорилось выше, свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистать страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путт раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Фигура эта красоты необычайной и по выражению лица, и по прическе, и по одежде; таковы же и обнаженные ее руки. Рядом с этой сивиллой написан пророк Иоиль, который сосредоточился, держа в руках свиток, и читает его с большим вниманием и пристрастием, и по лицу его видно, какое удовольствие доставляет ему написанное, и похож он на живого человека, направившего большую часть своих мыслей на что-либо одно. Подобным же образом написан над дверью капеллы и старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость, и по форме своей она несколько грубовата, но на ней ткань с немногими складками очень хороша. А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные. Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства, и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального. Перед этим пророком находится прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу; прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов. Но и немыслимо представить себе, чтобы возможно было что-либо прибавить к совершенству фигуры юноши, изображающей Даниила, который пишет в большой книге и, заглядывая в какие-то рукописи, с невероятным увлечением их переписывает: между ног его художник поместил путта, который поддерживает тяжесть этой книги, пока Даниил в ней пишет, с чем ничья кисть сравниться не сможет, кто бы ее ни держал. Такова же прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя.
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих