Рабочая тетрадь
5-9 классы
«Детский фольклор.
Заговоры.
Свадебный обряд»
[pic]
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное школьное образование не может быть оторвано от названных тенденций, так как базовые компетенции формируются на уровне средней школы. Язык следует изучать сегодня как средство реализации культурных смыслов, национальной аксиологии. Изучение литературного варианта национального языка на основе сопоставления с местной диалектной речью предоставляет учителю богатый многогранный материал для формирования целостного знания о национальной культуре у учащегося. На протяжении длительного времени было заложено отрицательное отношение к диалекту и его компонентам. Это побуждало школьного учителя рассматривать диалект как исключительно негативное явление, которое должно быть изжито из сферы коммуникации. И лишь недавно, в связи с изучением вариантов русской народной культуры и её ценности отношение изменилось, хотя это пока мало коснулось школы.
Предлагаемая рабочая тетрадь имеет инновационную основу и ориентирована не на традиционное изучение русского языка, а посвящена особенностям функционирования литературного языка в одной из территориальных разновидностей – кубанском диалекте.
Изучение русского языка на региональной основе предполагает включение в общеобразовательную программу местного языкового материала. Региональный материал является вторичным по отношению к базовому объёму знаний по русскому языку и может вводиться только после изучения основного материала.
Тетрадь состоит из 5 комплексов, цель которых – развивать языковые, лингвистические и культуроведческие компетенции учащихся 5-9 классов посредством приобщения учащихся к русской и кубанской фольклорно-обрядовой культуре. Работая с уникальными диалектными текстами, собранными на территории Западной Кубани, ученики будут совершенствовать свои знания в области русского языка, предупреждать ошибки в таких разделах лингвистики, как фонетика, словообразование, синтаксис, морфология и др. Тематическая ограниченность материала в этом случае удачна, так как нацеливает на работу над развитием коммуникативных навыков, обращает школьника к наблюдениям на материале предлагаемых диалектных текстов. Очень широк комплекс творческих заданий, побуждающих ученика к разным видам креативной деятельности – созданию собственных текстов разного жанра, сбору материала в процессе беседы с людьми старшего поколения, обращения к архиву своей семьи и т. д.
Тетрадь ориентирована на базовый компонент языкового образования в средней школе. Каждый из блоков ориентирован на определенный фольклорный жанр и предлагается для учащихся среднего звена:
5-6 классы – детский фольклор (5 класс- загадки; 6 класс — колыбельные песни);
7-8 классы – заговоры;
9 класс – свадебный обряд.
Знание диалекта своей местности знакомит человека с традициями материальной и духовной культуры. Мы должны помнить, что диалектная речь – такая же часть малой родины, как природа и уклад жизни, и относиться к нему нужно также бережно.
Тетрадь обращена ко всем сферам сознания ребенка: воображению, мышлению, эмоциям. Задания носят личностно-ориентированный характер.
В тетради соблюдены принципы методики преподавания русского языка: наглядность, доступность, адаптация и связь материала с жизнью, научность, последовательность, логичность.
Методический комплекс 1.
Детский фольклор. 5 класс
Методический комментарий
В настоящее время использование загадок на уроке, и в первую очередь именно народных, также особенно актуально как одно из средств формирования лингвистической компетентности учеников. Фоновая компетенция – культуроведческая. Развитие культуроведческой компетенции школьников, которая «обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка» (Е.А. Быстрова) сегодняшняя методика преподавания русского языка считает одним из ведущих направлений. В современных школьных программах ставится задача изучать пословицы, поговорки, загадки как формы образной речи, добиваться понимания их смысла и использования в собственной речи учащихся.
Народные загадки являются ярчайшим феноменом исконной русской культуры: отражают разные периоды жизни русского народа, его жизненные ценности, представления о явлениях природы, о явлениях материальной и духовной культуры.
В материалах комплекса приведены тексты малых жанров русского фольклора, которые привлекают именно своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Тексты загадок предлагаются для наблюдения и анализа при изучении самых разных языковых разделов – от фонетики до синтаксиса.
Основные задачи комплекса:
Углубление знаний детей об одной из самых древних и поэтичных фольклорных форм – загадке.
Познакомить учащихся с разными видами загадок, рассказать о зарождении загадок, научиться выявлять особенности предметов, которые помогут в разгадывании и составлении загадок.
Совершенствование навыка выразительного чтения и работы с мини-текстом.
Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, слушать друг друга, отбирать главную из предложенных версий.
Развивать воображение, внимание к предметам, способность группировать, творческие способности, активизировать словарь учащихся, развивать и совершенствовать мыслительные способности, активизировать образное мышление, умение наблюдать, сравнивать предметы по их близким и далеким признакам \ анализ, синтез, ассоциативная память \
Прививать интерес к творческому процессу, совершенствование образного восприятия мира; приобщение к народным ценностям, региональной кубанской культуре.
Структура комплекса:
1 блок: вводный, состоит из 8 шагов;
2 блок: орфографический;
3 блок: заключительный.
Загадки на уроках орфографии в 5 классе вызывают у детей положительные эмоции, возбуждают интерес, активизируют внимание, вносят необходимое разнообразие в утомительную тренировочную работу по формированию навыков правописания. Оригинальная, яркая загадка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемную ситуацию и т.д.
Детский фольклор. 5 класс
«Загадка не орех, не разгрызешь»
Блок 1
1. Вспомни и запиши, что обозначает слово «ФОЛЬКЛОР»?
2. Какие жанры фольклора тебе известны?
3. Прочти слово по первым буквам названий изображённых предметов. Запиши это слово.
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
___
4. Разгадай загадки, запиши отгадки.
У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем ( ).
Рыба в море,
Хвост на заборе ( ).
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает ( )
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет ( )
Маленький Ивашка,
Красная рубашка,
Где носом ткнет там черту проведет ( )
5. Каков состав загадок? Из простых или сложных предложений состоят загадки?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Ведь нам гораздо интереснее видеть в столе четырех братцев под одной крышей или в морковке – красну девицу, запертую в темнице.
6. Подумай и ответь, кто это или что это:
Вкусный, алый, сочный
Жёлтые, красные, осенние
Холодный, белый, пушистый
Бурый, косолапый, неуклюжий
Прилежный, послушный, старательный
Аккуратная, послушная, весёлая
Ветвистая, зелёная, колючая
Новый, кирпичный, четырёхэтажный
Красное, спелое, сочное
Маленькая, пугливая, серенькая
Белоствольная, высокая, стройная
Овальный, жёлтый, кислый
7. Подумай и ответь, для чего человек стремиться в загадке украсить предмет, сравнить его с другим?
Загадка очень древнее “изобретение” человека. Она родилась тогда, когда у людей ещё не было книг, и основным видом его деятельности была охота. Древний человек верил, что существует множество злых и добрых богов. И что эти злые боги могут спугнуть добычу, если заранее узнают, на кого будут охотиться. Поэтому охотники придумали тайный язык. Переговариваясь друг с другом во время охоты, они называли медведя Топтыгиным, зайца - Косым, сороку – Трещоткой.
8. Как ты думаешь, почему людям удалось придумать тайный язык? Что им помогло?
Блок 2
Итак, как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой ? на что похож? что делает?
Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:
Краткость, конкретность
ЗАГАДКА Иносказательное описание предмета (метафора),
ритмичность и рифмованность,
Форма вопроса
1. Выделите в загадках и отгадках слова, все согласные в которых звонкие.
Зимой белый, летом серый. ( ) Плывет лебедь без крыльев по реке. ( ). В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода. ( ) Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. ( ) Семь листов бумажных, один – золотой. ( ) Дед в земле, борода на земле. ( ) В доме еда, да дверь заперта. ( ) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. ( ) Детей знать не буду: чужим сбуду. ( ) Глаз нет, а плачет. ( )
2. Впишите пропущенные буквы там, где это нужно, объясните правописание слов в загадках и отгадках.
Крупно, дробно зач_стило, всю землю нап_ило. (Дождь.) На кусточ_ке, на пруточ_ке мягкие орехи р_стут. (Хмель.) Временем ра_еиваю, временем соб_раю, сам сыт бываю и других к_рмлю. (Пахарь.) За полем горшоч_к и кипуч_, и горяч_. (Муравейник.) По поднебесью веревка прот_нулась. (Журавли л_тят.) Весной р_стет, летом в_ется, осен_ю цветет, зимой в дело идет. (Хмель.) С корня зав_вается, с маковки расст_лается. (Репа.) Стоит дуб, полон круп, шапоч_кой накрыт, гвоздиком прибит. (Семе_ая коробоч_ка мака.) Не огонь, а жж_тся. (Крапива.) Что у нас бе_вестно? (Судьба.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) Над домом у доро_ки повисло (пол)лепешки. (Месяц.) То блин, то (пол)блина, то та, то эта сторона. (Месяц.) Ноч_ю калачиком, днем скалоч_кой. (С_бака.) К вечеру ум_рает, к утру ож_вает. (День.) Есть дер_во о четыре дела: первое дело – мир осв_щает, другое дело – крик ут_шает, третье дело – больных исц_ляет, четвертое дело – ч_стоту соблюдает. (Б_реза.) Пос_лана рого_ка, посыпано горошку. (Звезды на небе.) Над домом у доро_ки повисло (пол)лепешки. (Месяц.) Маленькая с_бачка все поле об_жала. (Серп.) Сахарный кусоч_к из брюха да в роточ_к. (Яйцо.) Сорочка в осоч_ке посвистывает. (Коса на сенокосе.) Глух и нем, а сч_т в_дет. (Верстовой столб.)
3. О каких приметах жизни, быта, занятий, миросозерцания их создателей напоминают следующие загадки?
Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (_________________.) Старый старичок под себя тюрю мнет. (_____________) По полю по Романову много скота рогатого, один пастух – ракитов куст. (___________.) Шла свинья из Питера, вся истыкана. (_____________.) Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк. (_____________) Загадаю я загадку, закину на грядку, в год пойдет, калачом взойдет. (_________________) Никого не родила, а все матушкой зовут. (________________.) Сани бегут, а оглобли стоят. (____________) Зимой ходят, а летом ездят. (_____________) Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. (Самовар.) Сама нага, а рубашка за пазухой. (_________________) В лес пошел – домой смотрит, а из лесу идет – в лес смотрит. (_____________________.) Били меня, колотили меня, во все чины производили да и за стол посадили. (________________.) Возьмешь – черно, нальешь – красно, пан кричит: «Сладко», а мужик кричит: «Гадко». (_____________________.)
4. Почему многие загадки нелегко разгадать сегодняшним читателям?
5. Отгадайте загадки.
У семерых братьев по одной сестрице.
Много ли сестриц? ( )
Маленький – удаленький сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел ( )
Маленький усатенький,
усатенький, мохнатенький,
со спинкой полосатенькой ( )
6. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Блок 3
1. Прочтите кубанские загадки. Отгадайте их.
Бэз языка, без гласа, а всэ расскажет ( )
По черной зэмле, Билый заяц пробыжав ( )
Какая водица только для грамотних годиться ( )
Бэз крыльив, а лэтить, без языка, а говорит ( )
Здесь говорять, а в Москви слыхать ( )
У новой стини,
У круглом окни
Днем стекло разбыто,
За ничь вставлено ( )
Зеленый, маленький
По полу илози,
Сэбэ не занодит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок ( )
Стоыть толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипыть и кыпыть,
Всим пыть чай вылыть ( )
Кныгы читають,
А грамоты не знають
Своих глаз нэма,
А видить помогають свит ( )
2. Выпишите из загадок диалектные слова и их литературные эквиваленты.
3. Как можно прокомментировать пословицу, записанную В.И. Далем, о загадке «Без лица в личине» и высказывание М.А. Рыбниковой «Загадка мала, как искра, но в ней все признаки настоящего огня»?
Домашнее задание.
Придумай и запиши несколько загадок.
Методический комплекс 2.
Детский фольклор. 6 класс
Методический комментарий
Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. К жанрам детского фольклора относятся колыбельные песни, пестушки, считалки, дразнилки, страшилки.
Колыбельные песни в народе называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать”.
Цель методического комплекса 2 – повторение частей речи, изученных в 5 классе; приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.
Задачи:
Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.
Развивать художественно-образное мышление при восприятии кубанских колыбельных песен, фантазию, творчество
Детский фольклор. 6 класс
«Спой мне, мама, колыбельную песню…»
Блок 1
Нет человека, который не знал бы несколько песенок для детей. Когда мы были маленькими, нам их пели мамы, а узнавали они их от своих мам и бабушек, а те от своих. Те простые люди, которые давным-давно впервые спели эти песни, не умели читать и писать, но песни их не забывались, бережно передавались от родителей к детям. И сегодня, как вчера и как много лет назад, радуют они нас своей поэтичностью и красотой, своим разнообразием. Есть задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивают женщины своих детей, есть печальные и тревожные, есть и веселые, и шуточные, и плясовые. Баю баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под рахитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди.
1. Как ты думаешь, почему первые песни, которые слышит маленький человек, названы КОЛЫБЕЛЬНЫМИ?
К [pic] олыбель. Название этой детской кроватки восходит к глаголу колыбать (практически исчезнувшему из языка), имеющему значение «качать». Глагол колыбать – близкая родня таких глаголов, как колебать, колыхать.
Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.
Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. Несомненно, на этих представлениях сказались общие понятия народа о всесилии сна, отраде отдыха.
2. Сравни два текста колыбельных песен:
1. Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди
Мой Ванюшка будет спать,
Да побольше вырастать,
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.
2. Баю-бай, баю-бай
Катя, глазкы закрывай!
Пишов котик на Торжок
Купыть Кати пирожок.
Пишов котик пид мосток
ловить рыбку за хвосток.
Прыдет котик к Катеньки
Велит Кати спатеньки.
3. Какой из двух текстов, по твоему мнению, ближе к литературному, какой – к диалектному? Объясни свою позицию и кратко запиши ответ.
4. Выпиши из текста песни «Баю-бай, баю-бай. Катя, глазкы закрывай!» слова с уменьшительно-ласкательным значением. Разбери эти слова по составу. Попробуй расширить этот ряд однокоренными литературными словами, выделяя различающиеся морфемы.
Блок 2
1. Прочти текст колыбельной песни «Сыночку».
Цвэтэ ковыль,
Цвэтэ ковыль,
Матур - ковыль красывейший.
И витир дуе на нэго,
А вин качаеца лихко.
И на душе топир лихко.
як мы вдвоем
Пойдэм с тобою
Пойдэм по полю полюшку,
По мягкому, по мягкому.
И станэ витирок ласкать,
Поглаживать
Ковыль, ковыль
Покачивать.
И нас с тобой укачивать.
Спы мий сынок
Мое дитя
Спы мое дитя, мий маленькый
Як витирок ковыль качав
Як я тэбэ качаю з ным,
Красывый сын
Красывый сын.
Росты мий сын,
Росты дитя.
Колы ты станэшь дедушкой,
И станэ голова бела
Як наш сидый ковыль.
Качая внука на руках,
Ты вспомэнишь обо мэни мий сын.
Мое дитя, мое дитя
Як витирок нам дув стобой,
Ковыль покачивав.
И нас с тобой укачивав…
И станэшь ты опять
Якым, як ы сейчас -
Моим сыночком маленькым.
Спы мий сынок, мий маленькый
Красывый сын, мое дитя.
2. Выпиши из текста прилагательные. Укажи морфологические признаки их (род, число, падеж).
3. Отметь глаголы, которые употреблены в песне. Выпиши их, выдели корни и подбери однокоренные слова.
4. Прочти песню «Бабай»
А бай - бай, бай - бай,бай - бай,
Нэ ходы - ка к нам Бабай,
Нэ ходы - ка к нам Бабай,
Я те Колю нэ отдам.
А мы его нэ отдадым -
У нас Коленька одын.
Баю - бай, баю - бай,
Ой, ты дятька Бабай,
Мово Сашку ны пугай,
Уходы отсюда,
Нэ то будэ худо.
Прыходыв дятька Бабай,
Прыходыв дятька Бабай,
Говорыл: «Дытя отдай!»
А мы Нату нэ дадим,
Ната нам нужна самим.
А бай - бай, бай - бай, бай - бай,
Нэ ходы к нам Бабай,
Нэ ходы к нам Бабай,
Я те Олю нэ отдам.
Баю, баю, баю, бай,
Нэ ходы старык Бабай,
Нэ ходы старык Бабай
Нашу дитку ны пугай
А баю - баю - баю
Нэ ложись на краю,
Приде дедушка Мазай,
Скаже: «Лиду нам давай»
А мы Лиду нэ дадым
Йи надо нам самим.
Баю - бай,
К нам прйихав Бабай,
Просэ: «Леночку отдай»
А мы лену нэ отдадым -
Прыгодыца нам самым.
Бай, бай,
К нам прйихав Балалай,
Крычить: «Галеньку отдай!»,
Ныт, мы Галю ны дадым:
Галя нам нужна самим.
5. Выпиши названия лиц, которые упоминаются в песне. Определи падежные формы выписанных слов.
Домашнее задание.
Поспрашивай маму и бабушек, какие колыбельные песни они вам пели в детстве? Запиши эти тексты, нарисуй героев колыбельных песен.
Для рисунка
Методические комплексы 3-4
Заговоры. 7-8 класс
Методический комментарий
Русский народ создал огромную изустную литературу: пословицы, поговорки, песни, загадки, частушки. К многочисленным и разнообразным жанрам народного творчества относятся и заговоры, изучению которых посвящена данная рабочая тетрадь. Заговоры выполняли утилитарно-прикладную функцию: с их помощью пытались охранять посевы, скот; они играли важную роль в народной медицине, в любовных и бытовых отношениях. Применение заговоров связано с попытками воздействия человека на окружающий мир.
В народной культуре Кубани встречаются тексты, которыми знахари лечат людей. В данном комплексе мы познакомимся с такими текстами.
Целью комплекса является формирование у детей речевых, аналитических, письменных и творческих умений. Комплекс, посвященный заговорной традиции, состоит из заданий и упражнений, которые закрепляют знания учащихся в области русского языка, формируют переводческие умения, а также знакомят с особенностями местного говора.
В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи:
- - определяется своеобразие образной системы заговоров и специфика данного связанного с мифологическими воззрениями жанра фольклора;
- продолжается работа по повышению речевой культуры учащихся;
- на основе анализа содержания и языкового строя произведений фольклора формируется устойчивый интерес к языку и культуре русского народа и кубанского региона;
- воспитывается чувство сопричастности к духовным традициям предков и уважение к наследию прошлого.
Заговоры. 7-8 класс
«Заговоры знахаря»
Блок 1
1. Прочти предложения. Установи верный порядок повествования.
1.Руда стань, больше не кань. 2. Баба шла по дороге, собаку вела за собой; 3. Аминь. Аминь. Аминь. 4. Баба пала, собака пропала;
2.Прочитай получившийся текст. К какому жанру народного творчества он относится?
Заговор (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к области народных верований, пришедших из язычества. При помощи заговора человек или заговаривает, то есть останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее. Возникший из языческих молитв и заклинаний, заговор основывался изначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и его убеждении ; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова заговор надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к заговорам весьма часто. С течением времени круг применения заговора сокращался; и наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д. В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах. С принятием христианства стали появляться и обращения к Спасителю, Богоматери, святым.
Все заговоры делятся:
1) Заговор с действиями и обрядами
2) Заговор без обрядов.
Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на различные предметы: соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т. д.
Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках. Несмотря на свое разнообразие, заговоры имеют некоторые общие формулы; так, громадное большинство их начинается словами: «встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток»… и оканчивается закреплением: «будьте слова моя крепки и лепка до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа»… или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки»…
3.Подбери однокоренные слова к слову «Зáговор». Выделите в них морфемы.
4. Познакомься со словарной статьей лексемы «замовлять» - диалектному аналогу лексемы «заговаривать».
Замовля'ть -гл., несов., неперех. Заговаривать. Скики чуловик я замовляла от сглазу, от уразу, от пэрэполоху (Лебеди). Д: заговаривать, заговорить. Завораживать, заколдовывать; таинственными словами, дыханьем, движением руки останавливливать какое действие, лишать силы. Заговорить змею. Заговорить кровь. Заговаривать порчу. Т.1, с.569
5. Подумай, почему человек в надежде избавиться от определенных трудностей и болезней начинал «заговаривать», то есть обращался к слову? Запиши свое мнение.
Кубанские заговорные тексты подразделяются на две большие группы – 1) заговоры, произносимые на литературном языке, и 2) заговоры, произносимые на кубанском диалекте, первая из которых в количественном отношении значительно превосходит вторую, что можно объяснить территориальным бытованием кубанских заговоров и значительным преобладанием населения, говорящего на русском языке.
5. Прочти и сравни по содержанию несколько заговоров от зубной боли.
1. Месяц в небе, cолнце в дубе, червяк в зубе. Аминь. Аминь. Аминь.
2. На море на Окиане, на острове на Буяне стоит церковь;
В этой церкви сидит Мать Пресвятая Богородица и Преподобный Антипий, зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имя), rак бы у вас, угодники Божии, зубы не болели, nак бы у раба Божия (имя) зубы не болели. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.
3. Месяц ты, месяц, серебряны рожки,
Златы твои ножки.
Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь,
Унеси боль под облака, моя скорбь не мала,
Не тяжка, а твоя сила могуча.
Вот зубы, вот два, три, все твои;
Возьми мою скорбь.
Месяц ты, месяц, сокрой от меня свою скорбь.
Аминь, Аминь, Аминь.
4. Молодык молодой, у тоби крест золотой. Зверь в поле, рыба в море, мертвец в гробу. Коли воны зайдуться пыть-гулять, тоды у рабы Божьей зубы заболять.
6. Чем можно объяснить то явление, что во всех этих текстах упомянут месяц?
7. Отметь, какие общие и какие различные черты имеют приведенные заговоры?
Блок 2
Кубанские заговорные тексты, как и заговоры других регионов, имеют типизированное структурное построение: зачин, эпическую часть и закрепку. Зачин и закрепка, в отличие от эпической части, являются факультативными структурными элементами.
1. Прочитай тексты кубанских заговоров. Найди в них указанные структурные элементы.
На ниби тры звиздищи, у звиря глазищи,
Па бакам Гаспоть с Багародыцей.
Как коль свитло ат лика Божиго,
Так и мни лихко у пути ночю.
Амынь. Амынь. Амынь.
Баб Божый дав,
Витэр узяв,
Да кому-то отддав.
А кому-извисно,
Богу адному.
Амынь. Амынь. Амынь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочти фрагмент диалектного текста. Раздели его на абзацы. Что означают выделенные в нем слова.
Им бох дарував прозрэние. Вин цэ бачэ тэбэ навскрись: шо ты хочеш и шо ты знаиш. Но щас тэх людэй ужэ нэма и блысько. Цэ воно у тих выках, у дысятых выках булы такы люды. А оцэ вжэ дальшэ и дальшэ до совицкой власти. А тэпэрь тико дуросвиты. От пожару знаю, як оно болыть, пид груди пидтаскуе. Тоди бапкы булы, помогалы, шепталы, молытвы читалы. Цэ воны всэ вылывалы на воск. Так вона, та бабушка, та вжэ давным-давно вмэрла. Царство ей нэбэсно! Цэ люды булы, зналы от того, як сказать, от порчи, от спугу. А тэпэрь бапкы таки, тожэ. И бапкы давай гроши и знахари давай гроши.(притчи)
3. Выпишите из текста диалектные слова и их литературные эквиваленты.
4. Перескажи текст кратко, запиши полученный пересказ.
5. Познакомься с определением лексемы «знахарь»
Зна'харь -сущ., м. Человек, лечащий травами. Тэпэрь бапкы таки тожэ: и бапкы давай грошы, и знахари давай гроши. Знахарь – вин много знае. (Старонижест.) Д: знахарь, м., знахарка, знахурка, знахарица ж. Лекарь самоучка, лекарка. // Ворожея, колдун, волхв, заговорщик; тот, кто портит и правит людей. Знахари-то говорят, как город городят! На Афанасия знахари выгоняют ведьм,(18 янв.) Т.1, с.689
6. Выпиши из этимологического словаря определение данного слова, подбери к нему однокоренные слова.
Домашнее задание
Слышали ли вы от своих близких подобные прибаутки и заговорные тексты? Запишите их и прочитайте в классе.
Методический комплекс 5.
Свадебный обряд. 9 класс
Методический комментарий
При разработке данного учебного комплекса были сформулированы следующие задачи:
привить учащимся любовь к родному краю, уважение к культуре и быту своего края. (на примере свадебной обрядовой культуры Кубани);
совершенствовать языковую, лингвокультуроведческую и коммуникативную компетенции учащихся:
а) совершенствовать языковые навыки и умения в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, стилистики;
б) развивать устную и письменную речь учащихся;
в) развивать синтетические, аналитические, опознавательные языковые умения;
г) формировать отношение к языку как к форме выражения национальной культуры.
Методическим средством, служащим основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, и помогающим в решении поставленных целей, в данном пособии выступает ТЕКСТ (свадебная песня, диалекстный текст). Мы рассматриваем его как хранилище народной культуры, народного опыта и сознания. Кроме того, именно в процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к родной (и общенациональной) культуре.
Работа с текстом создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении фонетики, морфемики (словообразования), лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики; для формирования представления о языковой системе; личностно ориентированного преподавания русского языка; формирования языковой, коммуникативной личности; развития творческих способностей учащихся, духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей; делает возможной интеграцию курсов русского языка и фольклора.
Свадебный обряд. 9 класс
«Свадебный переполох»
Блок 1
1. Как ты понимаешь слово «ОБРЯД»? Запиши свое определение данного слова.
2. Сравни свое определение со словарными. Подчеркни в данных ниже выдержек их словарей ключевые лексемы.
Обряд — “совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции” (Словарь Ожегова).
Обряд — “введённый законом или обычаем порядок в чём-либо; внешняя обстановка какого-нибудь действия условными околичностями; церемония, законный порядок...” (Словарь Даля).
3. Подбери и запиши однокоренные слова к лексеме «ОБРЯД». Разбери их по составу.
4. Запиши свои ассоциации к слову «СВАДЬБА».
5. Кто является главными действующими лицами свадебного обряда?
6. «Всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества». Можно ли считать свадьбу таким «переломным моментом»?
Блок 2
1. Прочти диалектный текст. Раздели данный текст на абзацы.
Прэжде фсёго ж дывчата фси ж замуж выходять, а хлопци - фси жэняця. Значить, начинаеця фсё со сватофства. Договарююця молоди, договариююця, когда назначають якый дэнь свадьбу гулять. Ни свадьбу гулять, а сватать - якый жэ ш дэнь прыдуть сватать по нэвесту. Пришлы воны, жэных, значить, идэ до нэвесты. Вэды своих сватив, яких самих надёжных ридних, хто можэ хорошо балакать, шоб уговорыть нэвесту ф случае чёго, потому шо разни булы сватофства... и насильно, и фсяко. Но когда по согласию, это ж было проще. Значить, идэ жэних до нэвесты, заходять в хату, заходять сваты, а нэвеста дэсь захована в другой хате. Ну, тут жэ ш они про каких-то голупчикиф балакають, я, конечно, нэ знаю, нэ , нэ знаю - дэсь там познакомилысь голупки. Оцэ они теперь зашли узнать, што здэсь за голупка жэвэ. И они заходять сюда с горилкой, и с хлибом, и со фсем и, значить, договариваюця. Ну а потом, як ужэ бачуть, шо ужэ трошэчки уговорылы, так тоди покажыте жэ нам свою голупку. И ужэ ш раньшэ договорено, в якой хате она должна буть. Вышла вона, обое, и начинають йисты. Ну, понятно, если по любви, то они мэньшэ бируть, но если не по любви, если они так, то они спорють и тут ужэ начинають пририкаця, а сваты ш сбираюця уговаривать их. Уговаривають со фсих сторон, хвалють, ну, договариваюця. Есле уговорылы, если они прышлы к согласию обое, то ф первую очереть она даёть согласие. Спрашывають - Любиш чи ты, чи не? Значить, если они согласны, она должна порезать хлыбыну ту, шо прыныслы сваты. Воны быруть хлыбыну, и она должна разрезать её ровненько-ровненько пополам, шоб в жызни у них фсэ було замечательно. Ну, засваталы, фси радостни, начинають жэ ш пить, гулять. Тут жэ от радости и жэних, и нэвеста, и сваты, и родители сидять рядом, а ужэ ш когда прощаюця, оны договариваюця о вопросах свадьбы.
2. Какие незнакомые слова тебе встретились? Выпиши эти слова, обсуди их в группе. Попытайся раскрыть значение слов, пользуясь помощью одноклассников или словарем Петра Ткаченко «Кубанский говор»
3. Кратко изложи основную мысль текста. Как в нем раскрыто понимание сущности свадебного обряда на Кубани?
Свадьба — особое драматическое действо, состоящее из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, богомолье, девичник — мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой стол, послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил, определённое поведение жениха, невесты, гостей. Для девушки свадьба — всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью — в семью мужа. Это начало новой жизни, как бы переход в другое состояние, уход в чужой мир, и потому свадебные обряды были в чём-то близки похоронным.
4. Прочти текст свадебной кубанской песни..
Цвет ты моя рябинушка,
Ты зачем, рано да спошатылася?-
«Да ны сама я собой да спошатылася:
спошатылы мэнэ да ветры буйные,
преклоныли мэнэ да сныгы белые».-
«Ты любимая наша пидруженька,
ты зачем рано замуж вышла?» -
«А ны сама я собой во замуж пишла:
сговорылы мэнэ люды добри,
поныволыв мэнэ родимый тятенька,
да родимый тятенька, да родима маменька».
5. К какому этапу свадебного обряда можно отнести данную песню?
Какие образы в ней присутствуют?
6. Выпиши эпитеты из песни. Укажи морфологические признаки выписанных прилагательных (род, число, падеж).
Домашнее задание
Расспроси своих родителей, родственников, живущих на Кубани, как праздновали их свадьбу. Запиши полученный рассказ, сохраняя речевые диалектные формулы, сравнения, поговорки.
Литература
Андрющенко В.И., Иванова Р.Я., Иванова Т.Г. Словарь фразеологизмов говоров Кубани. Армавир, 1994.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
Быстрова Е.А. Новейшие тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.
Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003. № 1.
Журинский А.Н. Семантическая структура загадки. М., 1989.
Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. М., 1991.
Ткаченко П. Кубанский говор: Опыт авторского словаря. М., 1998.
Чернышев В.В. Русская загадка и ее использование при изучении синтаксиса в школе // Русский язык в школе. 1991. № 5.
15