Ф.И.О : Филиппова Татьяна Ивановна
Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Титаревская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
Слайд 1 -2 Литературная гостиная:
«Земле я отдал дань земную…»
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех любителей творчества М.Ю. Лермонтова в нашей литературной гостиной.
В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям у нас в России принадлежит Михаил Юрьевич Лермонтов, чьё двухсотлетие, мы отметили 15 октября 2014 года. О чём бы ни писал поэт: о далёком прошлом или современности России, природе или любви - его идеи и образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия. Литературный вечер «Земле я отдал дань земную…» мы посвящаем великому художнику слова, настоящему герою своего времени – Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чьё творчество - одна из самых значимых страниц русской и мировой литературы.
Слайд 3
Ведущий 1:
На бал мы приглашаем
Вас всех к великому поэту!
Ему наш вечер посвящаем,
Наш маскарад и дату эту.
(1. Звучит вальс «Маскарад», под музыку все действующие лица парами вальсируют и рассаживаются по своим местам. Последними вальсирует Лермонтов и Варенька.)
Слайд 4
Лермонтов:
Никто моим словам не внемлет ... я один,
День гаснет ... красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи, и камин трещит передо мной.
Я полон весь мечтами
О будущем...
(Лермонтов садится за стол, на котором стоят: подсвечник, чернильница с пером, бумага)
Ведущий 2: Пусть Лермонтов сегодня присутствием своим напомнит атмосферу того времени, когда он жил и писал, создавая своих героев.
Слайд 5
Ведущий 1: В начале XIX столетия на перекрестке дорог, ведущих от Красных ворот к Сухаревке, стоял каменный дом, который когда-то принадлежал генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.
Ведущий 2: В разоренной после Отечественной войны 1812 года, но быстро отстраивающейся Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года у Марии Михайловны родился мальчик. Бабушка настояла, чтобы его в честь деда назвали Михаилом.
Слайд 6-7
Ведущий 1: Когда Мише было 2 года, его мать умерла и бабушка занялась его воспитанием, уехав в имение Тарханы Пензенской губернии. Там и прошло детство будущего поэта.
Бабушка Елизавета Алексеевна читает завещание: «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имущество, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных». Вот так: все или ничего! Я не признаю половинчатых решений. Пусть у Мишеньки будет все, коли остался один без родителей. Но какой все - таки прелестный ребенок! Ему идет пятый год, а он имеет склонность произносить слова в рифму. Вчера сказал: « Кушай кашу, помни Машу». И часто так с удовольствием рифмует.
Ведущий 2: Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия? Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк. Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал также, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.
Ведущий 1: Он очень любил военные игры, и бабушка окружила его деревенскими мальчиками, одетыми в военное платье, а Мишенька был командиром! Для забавы внука Елизавета Алексеевна выписывала даже оленя и лося! Мишенька рос разносторонне одарённым, добрым, бойким, резвым и шаловливым мальчиком. Но сколько печали и боли вмещалось в этом маленьком сердце!
( 2. Звучит музыка Бетховена. Соната №14)
Слайд 8
Лермонтов (говорит на фоне музыки):
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы под полями.
В аллею темную вхожу я, сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою.
Слайд 9
Ведущий 2: Ранняя смерть матери, разрыв между отцом и бабушкой, жизнь без родителей - все это с юных лет угнетало Михаила Лермонтова.
Лермонтов:
Я сын страданья; мой отец
Не знал покоя по конец;
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный я в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом...
Ведущий 1: Он, взрослея, все реже атаманствовал в играх. А в последнее время не расставался с книгами. Без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина, «Шильонского узника» Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы. Но, глядя на переписанные страницы, он видел уже за ними свои… свое… Тоска по матери… Вьюга, разыгравшаяся за окном… Кропотовская пустынная осень… Любовь… Все это пылало в его груди и заставляло набрасывать на листах бумаги пробные строфы, зачеркивать, рисовать профили… Несколько первых листов он порвал и сжег на свече. Но дальше стал все черновики складывать в ящик. Лавина еще не сорвалась, но уже сдвинулась и нависла над краем пропасти…
Слайд 10
Ведущий 2: В 1818, 1820, 1824 годах Елизавета Алексеевна едет в Пятигорск лечиться и берет внука с собой. (Слайд 10 Фоном 3. Звучит кавказская мелодия). С тех пор Кавказ жил в его сердце.
Лермонтов:
Хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(Музыка смолкает)
Слайд 11
Ведущий 1: Мише исполнилось 13, когда бабушка в 1827 году повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Он блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.
Лермонтов:
Москва! Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный….
Ведущий 2: Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи. В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. В это же время рождается замысел первой редакции поэмы «Демон».
Слайд 12
Лермонтов:
Печальный Демон,
Дух изгнанья,
Летал над грешною землей.
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой…
Счастливый первенец творенья!
Он сеял зло без наслажденья...
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья,
И зло наскучило ему…
Слайд 13
Ведущий 1: В Москве юный Лермонтов испытывал глубочайшее чувство любви к молоденькой, милой, умной, восхитительной Вареньке Лопухиной. Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.
Он смотрел на Вареньку, как на утраченную еще до встречи свою единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем. Трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться… вот уж тут как тут её маменька. У нее одна забота: выдать дочку замуж, не прозевать жениха. Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик… Ей он посвящал свои прекрасные, но грустные стихи.
(4.Звучит музыка Бетховена. Выходят Варенька и Лермонтов, взявшись за руки, читают)
Варенька:
Мне грустно, потому что я тебя люблю
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе,
Мне грустно… потому что весело тебе.
Лермонтов:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон- властелин,
Все будит старину.
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!
Ведущий 2: И все последующие увлечения оставались только увлечениями, а душа и сердце поэта всегда принадлежали Вареньке Лопухиной.
Ведущий 1: Варенька выйдет замуж за господина Бахметева, богатого мужчину, намного старше ее. А Лермонтов всю свою короткую жизнь с трепетом будет хранить портрет Вареньки.
Слайд 14
Лермонтов:
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - всё бог!
Ведущий 1:
Юноше было 16 лет. Но как красивы его стихи, глубоки и прекрасны, как и чувства!
Слайд 15
Чтец: Андрей Дементьев
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
«Я обещаю помнить вас…
Дай бог дожить до новой встречи…»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нем будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась,
Он думал: «Жизнь не удалась…»
А жизнь лишь только начиналась.
Он ставит в церкви две свечи.
Одна – за здравие любимой,
Чтоб луч ее мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.
Свечу вторую он зажег
За упокой любви опальной.
И может, пламя горьких строк
Зажглось от той свечи печальной?
Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала.
Слайд 16
Ведущий 2: Осенью 1830 Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение словесного факультета.
Слайд 17
Ведущий 1: В 1832 году волею судьбы Лермонтов оставляет университет, переезжает из Москвы в Петербург и поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он пишет повести, прозу и более 100 стихотворений. Во всех них - меланхолия. Его маской навсегда становится скука. В обществе, на балах, на приемах. А ему только 18!
5. Звучит вальс «Маскарад»
Слайд 18
Чтец: (Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён»)
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки…
(Отрывок из пьесы К.Паустовского «Поручик Лермонтов»)
Дама 1:
- Кто этот хмурый гусар, что ни с кем не танцует?
Вяземский:
- Это Лермонтов. Где ему танцевать. Должно быть, сочиняет стихи.
Дама 2:
- Так молод, но ни ласки, ни улыбки.
Вяземский:
- Вы больны, Михаил Юрьевич?
Лермонтов:
- Да, пожалуй, тоска!
Вяземский:
- К чему же вас тянет?
Лермонтов:
- К дружеской беседе, к чистой бумаги.
Дама 1:
- А скажите, с кого вы писали Демона?
Лермонтов:
- С самого себя, неужели не узнали?
Дама 2:
- Но вы не похожи на него.
Лермонтов:
Поверьте, я еще хуже моего Демона.
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня.
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства,
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда…
Дама 1:
- Мне ваш Демон нравится.
Дама 2:
- Знаете ли, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь... Мне кажется: я бы могла полюбить такое могучее, властное и гордое существо.
Лермонтов:
- Какая скука!
Дама 1:
- А я знаю прекрасное средство от скуки. Это игра в фанты, господа, предлагаю поразвлечься! А хотите посмотреть на лермонтовских цыган?!
Слайд 19
(6.Звучит цыганская музыка. У костра сидит старый цыган с гитарой)
Цыган:
-Мы живем среди полей
И лесов дремучих,
Мы счастливее царей
И вельмож могучих.
Что за жизнь... одному да одному?
Земфира ушла гулять в
Пустынном поле, она привыкла
Бродить по дальним лесам да таборам,
Но вот она...
- Где ты была так долго, дочь моя?
Я думал, что и ты меня покинешь, как
Сделала коварная мать твоя?
Земфира:
Прости, отец мой, но видишь ты
Веду я гостя, за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть, как мы, цыганом,
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду.
Его зовут Алеко; он
Готов идти за мною всюду.
Цыган:
Я рад, останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь...
Слайд 20
(7.Цыганская музыка, танец)
Ведущий 2: Но даже огненная пляска цыган, которые явились подражанием пушкинским, не помогла Михаилу Юрьевичу оставить настроение меланхолии. Казалось: может спасти только любовь!
Слайд 21
8.Звучит музыка песни «Кавказ», 1 сцена: «Бэла». Бэла сидит на ковре. Печорин нервно ходит
Печорин: «Бэлла! Ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! Оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось, не долго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни меня и прости…»
( Печорин отворачивается - и протягивает руку на прощанье. Бэла молчит и не берёт руки. Печорин направляется к выходу. Едва он коснулся двери, как Бэла вскочила зарыдала и бросилась ему на шею).
Ведущий 1: Да, они были счастливы. Но долго ли?
Слайд 22 2 сцена: Княжна Мери.
(Входит княжна Мери, дойдя до середины, она пошатнулась; Печорин подал ей руку и довёл до кресла.)
Печорин: Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся? Вы должны презирать
меня. Следовательно, вы любить меня не можете...
Княжна (едва внятно): Боже мой!
Печорин: Итак, вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если бы вы
даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись.
Княжна: Я вас ненавижу...
(Печорин поблагодарил, поклонился и почтительно вышел)
Печорин: Через час курьерская тройка мчала меня из Кисловодска. И теперь я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею!
Ведущий 1: Осенью 1834 года печатается повесть Лермонтова «Хаджи Абрек», но имя его еще никак не связывают со званием поэта.
Ведущий 2: И вот настал 1837 год, январь, 13 число. Слайд 23
9 Звучит музыка последней части симфонии П.И.Чайковского «Манфред». Ученик читает отрывок из романа Магдалины Ивановны Сизовой «Из пламя и света», часть ІV, гл. VІІІ).
Ученик: Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.
Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти. Увидев двух посетителей, выходивших на подъезд, услышал, как один сказал другому:
-Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек? Как его надо было беречь!..
-Доверчив был Александр Сергеевич, - мрачно ответил другой. – Такие люди раз в пятьсот лет родятся.
-А у нас его травили!..
Лермонтов хотел остановить их, спросить, но, передумав, решительно пошел к подъезду.
-Войду и узнаю сам, - сказал он вполголоса самому себе и посторонился, пропуская высокую даму в черном и придворного врача.
-Неужели же, неужели нельзя помочь? - со слезами в голосе спрашивала дама.
Знаменитый врач без слов покачал отрицательно головой.
-Но вы врач!
-Да, - сказал он печально. – Увы, я только врач… Меня ждут во дворце, но, если разрешите, я довезу вас.
Стук колес их кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:
-Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает…
…Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово.
Лермонтов: Слайд 24
Погиб поэт! - невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой…
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде – и убит…
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять...
Ведущий 1: Погиб Пушкин. Погиб наш поэт, наша народная слава. Солнце нашей поэзии закатилось.
Ведущий 2: За несколько дней стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», как и само имя автора, становится известно всем.
Слайд 25
Ведущий 1: 25 февраля 1837 года, высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк».
11 октября 1837 года отдан высочайший приказ по кавалерии о переводе прапорщика Лермонтова в Гродненский гусарский полк корнетом.
9 апреля 1838 года опубликован высочайший приказ о переводе корнета Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом.
Лермонтов (садит за столиком, пишет и читает написанное вслух) Святославу Раевскому: «Любезный друг Святослав. Ты не можешь вообразить, как ты меня обрадовал своим письмом. У меня было на совести твое несчастье, меня мучила мысль, что ты за меня пострадал. Что до меня касается, то я заказал обмундировку и скоро уеду. Прощай, мой друг. Я буду тебе писать про страну чудес - восток. Меня утешают слова Наполеона: "Знаменитости создаются на востоке". Видишь: все глупости. Прощай, твой навсегда, Михаил Лермонтов».
( 10. Песня «Аэропорты 19 века»)
Ведущий 1: Много дней опальный поэт проводит в странствиях по Кавказу от Тифлиса до Тамани.
(Слайды 26) 12. Дорожные звуки: скрип колес, цоканье копыт, унылая песня
Лермонтов: С тех пор, как выехал из России, я находился в непрерывном странствии. Тамань - самый скверный городишко, но именно там познакомился с бытом и образом жизни казаков. Это удивительно!
Слайд 27
(11. Музыка Казачьей колыбельной. За прялкой сидит казачка. Рядом вторая качает ребенка, поют под музыку )
1 Казачка:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки - баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки - баю.
2 Казачка:
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой,
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой ...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки – баю
1 Казачка:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой.
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой.
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Слайды 28
Ведущий 2: Кавказ вошел в душу М.Ю. Лермонтова, как вторая родина, как край вольности суровой и свободной, в котором стали нерасторжимыми поэт – певец Кавказа и сам Кавказ с вершинами седыми.
(12. Зучит мелодия грузинского танца. На ее фоне читается отрывок)
Чтец:
В ладони мерно ударяя,
Они поют – и бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы,
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она,
Веселья детского полна.
Ведущий 1: Михаил Лермонтов полюбил Кавказ, его природу, свободу, как говорил он : «Там, на Кавказе, дышится легко».
Лермонтов: Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, с тех пор все мечтаю об вас да о небе…
Слайд 29
Отрывок из поэмы «Мцыри»
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Всуе, что я чувствовал тогда,
Те думы - им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Тонул, пока полдневный зной
Мои мечты не разогнал.
И жаждой я томиться стал.
Слайд 30
Ведущий 2: Только 4 года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта"! Но за эти годы он создал замечательные поэмы: "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Демон" - последняя редакция, написал роман "Герой нашего времени", напечатал единственный прижизненный сборник стихов - 26 гениальных творений.
Ведущий 1: И всё написанное Лермонтовым проникнуто сыновней любовью к родине, болью и страданием за ее беды и несчастья, всё – о России и для России. «Люблю Россию я, но странною любовью!..»
(13. Гусли На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны, инсценировка "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") Слайд 31
1-й гусляр:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы.
Про твово любимого опричника.
Да про смелого купца, про Калашникова.
Слайд 32
(14. Тихо звучит "Рассвет на Москве-реке" Мусоргского, чтение на фоне музыки.)
2-й гусляр:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
3-й гусляр:
Разметала кудри золотистые ,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
4-й гусляр:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские.
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
1-й гусляр:
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
2-й гусляр:
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою, одиночного...
И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется...
Ожидает он себе противника...
3-й гусляр:
Вдруг толпа раздалась в обе стороны
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников...
4-й гусляр:
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому...
1-й гусляр:
И сказал ему Кирибеевич:
"А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться".
2-й гусляр:
Отвечает Степан Парамонович:
"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
- Вышел я на страшный бой, на последний бой!"
3-й гусляр:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...
("Кремль 16 века", музыка из оперы Мусоргского)
Ведущий 2 : И вновь Москва, Петербург, но одиночество не покидает поэта.
Слайд 33 Видео «Выхожу один я на дорогу»
Слайд 34
16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Формальной причиной вызова был обмен резкими словами во время разговора.
Ведущий 1: Дуэль с Барантом состоялась в воскресенье 18 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал противника. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.
Слайд 35
Ведущий 2: Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. Николай I приказал перевести поэта в Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных сражениях против горцев.
Ведущий 1: Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.
Ведущий 2: Накануне отъезда Растопчина подарила Лермонтову стихи, где упомянула о бабушке поэта: «Но есть заступница родная, с заслугою преклонных лет; она ему конец всех бед у неба вымолит, рыдая».
Нет, не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога.
15. Дорожные звуки: скрип колес, цоканье копыт, унылая песня
Елизавета Алексеевна, попрощавшись с внуком, заболела и надолго слегла. С дороги Лермонтов написал бабушке: «Прощайте, милая бабушка… Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам в отставку».
Он не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге.
Чтец: Стихотворение «Узник»
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскачу,
В степь, как ветер, унесу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Слайд 36
Ведущий 1: Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июля 1841 года.
Ведущий 2: Пятигорск. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал). Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:
(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)
Мартынов:
-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!
Лермонтов: (смеясь)
-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы у тебя поднимать станет.
Ведущий 2:
Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.
Мартынов:
-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.
Ведущий 1:
- А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.
Ведущий 2: Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка выбрали второпях, вблизи дороги небольшую и довольно покатую полянку. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.
Лермонтов:
Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
Ведущий 1: Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
16. Звук выстрела
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…
16. Звук выстрела
Слайд 37
Чтец:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием.
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания.
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
17. Звучит музыка Бетховена
Ведущий 2: (на фоне печальной мелодии) В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта, героя своего времени…
Слайд 38
Ведущий 1: Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.
В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.
Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…
Слайд 39 (18.Звучит музыка Марселло. На фоне музыки читают стихотворение)
Чтец: Андрей Дементьев
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила…
И четыре долгих года
Тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был
И преуспевал.
Только Бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.
И она на Бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас.
А душа ее над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?!»
Во гробу свинцовом, во тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским побелевшим селам
Он катился черною слезой.
И откуда ей достало силы –
Выйти за порог его встречать…
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать…»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился.
Напоследок бабку пожалел.
Слайд 40 Звучит романс на стихи Лермонтова «Ты идёшь по полю битвы»
Слайд 41
Ведущий 2 :
Осенний день тихонько угасает
На высоте гранитных шведских скал...
Приходит осень, золотит венцы дубов.
Трава полей от продолжительных дождей
к земле прижалась….
Ведущий 1:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят...
… Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь…
Какая грусть, но как она светла, как искрится талантом гения!
Ведущий 2:
И пусть поэт был бы не рад:
Ведь он балов не почитал,
Но написал он «Маскарад»,
И показал нам русский бал.
(19 музыка Маскарад, выходят все участники )
1 участник:
Наверно, каждый был бы рад,
Чтоб жизнь была как маскарад.
2 участник:
Да, наша жизнь, как будто бы игра,
Как будто бал с игрой в переодеванье,
Все вышли из - под лермонтовского пера.
3 участник:
Там Мцыри, Демон и Тамара
Печорин, Мери, сам поэт.
И жизнь героев, словно драму,
Рисует автор свой портрет.
4 участник:
И новый вальс был так хорош!
Я в лермонтовское время окунулась.
Там каждый на себя, как в зеркале похож,
Как быстро мы, однако, в 21 век вернулись.
5 участник:
В наш век, в наш 21 век,
Где Лермонтова помнят,
Любят, чтут,
Где знает его каждый человек,
И кажется - он рядом тут.
6 участник:
Он рядом с нами на века,
И мы его не забываем,
Пока мила его строка,
Пока стихи его читаем.
Чтец: Иван Белоусов
Боль памяти
Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист березы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед,
Ни потрясений.
Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день
к живым и мертвым душам.
И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.
Мятущийся, как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлете голос свой,
Шагнув навстречу смертоносной пуле!
...Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это,
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.
Слайд 42
Я зажигаю свечу - символ памяти, и произношу лермонтовские строчки, как бы символически передавая свечу следующему участнику, который, прочитав «свои» любимые строчки поэта, передаёт свечу дальше.
Звучат лермонтовские строчки
Ведущий 1: Пока будет жив русский человек, будет жива память о великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Ведущий 2: Через всю жизнь пронесём мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого!
Слайд 43
23