Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОДЕВИЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Согласовано:

заместитель директора по УВР

Т.В.Цыганова


«___» ____________2016 г.

Утверждено:

директор МОУ

«Стародевиченская средняя

общеобразовательная школа»

Н.В.Демина

Приказ № ______от ___________ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

8 класс




Составитель: учитель русского языка и литературы

Марфилова Татьяна Васильевна,

первая квалификационная категория




2016 год.

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2013г.), учебного плана МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год.

Программа рассчитана на 68 часов.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



















































Содержание учебного предмета


Введение 1ч

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество 2ч

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


Из древнерусской литературы 2ч

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века 3ч

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века 33ч

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).


«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века 20ч


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.


Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.


М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы 9ч

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


-

Устное народное творчество

2


-

Из древнерусской литературы

2

1

Из русской литературы XVIII века

3

1

Из русской литературы XIX века

33

8

Из русской литературы XX века

18

8

Из зарубежной литературы

9

5

Всего

68

23






































Календарно-тематическое планирование



урока

Дата проведения урока

по плану

фактически

Введение.


1




Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

1



Устное народное творчество.

2




Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр

1

2



Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

3



Древнерусская литература

2




Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

1

4



«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

5



Из литературы 18 века

3




Д.И.Фонвизин - «сатиры местной властелин». Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

6



Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Экзамен Митрофанушки». Основные правила классицизма в драматическом произведении

1

7



Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. «Только ли смешон Митрофанушка?» РР

1

8



Из литературы 19 века

33




А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1

9



И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

10



К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы». К.Ф.Рылеев. Характерные особенности жанра.

1

11



А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта.

1

12



А. С. Пушкин и история Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 класса).

1

13



А.С.Пушкина. «История Пугачёва"

История пугачёвского восстания в худ.произведении и историческом труде писателя.

1

14



А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

15



Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

16



Семья капитана Миронова. Маша Миронова, её душевная красота и сила.

1

17



Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

18



Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Худ.особенности произведения. РР

1

19



А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

20



Контрольная работа по повести А.С.Пушкина

1

21



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.

1

22



М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы.

1

23



Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

1

24



Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

«Анализ эпизода в поэме» (по выбору учащихся)

«Мцыри как романтический герой»

«Природа и человек в поэме». РР

1

25



Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в худ. Творчестве. (с обобщением изученного в 5-7 классах)

1

26



Н.В.Гоголь. Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первые постановки.

1

27



Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Страх перед ревизором как основа развития действия в комедии.

1

28



Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

29



Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к дом.сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». РР

1

30



Н.В.Гоголь «Шинель». Мотив обиды. Образ «маленького человека» в литературе.

1

31



Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга в повести.

1

32



М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1

33



Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

1

34



Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

35



Н.С.Лескова. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

36



Л.Н.Толстой. Слово о писателе Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» Образ рассказчика. Главные герои.

1

37



Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приём изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказов.

1

38



Нравственные проблемы повести Л.Н. «Отрочество»

1

39



Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1

40



А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

41



Из литературы 20 века

18




И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика.

1

42



А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

43



Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к дом.сочинению по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. РР

1

44



А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.

1

45



С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пугачёв» – поэма на историческую тему Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1

46



Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. РР

1

47



И.С.Шмелёв. Слово о писателе «Как я стал писателем».- вспоминание о пути к творчеству.

1

48



Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни».

1

49



М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

50



Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина.

1

51



А.Т.Твардовский Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

52



Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторскиё характер образа В.Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

53



Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство писателя в поэме.

1

54



А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

55



Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»). РР

1

56



В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

1

57



Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведения по выбору учащихся). РР

1

58



Русских поэтов о Родине, родной природе.

1

59



Из зарубежной литературы

9




У.Шекспир. Слово о писателе. «»Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

60



Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

61



Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

1

62



Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

1

63



Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство.

2

64-65



В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

66



Итоговая контрольная работа

1

67



Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

1

68