Предмет | Класс | Вариант |
Литература | 11 | Литература/ 11 класс Б, В/ 105 часов |
Раздел | Описание раздела | Тема урока |
Введение | | Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия. |
Литература начала ХХ века | | И.А. Бунин. Личность и художественный мир писателя. Лирика Бунина. ЕЁ философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Город Ефремов и его окрестности в творчестве Бунина. |
| | Тема любви в произведениях И.А. Бунина. («Грамматика любви», «Лёгкое дыхание».) |
| | «Чистый понедельник». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя |
| | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа |
| | Осуждение бездуховности существования в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» |
| | И.А. Куприн. Страницы жизни и творчества. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести |
| | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной, бескорыстной любви |
| | Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» |
| | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна |
| | М. Горький. Жизнь, творчество, личность писателя. Горький в Ясной Поляне |
| | Ранние романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа, его идейно-тематическое содержание. |
| | «На дне» - социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. «Отверженные» в драме Горького. |
| | «Отверженные» в драме Горького «На дне» |
| | Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их трагическое истолкование. Смысл названия пьесы |
| | Образ Луки в пьесе «На дне» |
| | Р/р. Сочинение по творчеству М. Горького |
«Серебряный век» русской поэзии. | | «Серебряный век». Традиции и своеобразие литературных направлений начала ХХ века. |
| | В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений поэта |
| | К. Бальмонт. Поэт с «утренней душой» |
| | Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва |
| | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина |
| | А.А. Блок. Личность, художественный мир поэта. Романтический мир раннего Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» |
| | Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе |
| | Особенности темы Родины в творчестве А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге» |
| | Тема любви в творчестве А. Блока |
| | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. |
| | Поэма «Двенадцать» - блоковское видение революции. Сюжет поэмы, её герои. Образы-символы в поэме. |
| | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока |
Новокрестьянская поэзия | | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией |
| | Жизненный и творческий путь С. Есенина. Есенин в Туле. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» |
| | Сюжет и композиция повестей о любви. (Цикл «Любовь хулигана») Трагедия души лирического героя в цикле «Москва кабацкая» |
| | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст» |
| | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» |
Литература 20-ых годов ХХ века | | Литературный процесс 20-ых годов ХХ века |
| | Обзор русской литературы 20-ых годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-ых годов. |
| | Проблема «интеллигенция и революция», проблема истинного и ложного гуманизма в произведениях А. Фадеева «Разгром», М. Булгакова «Белая гвардия». |
| | Поэзия 20-ых годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира |
| | В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Маяковский и русский футуризм. Маяковский в Туле. |
| | Лирический герой ранней лирики Маяковского. Пафос революционного переустройства мира |
| | «Облако в штанах». Проблематика и поэтика поэмы |
| | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. |
| | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского |
| | Р/р. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского |
Литература 30-ых годов ХХ века | | Литература 30-ых годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы |
| | М.А. Булгаков. Жизнь, творчество и судьба писателя. «Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. |
| | Композиция романа, его проблематика. Проблема творчества и судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита». |
| | Тема совести в романе. Трагическая любовь Мастера и Маргариты. |
| | Р. Подготовка к сочинению по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». |
| | А.П. Платонов. Трудная судьба писателя. «Сокровенный человек». Осмысление революционной действительности. Своеобразие характера Фомы Пухова. |
| | «Котлован». Сюжетно-композиционная организация повести. Отражение в «Котловане» эпохи «великого перелома». |
| | А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие лирики Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…» |
| | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» и др. |
| | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. |
| | Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы «Реквием» |
| | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта |
| | Трагический конфликт поэта и эпохи в лирике О.Э. Мандельштама |
| | М.И. Цветаева, её сложная судьба. Важнейшие темы творчества. Таруса в жизни М.И. Цветаевой. |
| | Романтизм лирики Цветаевой. Вынужденная эмиграция поэтессы. Тема Родины в её стихотворениях. |
| | Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля |
| | М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы» |
| | М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества: быт и нравы. История семьи Мелеховых. |
| | Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ в изображении Шолохова. |
| | Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон в гражданской войне. Трагедия Григория Мелехова. |
| | Тема любви в романе «Тихий Дон». Женские образы в романе |
| | Р. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». |
Литература периода Великой Отечественной войны | | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. Героическая оборона Тулы в произведениях о Великой Отечественной войне. |
| | Лирика А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Д. Кедрина. Органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя |
Литература 50 - 90 – х годов (обзор) | | Литература второй половины ХХ века (обзор). |
| | Поэзия 60-ых годов |
| | Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90-х годов. К. Воробьёв. «Это мы, Господи!..» «Написанная кровью сердца…» |
| | В. Кондратьев. «Сашка». «Я вам жизнь завещаю…» |
| | А.Т. Твардовский. Биография поэта. Стихотворения о войне. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. |
| | Лирика А.Т. Твардовского. Осмысление темы войны |
| | Жизненный и творческий путь Пастернака. Философский характер лирики Пастернака. Основные темы и мотивы поэзии |
| | Роман «Доктор Живаго». История его создания. Концепция истории и человека у Пастернака. |
| | Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». Главный герой и его оппоненты. Стихотворения Юрия Живаго и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа |
| | Р/р. Подготовка к сочинению по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго» |
| | Личность Солженицына, его художественный мир. «Матрёнин двор». Характер Матрёны. Особенности речевого портрета. |
| | Тема трагической судьбы человека. Центральный конфликт рассказа «Матрёнин двор» |
| | Изображение «системы» тоталитаризма в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
| | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция») |
| | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонёк», «В горнице» |
| | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы» |
| | Нравственные проблемы романа В.П. Астафьева «Печальный детектив» |
| | В.Г. Распутин. Слово о писателе. Нравственные проблемы в повести «Прощание с Матёрой» |
| | «Городская» проза. В.Т. Трифонов. Слово о писателе. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» |
| | И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. |
| | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций |
| | Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. Высоцкого |
| | Основные темы творчества И. Талькова (обзор) |
| | Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота», Проблематика, конфликт, композиция, система образов пьесы |
Из литературы народов России | | М. Карим. Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы творчества поэта |
Литература конца ХХ – начала ХХI века | | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращённая литература |
| | Развитие неореалистической прозы В. Маканина, Т. Толстой, Л. Петрушевской |
| | Усиление постмодернистских тенденций в литературе (В. Ерофеев, Саша Соколов, А. Битов, Т. Кибиров и др.) |
Из зарубежной литературы | | Д.Б. Шоу. «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьесы |
| | Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. |
| | Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» |
| | Э.М. Ремарк. Слово о писателе. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования |
| | Э.М. Ремарк. «Три товарища». Друзья и враги |
Заключительные уроки | | Проблемы и уроки литературы ХХ века |
| | Проблемы и уроки литературы ХХ века |
| | Русская литература ХХ века и мировой процесс |
| | Резерв |