ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
I. Тематические блоки на 2016-2017 гг.
[link]
Дружба и вражда - итоговое сочинение
«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
1. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
2. Друг и приятель – в чем разница?
3. С другом друг бранится – недруг веселится.
4. Человек часто сам себе злейший враг (Цицерон).
5. Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде?
II. Дополнительные материалы :
Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 7 декабря 2016.
Разум и чувство
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
И.А. Бунин « Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник»
А.И. Куприн "Олеся"
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
А.Н.Островский «Бесприданница»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Честь и бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Победа и поражение
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
А.С. Грибоедов "Горе от ума"
«Слово о полку игореве»
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Опыт и ошибки
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство», «Отрочество»
М.Горький «Детство», «Мои университеты»
Дружба и вражда
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
А.С. Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
III. Теория к итоговому сочинению
Составляем план к сочинению
«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.
Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.
– Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.
Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
IV. Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
V. Пишем план
Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого» (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
1. Неспособность Печорина к дружбе.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Печорин и доктор Вернер.
Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
VI. Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.
VII.Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
– Жестко определенных тем сочинения не будет, – рассказала журналистам начальник управления Департамента образования Москвы Марина Смирницкая. – Скорее, они будут связаны с просьбой дать нравственную оценку, жизненную позицию, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать.
1. Отрабатывайте хотя бы 2 блока тем. Чередуйте их.
2. Чтобы произведение лучше усваивалось, старайтесь писать сочинение через пару дней, чтобы осмыслить прочитанное.
3. Выбирайте такие блоки, которые похожи между собой. Например, хорошо сочетаются «Чем люди живы?» и «Вопросы, заданные человечеству войной». Также сочетаются «Спор поколений: вместе и врозь» и «Человек и природа». Лермонтова можно соединить как с «Чем люди живы?», так и «Человек и природа» (вспомнить хотя бы поэму «Мцыри»).
4. Не забывайте о критериях .Всегда помните о них, когда пишете сочинение.
5. Пишите план сочинения! Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении.
6. Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
7. Когда косвенно привлекаете текст произведения (пересказываете его), привлекайте и свои мысли, иначе получится изложение, а не сочинение.
8. Нежелательно использовать выражения типа: "я считаю", "мне кажется", "я думаю", "всем известно, что" и т.д.
9. Меньше восторженных/восклицательных предложений. Будьте спокойнее, меньше пафоса.
10. Чтобы ваши мысли не выглядели смешно, умоляю вас, читайте хотя бы немного учебники по литературе. Вам необязательно вчитываться в критическую литературу, но знать, что хотел сказать своим произведением автор, – крайне важно.
11. Меньше штампов, друзья, это же литература!
VIII. Как написать итоговое сочинение? Структура
У большинства бывают две крайности: одни и пару предложений толком написать не могут, другие без конца строчат и никак не могут остановиться – и то и другое не вариант.
Ближе к делу! Нам дали абстрактную тему. Что-то типа: «На какие общечеловеческие вопросы может дать ответ литература?». Первая реакция: «Да на все!». И о чем тогда писать? Как подступиться к такой широкой теме? Просто, друзья. Берем наш вопрос и перефразируем его, немного подсластим парочкой синонимичных предложений и вуаля получаем ответ:«Литература отвечает практически на все общечеловеческие вопросы: тема любви, проблема взаимоотношения разных поколений, вопросы смысла жизни, его поиска, также экологические проблемы и т.д. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ».
Такое получилось вступление. Нам здесь важно закинуть, что называется, удочку: показать проверяющему, что мы поняли суть нашего вопроса. А для этого важно его перефразировать, или произнести ключевые слова – «общечеловеческие вопросы». Когда они есть, то становится понятно, что человек понял задание! Или хотя бы пытается следовать теме.
Еще во введении мы как бы коротко говорим, о чем подробно будем рассказывать в основной части.
Каждый абзац – это отдельная микротема. Выделяйте их обязательно.
IX. Учимся подбирать аргументы для основной части сочинения
Очень полезное упражнение – учиться писать короткий ответ на прямо поставленный вопрос в объёме 5-10 предложений.
Сразу вспоминаются школьные уроки литературы, когда часто проводились подобные проверочные работы на 10 минут от начала урока. На некоторые вопросы можно было писать много и долго, но в этом и прелесть: привести наиболее весомый аргумент, подтверждающий твою точку зрения. «Почему Онегин так холодно обошёлся с Татьяной?» Полемичный вопрос. А вы ответьте на него кратко.
Напомню, отвечать нужно прямо, без пространных введений, перефразируя вопрос:
«Трагедия Евгения Онегина во многом заключается в том, что он потратил большую часть своей жизни на бесконечные балы, праздники, походы в театр. Но «Измены утомить успели; /Друзья и дружба надоели…». После долгих лет праздной жизни им овладела хандра.
Переехав в деревню, он начинает писать, «но труд упорный ему был тошен», пробовал читать, но книги также его не увлекли. Пытался заниматься хозяйством, но вся его деятельность ограничилась лишь: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил».
Онегин, который не верил в искренние любовные чувства, холодно отверг Татьяну. Пробудились давно угаснувшие чувства в герое только после того, как Онегин увидел Татьяну на балу, где она предстала в облике светской барыни. Но ему было суждено получить ответный урок от Татьяны: она его отвергла».
Мы привели 3 аргумента. Получилось 8 предложений. Этот каркас можно еще расширять и расширять предложениями, раскрывающими каждый из аргументов, но суть данного задания в том, чтобы научиться лаконично отвечать на прямо поставленный вопрос.
X. Проверяем сочинение. Советы по самостоятельному редактированию
Написать сочинение – это полбеды. Я здесь про то, что вы настрочили от 250 слов, не перечитали, потому что не царское это дело, и в таком виде сдали на проверку. Так нельзя делать не потому, что слишком много работы будет учителю или вам просто лень, а потому что нужно приучить себя перечитывать, править, редактировать свой текст. На экзамене за вас это делать никто не будет.
В процессе подготовки приступайте к самостоятельной правке через какое-то время. Хотя бы через час. Чтобы вы смогли в это время переключиться на что-нибудь другое. Когда начнете перечитывать свою работу, то наверняка увидите в ней много неточностей, необоснованных повторов, логических ошибок. Где-то заметите, что вовсе пропустили часть слова. А бывает и такое, что посещает какая-то новая интересная мысль, которая украсит сочинение. Будьте готовы к этому.
XI. Советы по самостоятельному редактированию сочинения.
1. Пишите, если идет мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы исправить ошибку.
2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Выделите необоснованные повторы.
3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения:
цитата + комментарий, аргумент + комментарий.
4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших.
5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы.