№ | Программный материал |
| Количество часов | Сроки | ПРИМЕЧАНИЕ |
| 1 четверть |
1 | «Введение» (Понятие о словесности. Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь) |
| 1 |
|
|
| Устное народное творчество |
|
|
|
|
2 | «Введение» – 1 час (Специфика фольклора. Основные жанры) |
| 1 |
|
|
3 | «Пословицы и поговорки» – 1 час (Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл. Отличие пословиц от поговорок. Сопоставительный анализ русских и казахских пословиц и поговорок) |
|
|
|
|
4 | «Загадки» – 1 час (Происхождение и функции загадок. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина). Художественное своеобразие казахских загадок); |
| 1 |
|
|
5 | «Обрядовая поэзия» – 2 часа (Назначение и функции обрядов. Виды обрядовой поэзии: календарная и семейная. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия.) |
| 1 |
|
|
6 | Основные жанры русской семейно-обрядовой поэзии в сравнении с казахской обрядовой поэзией. Использование обрядовой поэзии в литературе |
| 1 |
|
|
7 | «Русские народные сказки» – 1 час (Виды народных сказок, исторические корни сказки. Поэтика сказок (композиция, герои, стилистика). Сказочные мотивы и образы в русской поэзии ХIХ-ХХ веков (И.З. Суриков, А.А. Блок, С.А. Есенин и др.) |
| 1 |
|
8 | «Волшебная сказка», «Царевна-лягушка» Темакомпозиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мира. Реальное и фантастическое в сказке. |
| 1 |
|
|
9 | Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности |
| 1 |
|
|
10 | Внеклассное чтение «Немецкие народные сказки «Белоснежка и семь гномов», «Шесть лебедей» |
|
|
|
|
11 | «Казахские народные сказки», «Волшебная сказка «Ер-тостік» Темы, сюжеты и образы казахских сказок. Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостік» |
| 1 |
|
|
12 | «Былины» – 1 час (Виды былин: социально-бытовые, героические. Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства). Поэтика былин. Близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие) |
| 1 |
|
|
13 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – 1 час (Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий) |
| 1 |
|
|
14 | «Казахский героический эпос» Специфические черты казахского героического эпоса в сравнении с русскими былинами. Соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий и реалий. Героическое как основная эстетическая категория эпоса. Эпос «Кобланды-батыр» (отрывок).
|
| 1 |
|
15 | «Исторические песни» – 1 час (Отличие исторических песен от былин. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. Поэзия жырау) |
| 1 |
|
|
16 | «Лирические бытовые песни» – 1 час (Лирическая песня как жанр народной поэзии. Классификация песен, поэтика: композиция и приемы ее организации, стиль. Принцип психологического параллелизма. Символика. Особенности казахских лирических песен) |
| 1 |
|
|
17 | «Волшебная сказка «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо» – 1 час (Тема, идея и поэтика сказки) |
| 1 |
|
|
18 | «Бытовые сказки» (по выбору учителя и учащихся) – 1 час (Художественные особенности социально-бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе (или Жиренше – по выбору учителя и учащихся) в сравнении с русскими бытовыми сказками) |
| 1 |
|
|
|
|
19 | «Сказки о животных» (1 русская и 1 казахская сказки по выбору учителя и учащихся) – 1 час (Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах («Буренушка» или «Крошечка-Хаврошечка»). Композиция сказок. Образы животных в казахских сказках, их сходство и отличие от аналогичных образов в русских сказках) |
| 1 |
|
|
20 | «Былина «Вольга и Микула» – 1 час (Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. Возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы и посрамление насилия и порабощения через образы Вольги и его дружины) |
| 1 |
|
|
|
Фольклор и литература XIX века |
|
|
|
|
21 | «Введение» – 1 час (Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе) |
| 1 |
|
|
22 | «Басня как эпический жанр литературы» – 1 час (Отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. Общее и различное в баснях, пословицах, сказках. Мораль и аллегория в басне) |
| 1 |
|
|
23 | И.А. Крылов. «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» – 2 часа (Всенародное признание национально и художественно самобытных басен И.А. Крылова, обличение в них несправедливых общественных порядков и недостатков людей. |
| 1 |
|
|
24 | Р.Р. Подготовка к сочинению |
| 1 |
|
|
25 | Р.Р. Обучающее сочинение по басням И.А.Крылова |
| 1 |
|
|
26 | Историческая основа басни «Волк на псарне» (аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона)
|
| 1 |
|
|
27 | В.А. Жуковский. «Светлана» – 1 час (Фантастическое в балладе. Роль магических обрядов. Герои баллады. Основные жанровые признаки произведения) |
| 1 |
|
|
28 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» – 1 час (Особенности жанра, композиции, стиля произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...») |
| 1 |
|
|
29 | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»), |
| 1 |
|
|
30 | «Сказка о попе и работнике его Балде» – 2 часа (Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила» (Лукоморье – собирательный образ мира русских сказок). Народные источники в «Сказке о попе...». Трансформация сказочных канонов в пушкинской сказке: жизненная повседневность и динамика сказочного мира, персонажи сказки, их номинации, психологическая мотивировка их поступков. Автор – действующее лицо сказки: юмор, лиризм, человечность как формы присутствия автора в сказке. Поэтическое мастерство Пушкина: стихотворная форма, соединение нескольких фольклорных жанров: сказки, песни, пословицы) |
| 1 |
|
|
31 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» – 1 час (25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и одушевление сражающихся. Монолог и диалог в стихотворении. Жанр произведения. Особенности описания боя: звукопись (аллитерация) |
| 1 |
|
|
32 | Внеклассное чтение «О. Уайльд. «Счастливый принц» |
|
|
|
|
33 | И.С. Тургенев. «Муму» – 3 часа (Пробуждение человека как основа сюжета повести. Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью. |
| 1 |
|
|
|
|
34 | Нравственное превосходство Герасима над челядью и барыней. Непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме. Любовь и привязанность Герасима к Муму. Цена освобождения Герасима.
|
| 1 |
|
|
35 | Возвращение в деревню как нравственная победа героя. Контраст пейзажа и финала повести. Сравнение как способ авторской оценки и прием изображения героев и событий) |
| 1 |
|
|
36 | Р.Р. Подготовка к сочинению |
| 1 |
|
|
37 | Р.Р. Сочинение по повести «Муму» |
| 1 |
|
|
38 | «Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века» – 1 час (Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах) Р.Р. Анализ лирических произведений |
| 1 |
|
|
39 | «Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века» – 1 час (А.С. Пушкин. «Настали святки...» (строфы VII-Х из 5 главы романа «Евгений Онегин»), А.А. Фет. «Ночь крещенская морозна...», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» (из цикла «Гадания»), А.Н. Майков. «Колыбельная». Использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя) |
| 1 |
|
|
40 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» –Тема и идея повести Толстого. Жилин и Костылин. |
| 1 |
|
|
41 | Изображение горцев в произведении. Антитеза и ее роль |
| 1 |
|
|
42 | Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля» – 1 час (Возвышенность и благородство чувств главного героя сказки «Стойкий оловянный солдатик», его мужество и способность к самопожертвованию. Тема и идея сказки «Новое платье короля») |
| 1 |
|
|
43 | О. Уайльд: «Роза и соловей» –1 час (Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля) |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| Фольклор и литература XX века. |
|
|
|
|
44 | «Введение» – 1 час (Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни) |
| 1 |
|
|
45 | К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки» – 1 час («Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений. Бальмонт о поэтическом творчестве) |
| 1 |
|
46 | Внеклассное чтение А.А. Блок. «Сны»» |
| 1 |
|
47 | А.И. Куприн. «Синяя звезда» – 1 час (Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры) |
| 1 |
|
|
48 | «Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века» – 1 час (Д.С. Мережковский. «Мать», «Природа», И.В. Северянин. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Январь», «Выйди в сад», С.А. Есенин. «Поет зима – аукает...». Персонификация природы.) Р.Р. Роль пейзажа в лирическом произведении, утверждение силы и красоты материнского чувства у всех живых существ |
| 1 |
|
|
49 | Внеклассное чтение А.А. Блок. «Сны» |
|
|
|
|
50 | А.П. Платонов. «Волшебное кольцо» – 2 часа (Близость сказки Платонова к народным сказкам. |
|
|
|
|
51 | Герои сказки. Воспевание доброты как лучшего человеческого качества. Р.Р. Домашнее сочинение |
| 1 |
|
|
52 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» – 3 часа (Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. |
| 1 |
|
|
|
|
53 | Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Одухотворение природы в «Кладовой солнца». Участие природы в судьбе детей. |
| 1 |
|
|
54 | Сказка и быль в произведении. Смысл названия повести. Жанровые особенности «Кладовой солнца») |
| 1 |
|
|
55 | Р.Р. Сравнительная характеристика героев |
| 1 |
|
|
56 | П.П. Бажов. «Каменный цветок» – 1 час (Особенности жанра произведения. Тема искусства, труда и любви в сказе. Герои произведения. Язык сказа) |
|
|
|
|
57 | П.Н. Васильев. «Песня о Серке», «Всадники» (из цикла «Песни киргиз-казахов») – 1 час (Художественное своеобразие произведений Васильева. Традиции русской и казахской народной поэзии в произведениях) |
| 1 |
|
|
58 | С.Я. Маршак. «Умные вещи» (в сокращении)» – 1 час (Волшебные вещи в пьесе-сказке. Герои пьесы. Нравственные уроки произведения. Особенности жанра) |
| 1 |
|
|
59 | Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Т.М. Мадзигон «Эту осень отпраздновать надо»; Л.Д. Лезина «Солнечный луч», «Черный лебедь» – 1 час (Мотив единения человека и природы. Развитие поэтических традиций) |
| 1 |
|
|
60 | «Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века» – 1 час (С.А. Есенин. «Зашумели над затоном тростники...»; В.Я. Брюсов. «Колыбельная»; Л.Д. Лезина. «Колыбельная для Елены») |
| 1 |
|
|
61 | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» – 2 часа Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. Дедушка, внук Филька и раненый конь. |
| 1 |
|
|
62 | Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика. Эпитет в сказке как средство выявления идеи произведения |
| 1 |
|
|
63 | Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зернышке», «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось» – 1 час (Сказка в рассказе: реальное и фантастическое) |
| 1 |
|
|
64 | Внеклассное чтение. А. Линдгрен. «Пеппи Длинный чулок», «Приключения Калле Блюмквиста» |
| 1 |
|
|
65 | С.В. Михалков. Басни. «Завидное упорство», «Муха и пчела», «Лев и муха» – 1 час (Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен С.В. Михалкова) |
| 1 |
|
|
66 | М.Д. Зверев. «Тайна двухэтажного города» – 2 часа (Тема повести. Герои произведения и их приключения. Изображение мира природы. Фольклорно-мифическое и научное объяснение мира в произведении) |
| 1 |
|
|
67 | Р.Р. Обучение составлению цитатного плана |
| 1 |
|
|
68 | Заключение – 1 час (Итоги изучения темы «Фольклор и литература») |
| 1 |
|
|