Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 8 классе
Учитель - Сиротюк Татьяна Евгеньевна
2016-2017 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник- хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.
Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.
Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Тематическое планирование по дисциплине «Литература».
Наименование разделов и тем
Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,
ч.
Из них на внеклассное чтение,
ч.
Сочи-
не-
ния
1.
Вводный урок
1
-
-
-
2.
Устное народное творчество
2
-
-
-
3.
Из древнерусской литературы
3
1
1
-
4.
Из русской литературы XVIII века
5
1
-
1
5.
Из русской литературы XIX века
30
6
5
4
6.
Из русской литературы XX века
22
6
2
1
11.
Из зарубежной литературы
7
-
1
-
12.
Итого
70
14
9
6
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8 классе
на 2016-2017 учебный год
Кол-во часов
Дата
по плану
Дата по факту
Дом.
зад.
Введение.
1
1.
Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история.
1
01.09.16
Пересказать учебную статью стр. 3-4.
Устное народное творчество
2
2.
Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
1
02.09.16
Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком».
3.
Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
1
08.09.16
Сочинить или найти частушки о школьной жизни, прочитать к уроку внеклассного чтения «Житие Сергия Радонежского».
Из древнерусской литературы
3
4.
Житие как жанр древнерусской литературы.
Вч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.
1
09.09.16
Прочитать «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
5.
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
Рр Устная характеристика князя Александра.
1
15.09.16
Подготовить выразительное чтение по ролям указанных отрывков.
6.
Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.
1
16.09.16
Подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине.
Из русской литературы VIII века.
4
7.
Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения. Чтение и изучение комедии. Тема крепостного права и воспитания в произведении.
1
22.09.16
Прочитать 2-ое, 3-е действия комедии.
8.
Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль».
1
23.09.16
Дочитать комедию «Недоросль» до конца.
9.
Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».
Рр Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?».
1
29.09.16
Написать сочинение.
10.
Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм.
1
30.09.16
Пересказать учебную статью на стр. 74-77.
Из русской литературы XIX века.
28
11.
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.
1
06.10.16
Пересказать статью о Рылееве на стр. 88-89.
12.
К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.
1
07.10.16
Подготовить сообщение об А. С. Пушкине.
13.
Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.
1
13.10.16
Прочитать главы 1-6 повести «Капитанская дочка».
14.
Гринёв: жизненный путь героя.
1
14.10.16
Прочитать главы 7-12 повести «Капитанская дочка».
15.
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
1
20.10.16
Дочитать повесть «Капитанская дочка» до конца.
16.
Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка».
Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести.
1
21.10.16
Написать сочинение.
17.
Стихи А. С. Пушкина: «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье».
1
27.10.16
Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».
18.
Вч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».
1
28.10.16
Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
19.
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.
1
10.11.16
Дочитать поэму до конца.
20.
Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. Начальное представление о романтизме.
1
11.11.16
Выучить наизусть указанный отрывок из поэмы.
21.
Рр выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».
1
17.11.16
Подготовить сообщение о Н. В. Гоголе.
22.
Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.
1
18.11.16
Прочитать второе действие комедии.
23.
Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.
1
24.11.16
Прочитать третье действие комедии.
24.
Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.
1
25.11.16
Прочитать четвёртое действие комедии.
25.
Дары города. Анализ четвёртого действия.
1
01.12.16
Прочитать пятое действие комедии.
26.
Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета.
Рр Подготовка к сочинению по комедии.
1
Написать сочинение, прочитать повесть Н В. Гоголя «Шинель».
27.
Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.
1
02.12.16
Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».
28.
Вч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».
1
08.12.16
Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5.
29.
М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно- политическая сатира. «О корени происхождения глуповцев». Пародия на официальные исторические сочинения.
Вч «Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным». Гротескные образы градоначальников.
1
09.12.16
Письменно ответить на вопрос 4 на стр. 14, устно ответить на вопрос 6 на стр. 14.
30.
Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».
1
15.12.16
Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом.
31.
Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».
1
16.12.16
Дочитать рассказ «После бала».
32.
Рассказ «После бала». Система образов и персонажей. Конфликт рассказа. Зеркальная композиция. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.
Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».
1
22.12.16
Написать сочинение.
33.
А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».
1
23.12.16
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.
34.
Рр Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе.
1
09.01.17
Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», индивидуально – подготовить сообщение о Чехове.
35.
А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия.
Вч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников.
1
10.01.17
Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Крыжовник».
36.
Вч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.
1
15.01.17
Прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви».
37.
«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии.
Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова
1
16.01.17
Написать сочинение, индивидуально - подготовить сообщение об И. А. Бунине.
Из литературы XX века.
20
38.
И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».
Вч Рассказ «Муза».
1
22.01.17
Подготовить сообщение об А. И. Куприне.
39.
А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
1
23.01.17
Пользуясь составленной на уроке таблицей дать сравнительную характеристику Николая и Веры, индивидуально – подготовить сообщение об А. А. Блоке.
40.
А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы. Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.
1
29.01.17
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».
41.
Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».
С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».
1
30.01.17
Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97.
42.
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».
1
05.02.17
Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109.
43.
М. А. Осоргин «Пенсне».
1
06.02.17
Ответить на вопрос 3 на стр. 114.
44.
Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».
1
12.02.17
Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском.
45.
А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».
1
13.02.17
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа».
46.
Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».
1
19.02.17
Дочитать поэму до конца.
47.
«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.
Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой?
1
20.02.17
Написать сочинение.
48.
А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение».
1
26.02.17
Дочитать рассказ «Возвращение» до конца.
49.
Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.
1
27.02.17
Подготовить письменный отзыв на рассказ «Возвращение».
50.
Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
1
05.03.17
Выучить наизусть понравившуюся песню, обосновать свой выбор, индивидуально подготовить сообщение о В. П. Астафьеве.
51.
Рр Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне.
В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».
1
06.03.17
Дочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».
52.
«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени.
1
12.03.17
Подготовить к уроку внеклассного чтения другие рассказы из книги «Последний поклон».
53.
Вч Автобиографический характер книги «Последний поклон».
1
13.03.17
Написать отзыв на прочитанный рассказ.
54.
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения.
1
19.03.17
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.
55.
Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения.
1
20.03.17
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.
56.
Рр Выразительное чтение наизусть стихов поэтов русского Зарубежья о Родине. Литература и история.
1
26.03.17
Пересказать учебную статью на стр.231-234.
Из зарубежной литературы.
12
57.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».
1
27.03.17
Прочитать трагедию в полном объёме.
58.
В.ч. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.
1
09.04.17
Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250.
59
В.ч. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.
10.04.17
60.
Сонеты У Шекспира.
1
15.04.17
Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255.
61.
Ж.-Б. Мольер – французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве».
1
16.04.17
Дочитать комедия «Мещанин во дворянстве» до конца.
62.
Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.
1
23.04.17
Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309.
63
Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.
24.04.17
64
Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»
1
29.04.17
Прочитать главы произведения, данные в учебнике.
65.
«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора.
1
30.04.17
Подготовить сообщение о В. Скотте на стр. 327-329.
66.
Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».
1
07.05.17
Прочитать 1,2 главы романа.
67.
«Айвенго» - роман об английском Средневековье.
1
14.05.17
Дочитать главы, данные в учебнике.
68.
«Айвенго» - роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами.
1
21.05.17
69.
Итоги года. Список литературы на лето.
1
24.05.17
70.
Резервный урок.
1
28.05.17