Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка урока по русской литературе


Группа 515, дата 13 октября 2016г., предмет: «Русская литература»

Раздел 4. Особенности развития литературы 1930-х и начала 1940-х годов. Сергей Александрович Есенин.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С.Есенина.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: …

Цели урока:

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать и систематизировать знания о художественных особенностях лирики С.А.Есенине;

- определять смысловое значение понятия «художественное своеобразие»;

- анализировать лирическое произведение.


Познавательные УУД:

- развивать умение оформлять свои мысли в устные высказывания, проводить анализ, сравнение и обобщение;

- формировать умение постигать и определять проблему.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач и достижении учебной цели;

- развивать умение четко формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Регулятивные УУД:

-  развитие  умения постигать и формулировать тему и цели урока;

- самоконтроль и самооценка собственной деятельности на уроке.

Формирование положительных учебных мотивов, стремления свободно выражать свои мысли на уроке. Формирование осознанного выполнения учебных действий, умения выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях.

Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.



Оборудование: телевизор, компьютер, доска, презентация к уроку, раздаточный материал, записи на доске, аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», фрагмент аудиозаписи романса на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», портрет С.Есенина.

.












Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

Слайд 1 (презентация к уроку)


(на фоне музыки текст стихотворения)

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном эпиграфе, отрывке из стихотворения Николая Брауна?


Эпиграф (Слайд 2)

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

Николай Браун

1. Самоконтроль готовности.

2.Реакция на преподавателя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.



- Русского поэта – Сергея Есенина.

Запись числа в тетради, эпиграфа к уроку:

Тринадцатое октября.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

Николай Браун

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся


Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Сергей Есенин и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?













Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.


Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным. Слайд 4

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему урока.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Высказывают свое мнение.


Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.





Слушают преподавателя, записывают тему урока.



  1. Актуализация знаний





















Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание? Слайд 5(д/з)



Слайд 6 (вопросы)

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?


Слайд 7 (о жизни поэта)

















- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.





- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в тетрадь, задание №1, работаете в течение 2-х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С.Есенина в развитии русской поэзии?

















Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Слайд 11 (тема урока)

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоцио­нально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую класси­ку, изу­чал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэти­ческой культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была сотка­на из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согла­сию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

Записывают в тетрадь свои наблюдения.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.



- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. 

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче. 

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к строй­ности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

  1. Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Слайд 12 (вопрос/определение)

Верно.

В чем, как оно проявляется?

(Вопрос/схема, проблемный вопрос, цели урока, задачи)

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.


Как нам найти на него ответ?



Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать стихотворение по плану.

  2. Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ — неповтори­мые черты и свойства того или иного литературного произве­дения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто про­является в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выяв­ляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов.

- Художественное своеобразие про­является в способах создания образа, способах выражения ав­торской позиции, в неповторимых композиционных особен­ностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.
Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.


Первичная проверка понимания

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

Слайд 13 (цель для групп/схема)

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.


Дает задание каждой группе и паре.


- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.


Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.


- Работаем в группах в течение 5 минут.

Слайд 14

(текст стихотворения/аудиозапись)

Контролирует выполнение работы.

Презентация результатов работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.


1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?























2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?




































3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?





























1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?





























2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?





















- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?






- Результаты исследований представлены в таблице.

(результаты исследований в таблице)

Слайд 15 (опережающее задание)

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.


Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.


Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.






















Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:



- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.


- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.


- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.


- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.


Записывают свои наблюдения.




Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

  1. Первичное закрепление

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

Слайд 16 (проблемный вопрос/художественные особенности)











- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

(аудиозапись романса)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)









Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

  1. Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

Слайд 17 (д/з)

- Мы завершаем наш урок. Сдайте тетради.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.







Взаимооценка, самооценка.

  1. Рефлексия

Осуществляет рефлексию.

Слайд 18 (вопросы рефлексии)

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Слайд 19 (спасибо)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.




Список литературы

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.

  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».

  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.

  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.

  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.

  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.

  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.

  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Не жалею, не зову, не плачу…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)

  2. Презентация

  3. Тестирующая система

  4. Видеоролик (у автора)




Приложение 1

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]

[pic] [pic] [pic] [pic]

[pic]