Оглавление.
Глава 1. Введение.
Глава 2. История возникновения и развития образа Снегурочки.
Глава 3. Весенняя сказка А.Островского «Снегурочка».
Глава 4. Образ Снегурочки в русском искусстве.
Глава 5. Работа педагогов.
Глава 6. Где можно познакомиться со Снегурочкой?
Глава 7. «Родственники» Снегурочки.
Глава 8. Вывод.
Глава 9. Анкетирование (результаты, выводы).
Глава 10. Ссылки.
Глава 11. Список используемой литературы.
Глава 1. Введение
Мой самый любимый праздник – это Новый год. Мне нравится наряжать ёлку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздаёт подарки. У каждого народа свой дед Мороз. Так в Камбоджии – Дед Жара, Санта- Клаус - в Англии, а в Японии к детям на Новый год приходит Сегацу-сан, в Румынии – Мош Джарилэ. Но ни у одного из них нет напарницы – Снегурочки. Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться. Девушка с русой косой до пояса, в шубке, отороченной мехом и ладных сапожках — такой мы знаем Снегурочку, которая помогает Деду Морозу раздавать подарки на Новый год.
Я задала себе вопрос: Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
почему образ Снегурочки встречается только в России? Благодаря кому, эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?
Чтобы ответить на свои вопросы, я обратилась к фольклорным произведениям, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания, легенды, рассмотрела картины великих мастеров живописи, оперу Римского-Корсакова. И пришла к выводу, что образ Снегурочки волновал писателей, композиторов, художников. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошёл в нашу жизнь как неотъемлемая её часть
Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе постараюсь создать целостный образом этой прекрасной девушки. Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развивать творческое воображение.
В ходе работы использованы следующие методы: анализ произведений литературы, живописи; анализ и сравнение литературного образа, обобщение результатов исследования, анкетирование..
Гипотеза исследования: образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.
На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
-Проанализировать литературу по данной теме.
-Познакомиться с произведениями о Снегурочке.
- Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в этих произведениях.
Глава 2. История возникновения и развития образа Снегурочки
Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», — пишет В. И. Даль в 1866 году1
Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков — идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед с бабкой, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку-помощницу, которая потом оживала. Придя домой, Снегурочка говорила: «Бабушка, я есть хочу».
Исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев в своих «Русских народных сказках» пишет о том, как «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку — и стала девочка Снежевиночка». … В другом варианте вышли Иван и Мария из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»2 Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это снежная нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок»4.
Существует предположение о том, что эти сказки о Снегурочке возникли на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки. Слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер». Этот обряд существовал на приволжских землях вплоть до начала XX века. В некоторых вариантах сказок Снегурка прыгает через костёр и тает, превращаясь в облачко.
Существует ещё одна версия происхождения Снегурочки. Дед Мороз берёт начало в древнем мифологическом Варуне – боге ночного неба и вод. Исследователь Жарникова С. считает, что исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом5.
Глава 3. Весенняя сказка А.Островского «Снегурочка»
В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково [link]
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: ИНДРИК, 1994. — Т. 2. — стр. 35
Русские народные сказки. М.: Просвещение. 1983. Стр. 220.
В.И. Даль «Девочка Снегурочка. М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов.
Вологда. 2003
http://midgard-info.ru/heritage/zharnikova-s-v-istoricheskie-korni-obraza-deda-moroza-na-russkom-severe.html
А.Н. Островский. Пьеса « Снегурочка». Москва. Стр. 163
Глава 11. Список используемой литературы
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: ИНДРИК, 1994. — Т. 2.
Русские народные сказки. М.: Просвещение. 1983.
В.И. Даль «Девочка Снегурочка. М.: Просвещение. 1984.
Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов.
Вологда. 2003
А.Н. Островский. Пьеса « Снегурочка». Москва. 1985
Е.И.Ромашкова. Малая энциклопедия новогоднего досуга. Москва. Творческий центр. 2004.
13