Урок развития речи Ярмарка. Русский язык 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»






Урок развития речи в 5 классе


«Ярмарка»

[pic]





Урок разработала учительница русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ Куркачинская СОШ Бандорина Лариса Александровна.









  1. Республика Татарстан, Высокогорский район, ст. Куркачи

  2. Бандорина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МОУ Куркачинская СОШ

  3. Учебно-методическая разработка с использованием ИКТ

  4. Урок развития речи в 5 классе «Ярмарка»

  5. Аннотация

Построение учебного процесса в современной школе невозможно без использования информационно – коммуникативных технологий. Компьютер же выступает средством, помогающим в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Безусловно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть единственным источником информации и становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.

При создании работы использованы следующие программы: Microsoft Power Point, Word, Nero 7. В контексте рассматриваемого вопроса неоценима польза от программы Microsoft Power Point. Обращение к этой программе даёт возможность учителю иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами без перегрузки при этом зрительного пространства. Обращение к гиперссылкам позволяет мгновенно вернуться к любому фрагменту урока. Одно из направлений использования данной программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд шоу и просмотра изображений.

Данный урок реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе под редакцией А. Г. Кутузова, учебник - "В мире литературы. 5 класс" и программе В.Я. Коровиной, учебник – Литература 5 класс, учебник – хрестоматия.

Как раздражает нас, взрослых, реклама, ко­торая заполонила буквально все: экраны, витри­ны, газеты, журналы… Дети же реагируют на ре­кламу иначе: они растут на ней и потому воспринимают без раздражения, даже любят...

Самое важное воспользоваться этим популяр­ным видом деятельности, а именно словесной рекламой, в благородных целях - приобщения де­тей к духовной культуре, к народным корням и традициям...

Эта идея и легла в основу предлагаемого проекта. Он основан на синтезе русского языка, фольклора, русской литературы, изобразительного искусства и музыки, цель его не только развитие речи учащихся, но и разви­тие их творческих способностей, знакомство с традициями и обычаями русского народа, с его искусством.

Для проведения урока подобраны различные предметы народного творчества (ложки, дере­вянную или керамическую посуду, народные иг­рушки, вышивки, кружева и т.п., открытки с их изображением); народ­ная музыка, создаст определенное на­строение и придаст уроку нужный колорит.

В кабинете необходимо организовать выставку из предметов на­родного творчества. ­

Во вступительном слове сообщается о зада­чах урока (побывать на русской ярмарке и нау­читься так зазывать покупателей, так расхвали­вать свой товар, чтобы его непременно купили) и рассказываем о русских мастерах и видах народного промысла.

Урок детям запомнится, так как ориентирован на развитие творческих спо­собностей, дает много интересной информации, включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас учащихся, приобщает к народ­ной культуре, а кроме того, он дает возможность продолжить работу над художественным описа­нием предмета в нестандартной форме, над раз­личными стилями речи, связывает в единое це­лое литературу, русский язык и культурологию.

Необходимо сделать опору на зрительное и слуховое воспри­ятие подростков, создать объемную картину русской ярмарки и ее необходимой составной части - товара, который предлага­ется покупателям. Ребята работают с удоволь­ствием и испытывают радость от этого труда. Работу можно продолжить во внекласс­ной работе, оформив яркую веселую книжку или газету «Ярмарка», состоящую из ребячьих закличек и рисунков, в программе Microsoft Office Publisher, организовав литературную игру «Русская ярмарка».

Данный урок апробирован на уроках литературы в МОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

Цели.

Обучающие.

  1. Познакомить с народными промыслами, ярмаркой, стихотворением Н.А.Некрасова «Дядюшка Яков».

  2. Вспомнить суть ярмарки, с помощью которой возможно глубже проанализировать произведение различных жанров и родов.

Развивающие.

  1. Развивать речь учащихся, их творческих способностей, воображение, ассоциативное мышление, умение устно изображать основную мысль.

Воспитательные.

  1. Воспитывать в учащихся понимание народной жизни, её традиций, устоев, обычаев

  2. Помочь определиться с нравственными ориентирами.

Тип урока. Урок развития речи

Вид урока. Урок-путешествие.

Оборудование.

  1. Текст произведения. Н.А.Некрасов Стихотворения и поэмы. – М.: Олимп, 1996.

  2. Иллюстрации спроецировать на экран через видеопроектор (презентация в программе «Microsoft Office Power Point»). Либо увеличить и вывесить на доску.

  3. Портрет поэта Н.А.Некрасова.

  4. Предметы народного творчества (ложки, дере­вянную или керамическую посуду, народные иг­рушки, вышивки, кружева и т.п., открытки с их изображением).

  5. Текст Л. Свердловой «Уже с утра кипит, шумит базар…»

  6. Видеофильм (сюжет) «Шумит базар» (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» (фильм смонтирован в программе «Nero 7 Ultra Edition»)).

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.

На экране высвечиваются слайды 1-2 с темой урока, пословицей «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

[link]

(Текст лежит на столах, высвечивается слайд 17)

XI. Подведение итогов.

- Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие? Хотели бы вы ещё раз совершить подобное путешествие?

XII. Домашнее задание:

Напишите небольшой рассказ о ярмарке, включив в него придуманные вами заклички, ряды слов, прозвучавшие на уроке, используя наблюде­ния, сделанные во время него.












ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Русское народное творчество

в декоративно-прикладном искусстве.

Наше национальное русское декоратив­но-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, оде­жда, игрушки, пряники, резные налични­ки и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не счесть! На всех этих предметах традици­онно есть узоры, орнаменты.

На Руси издавна существовали геогра­фические центры народных промыслов места, где сложился и развивается опре­делённый вид декоративно-прикладного ис­кусства, где народные мастера создают изу­мительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех. Не забудем упомянуть и о богородской деревянной и дымковской глиняной игрушке.

[pic] [pic]









Д [pic] ымковская игрушка

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче­ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви­стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки­дывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют, дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепи­ли их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстия­ми свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конь­ка... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. . .

Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?!

Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел­тые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперни­чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по­хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художест­венные мастерские Дымковской игрушки.

Г [pic] жель

Обрати внимание на образцы изделий мастеров из Гжели. Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, прида­ют необыкновенный, сказочный вид кувши­нам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим издели­ям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело­-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы ­подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, рукомои, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др. Сколько художников, Столько и разных форм. И всегда они не­ обычные - веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Хохлома.

Х [pic] охломская роспись по дереву - один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохло­ма. Изделия хохломской росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в зо­лотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуду, после специальной обработки расписывают растительным узором в свобод­ной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.

Для изделий Хохломы характерно соче­тание красного и черного цвета с золо­тистым. Используются два типа росписи: «верховая» - красным и черным цветом на золотистом фоне и « под фон» - золо­тистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой тор­жественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена ка­ким-то радостным светом, по-празднично­му красочна.

Жостово.

Ж [pic] остовская роспись - это народный ху­дожественный промысел, получивший своё название по одноимённой деревне Жосто­во, что В Московской области, где находит­ся его производство. Жостовская роспись ­– это декоративная живопись на металличе­ских подносах, которые после росписи мас­ляными красками покрывают бесцветным лаком.

Изображённые на них букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на чёрном или цветном фо­не. Разнообразные узоры из букетов и фрук­тов на жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетаниям кра­сок. Уникальные жостовские подносы из­вестны далеко за пределами нашей страны как образцы русского народного декоратив­но-прикладного искусства.

Полхвов-майдан.

Полхов-майданские сувениры - это мат­рёшки, грибки-коробочки, чашки для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы и многое другое. Они. приковывают внимание изобре­тательностью форм, яркой декоративной росписью.

Основным мотивом полхов-майданской росписи является цветок шиповника алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цве­точки и зелёные листья. Звучность красок, контрастность цветовых сочетаний полхов­майданской росписи создают праздничное настроение, как говорится, душу веселят.

Городец.

Городецкая роспись первоначально воз­никла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантасти­ческие цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие дет­скую мебель, прялки, посуду, кухонные дос­ки, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконич­ная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и харак­терный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как пра­вило, все элементы узоров Городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными и чёрными красками на ярко-жёлтом фоне. Городец­кие узоры пользуются особой популяр­ностью, потому что они прекрасно переда­ют всё своеобразие русского орнамента.

Ярмарка

в поэме А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

[pic]

Играет солнце вешнее…

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебёдками плывут.

……………………………………………

[pic]


Прошли по лавкам странники:

Любуются платочками,

Ивановскими ситцами,

Шлеями, новой обувью…



"УЖЕ С УТРА КИПИТ, ШУМИТ БАЗАР…"

С [pic] траны, откуда восходит Светило, знамениты своими базара­ми. Там базары не просто место купли-продажи, но и образ жиз­ни. Такой восточный базар был и в Казани. Его назвали Сенным.

«И продают, и покупают там: кто обманул, а кто обманут сам», ­- писал Тукай о Сенном базаре.

Только на Сенном, по утверждению современников, продавали настоящее казанское мыло, расшитые шелком и золотом бархат­ные тюбетейки и женские головные уборы, ичиги ручной работы, мягкие подушки из кожи с вышитым узором. Рядом торговали персидскими коврами, шалями, тканями, индийскими пряностя­ми, китайским чаем и фарфором.

На Сенном базаре был представлен весь цвет татарского дело­вого мира. В конце 19 века здесь торговали чаем, кожей, мелом, свечами братья Юнусовы, И. Апаков - мануфактурой, А. Сайда­шев - чаем, сахаром, М. Усманов предлагал покупателю боль­шой выбор "восточных товаров". На Сенном базаре продавали то, чего нельзя было купить ни на одном городском базаре: ло­шадей, скот, посуду, сено и т.д. Здесь не только продавали, покупа­ли, здесь встречались с друзьями, интересовались дальними стра­нами, заключали торговые сделки и отводили душу в неторопли­вой беседе в чайхане. Все сделки совершались без составления бумаг, «на вере», под честное слово. Тех же, кто нарушал его, ждало всеобщее презрение. /Л.Свердлова./