Лингвокультурологические задачи в формировании языковой картины мира
Основой анализа слова как единицы мышления и культуры становится его метафорическая составляющая. Метафора позволяет представить слово не только как факт языка и речи, но и как культурный феномен. Это инструмент формирования информационного поля ученика, ключ к его внутреннему миру, личностным смыслам. Метафора усиливает познавательную рефлексию языкового сознания и способствует моделированию индивидуальной картины мира в процессе активной работы воображения, ассоциативного мышления и образной памяти ребенка.
Целесообразно использование на уроках русского языка в средних классах различных лингвокультурологических задач, предполагающих восстановление недостающих фрагментов в эмоционально-ценностной картине мира подростка как культурно-языковой личности.
Задача 1
Используя предметную и абстрактную лексику, образуйте метафоры, раскрывающие внутренний мир человека. Подумайте, какие из них помогут вам описать радостное состояние, какие, наоборот, - подавленное.
Лавина, водопад, крушение, пятно, струны, оковы, облако, вершина.
Радость, счастье, любовь, грусть, любовь, восторг, страх, надежда, душа.
Задача 2
Подумайте, какие глагольные метафоры являются авторскими? Раскройте значение образных выражений.
Всю жизнь в страхе жила, - вся душа (наполнилась, обросла) страхом. (Горький)
В его глазах было столько тоски, что можно было бы (залить, отравить, наполнить) ею всех людей мира. (Горький)
Ответы: обросла, отравить
Задача 3
Используя материал для справок, вставьте вместо пропусков абстрактные существительные, обозначающие чувства. Объясните свой выбор. Назовите изобразительный прием, лежащий в основе стихотворения. Предложите свой вариант заглавия (авторское заглавие – «Чувства»).
Хмурится………… на кого-то,
…….. бушует,
Закипает……,
Плачет……,
Трудится……..,
И ….. не смыкает глаз,
Мечется по миру…….,
Все сердца и души теребя…
Мирно спит одно ……,
Сытое,
Влюбленное в себя.
(Ф. Кривин)
Материал для справок: горе, обида, гнев, забота, страсть, самодовольство, надежда, беспокойство.
Задача 4
Прочитайте словосочетания. Подумайте, в каких из них нарушен закон лексической сочетаемости слов. Опишите ситуацию, в которой человек может испытывать подобные противоречивые чувства.
Жгучий стыд, веселая тоска, слепая ненависть, черная зависть, грустная радость, зеленая тоска, легкая грусть, ледяное презрение, острая ревность, хрупкое счастье, кипящий гнев.
Ответы: веселая тоска, грустная радость – оксюмороны
Задача 5
Прочитайте предложение. Подумайте, что усиливает его юмористический эффект. Составьте на основе текста каламбур.
Брось, к чему швырять тарелки, бить тревогу, бить стаканы? (Пастернак)
Ответ: бить тревогу и стаканы
Задача 6
Основой создания метафор часто служат признаки, воспринимаемые нашими пятью чувствами (зрением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием). Выпишите сначала 1) зрительные, 2) акустические 3) вкусовые 4) обонятельные 5) осязательные образы.
Тихая обида, аромат любви, сладкая грусть, ледяное равнодушие, звонкая радость, мутная тоска, вязкий страх, заноза в душе, терпкая печаль, искра нежности, созвучие чувств, тень сомнения, острая ревность, горячий стыд, черная зависть.
Задача 7
Подумайте, почему в русском языке нельзя потемнеть от радости или озариться от гнева? Какое отношение имеет идея света к делению эмоций на положительные и отрицательные? Составьте «световые» метафоры, используя слова из двух групп:
Светиться, потемнеть, сиять, озариться.
Любовь, радость, гнев, счастье, злоба.
Задача 8
Прочитайте текст. Подумайте, с какими цветовыми прилагательными сочетается существительное зависть в русском языке? Возможна ли в пушкинском тексте замена цветового прилагательного черная на белая? Аргументируйте свой ответ.
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку…
(Пушкин)
Задача 9
Продолжите цепочки «водяных» языковых метафор радости. Чем отличаются эти метафоры? Какие из них являются литературными метафорическими образами?
Радость хлынула, брызнула, испарилась, плещет…
Волна, всплеск, прилив, капля…. радости
Купаться в радости, выплеснуть радость, захлебнуться радостью …
Ответы: отличаются строением; те, в которых существительное «радость» выступает в позиции подлежащего.
Задача 10
Найдите в текстовых фрагментах сравнения и определите способ их выражения.
Я подошел, и вот мгновенный, как зверь, в меня вцепился страх… (Гумилев)
То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть, и страх, как пес, ложится у порога. (Гамзатов)
Таким образом, метафорика, представленная различными метафорическими моделями, становится важнейшей составляющей лингвистического описания эмоций. Именно через метафору мы общаемся со своим внутренним миром. А подобные лингвокультурологические задачи позволяют развить творческое воображение и чувство языка учащихся.