Урок - педагогическая мастерская Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Петрова Алла Викторовна


Тема: «Пейзаж в различных жанрах.

Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии»


Остановись, мгновенье, ты прекрасно!…


(урок – педмастерская, русский язык, 7 класс)


План урока – педмастерской


  1. Индукция (наведение, создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к теме)

  2. Малое афиширование (воспроизведение первых мыслей, чувств, ассоциаций, рожденных темой в группе)

  3. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решение, текста, рисунка, проекта)

  4. Социоконструкция (построение этих элементов группой)

  5. Социализация (все, что сделано индивидуально в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены)

  6. Афиширование (вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера – текстов, рисунков, схем… в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор), (Мастер)…

  7. Проект мастера

  8. Разрыв – внутреннее осознание участникам мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

  9. Мягкая коррекция (сравнение проекта мастера с проектами учеников)

  10. Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской, богатейший материал для рефлексий самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской. Это анализ своей работы)


Цели урока:


  1. Обучающая - через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование вывести учеников к пониманию темы урока, её практическому применению (составление творческой работы «Пейзаж в разных жанрах: прозе (эссе), поэзии (стихотворение)

  2. Развивающая – на основе умений пользования операциями анализа сравнения, синтеза, подобия выполнить творческую работу, развитие умений и навыков коллективной работы.

  3. Воспитательная - воспитать у учащихся чувство причастности ко всему живому на земле, умению постигать величие и красоту родной природы как источника чувств и творческой деятельности;

    • развивать эстетическое восприятие природы, способствовать видеть и чувствовать её красоту как гармонию форм, красок, запахов, звуков;

    • бережное отношение к природе, экологическое воспитание.

Оборудование:

  1. Репродукции картин художников-жовописцев

  2. П.И. Чайковский «Времена года»

  3. Памятки, схемы, задания (на листах)

  4. Таблички с определением «должности» в группах

  5. Ватман, фломастеры, краски, ножницы, цветная бумага (для 2 групп)

  6. Картинка для «Рефлексии»

  7. Проект Мастера


Цитаты темы:

  1. Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев (поэзия)

  1. Художником трудно сделаться,

Надо быть всегда влюбленным…

В дерево, в снег, в лес…

Если это дано – хорошо, если нет, что делать,

душа вынута…

А.К. Саврасов (ИЗО)

  1. Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства.

П.И. Чайковский (музыка)


Ход урока


I. Индукция


  1. Слово учителя


а) организация


Добрый день! Сегодня я приглашаю вас в педагогическую мастерскую, где мы будем творить, фантазировать, мастерить… Здесь у вас есть прекрасная возможность показать все, чем богата ваша фантазия, что вы умеете делать (сочинять, рисовать, петь, танцевать)

Девиз нашей работы: «Сидеть без дела я не буду. А как смогу, как сумею, так и сделаю!»

Результатом нашей коллективной деятельности будет создание коллективной творческой работы:

Литературного альманаха, тема, которого «Природа в прозе и в поэзии».

Состоять он может из 2-х видов работ:

прозе (эссе)

пейзаж в

поэзии (стихотворение)


Названием нашего литературного сборника послужат слова А. Блока:

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!…»

Но для своих страниц вы выберете свои имена.

В своих работах вы попробуете остановить время, сфотографировать его, увидев на «снимках» удивительную красоту природы.

С особенностями изображения природы в разных жанрах, законами создания стихотворного и прозаического текста вы уже знакомы. А сегодня вам предстоит, используя накопленный материал и домашнее задание (свой вариант иллюстрации и лист заготовки к теме), создать групповую творческую работу – страничку литературного альманаха.

Для этого наш класс превратится в редакцию, а вы станете ее сотрудниками (журналистами, редакторами, художниками, иллюстраторами, курьерами, поэтами, критиками)

Для плодотворной работы можете пользоваться можете пользоваться всем необходимым, что есть на столе (бумага, краски…)

Сегодня педмастерская и мы не учителя и ученики, а коллеги по работе, рабочие «литературного цеха». Поэтому вашему вниманию я предложу свой вариант странички литературного альманаха.

Не волнуйтесь, все у нас получится, ведь нам предстоит встреча с прекрасным. Итак, в путь….


б) наведение

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Язык природы дано понимать не всем, ведь она говорит при помощи звуков, знаков, красок и, порой, рисует такие удивительные картины, что не можем мы взгляд отвести.

Посмотрим вокруг внимательно и увидим, как создается этот шедевр:

Природа только взялась за работу,

Только вынула кисть и резец,

Положила кой-где позолоту,

Кое-где уронила багрц.

И замешкалась, будто решая,

Приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

То в смущеньи отступит на шаг…

И потом уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,

Что не сможем мы взгляд отвести…

И вот необычная картина готова. Она звучит, переливается яркими красками, пахнет. И каждый из нас услышит, почувствует, увидит в ней то, что близко его сердцу:

  1. Посмотрите, как ярко сверкает серебро жемчужной зимы, играют изумрудные травы малахитовой весны, горит на солнце пурпурный гранат лета;

переливается разными красками золото осени…

(обращение к художественным иллюстрациям)

  1. То, слышите, как неслышно, по-кошачьи мягко и тихо ступает по спящей земле первый снег: он точно, никого не разбудит,

А то, вдруг это непроницаемое молчанье вдруг разорвется диким воем злой ведьмы – пурги:

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

  1. чувствуете, как упоительно пахнут первые ландыши и поздние умирающие розы…

Осыпая лес свои вершины

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло….

Звуки… Краски… Запахи…


Сколько можно увидеть, услышать, почувствовать, предоставить! Стоит только «остановить мгновенье», как делают это поэты, художники, музыканты.

Посмотрим на доску, ведь это их признание в любви:

Не бежи, человек, оглядись вокруг.

Ведь этот мир – твой, и он – для тебя!

А если ты в мире – человек, - открой глаза шире, настрой сердце на мелодию великой красоты природы и воспой ее;

Хочешь, звуками,

Хочешь, красками,

Хочешь словом….

И так, какие чувства, мысли, ощущения и ассоциации вызывает у вас эта тема.

(ученики работают 2 – 3 минуты на листках)


II. Малое афиширование

(дети в группах обмениваются мнениями, дополняют записи)

  1. Редакторы с места афишируют мнение в группах, рассказывая о мыслях, чувствах, ощущениях, вызванных темой урока.


III. Самокострукция

Для того, чтобы выполнить задание – создать литературную страничку, необходимо вспомнить особенности изображения пейзажа в различных литературных жанрах: прозе, поэзии.

Для этого выполним задания:

Задание № 1

Группа № 1: вспомнить и выбрать необходимое понятие для определения пейзажа:

пейзаж: - изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является: 1 – человек; 2 – природа – 3 – помещение

пейзаж может быть:: 1 – горный; 2 – морской; 3 – бытовой

Группа № 2: укажите на чистых лепестках ромашки те формы многообразия природы, которые могут стать объектом для пейзажной зарисовки.







Задание № 2

Пользуясь памяткой № 2, вспомнить художественные тропы и найти примеры изобразительно-выразительных языковых средств (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение) в тексте стихотворения:

Метелица, как медведица,

Весь вечер буянит зло,

То воет внизу под лестницей,

То лапой скребет стекло.

Дома под ветром сутулятся,

Плывут в молоко огоньки,

Стоят деревья на улицах,

Как белые снеговики.

Сугробы выгнули спины,

Пушистые, как из ваты,

И жмутся к домам машины,

Как зябнувшие щенята…

Все в мире сейчас загадочно,

Все будто летит куда-то,

Метельно, красиво, сказочно,

А сказкам я верю свято.

Э. Асадов

Задание№3

Пользуясь памяткой № 3, вспомнить особенности жанра эссе, найти в предлагаемых определениях неточности, ошибки:

Эссе – жанр, в котором главное:

  1. воспроизведение фактов, а не впечатлений о них;

  2. большой объем;

  3. строгая форма изложения;

  4. систематичность, (план);

  5. фрагментарность.


IV. Социоконструкиция


  1. Звучат выступления редакторов с выполненным заданием.

  2. Учитель: Итак, мы вспомнили, что природа – это весь мир в многообразии его форм. Подумайте, что в этом огромном пейзажном изобилии вы любите больше всего: лес, море, поле, дерево, цветок, снег, дождь, зиму или лето…


И поскольку пейзаж – это картины природы, постарайтесь создать свой литературный пейзаж, свою картину природы, рисуя словами, т.е. употребляя все богатства нашего русского языка, его выразительно-изобразительные средства: метафора, сравнения, олицетворения, эпитеты…

Используя домашнюю работу (иллюстрации, литературный материал) и наработанный материал из индивидуальных рабочих листков, напишите групповую творческую работу на тему: «Изображение природы в разных жанрах: живопись в прозе и в поэзии».

Работа должна состоять из иллюстрированных пейзажных зарисовок в разных жанрах – в прозе (эссе), в поэзии (собственное стихотворение).

Не забудьте, это коллективная работа. Это создание журналистами и художниками, редакторами, поэтами и писателями своеобразные странички литературного альманаха.»Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…» Ваш талант, дружба, взаимопомощь помогут в работе. Ваши работы получатся, если вы попробуете связать явления природы с событиями в вашей жизни, вспомните и отразите в своих стихах, эссе: звуки, запахи, краски природы.

Итак, коллеги, желаю вам творческих успехов! Желаю суметь «остановить мгновенье!»


V. Социализация

Музыка Чайковского (20 мин.)


Ученики выполняют групповую творческую работу в предложенных жанрах.


VI. Большое афиширование


Одновременно вывешиваются проекты групп и Мастера. Руководители групп и Мастер выступают со своими работами.


VII. Проект Мастера

(рисунок: ромашковое поле, паровозик)


Мы родом из детства…, из той поры, когда веришь, что возможны чудеса, что на самом деле существует станция «Ромашково», куда с большим опозданием прибывает удивительный паровозик, твердо знающий, что, если не услышать первого соловья – можно опоздать на всю весну, не увидев первых ландышей – опоздать на все лето, не увидев заката – опоздать на всю жизнь…

Давайте не будем торопиться и вместе с этим паровозиком из детской сказки остановимся, удивимся, увидев красивое даже… в самых обыкновенных цветах.


Эссэ


Ромашка… Подумаешь, «редкий» цветок. Кто их не знает!

Но порой, встреча с самой обыкновенной ромашкой, гадая на которой все загадывают «любит – любит?», может стать настоящим уроком доброты и мудрости.

Не веришь? Смотря, как густо на лесной опушке разрослись эти незатейливые цветы. Клонясь под легким ветерком тихо шепчутся друг с другом белоголовые подружки, делясь секретами, мечтая о любви…

Как широко открывают они свои солнечные глаза, обрамленные снежными ресницами, навстречу каждому, кто готов услышать биение их маленького зеленого сердечка…

Тук – тук, тук –тук -тук… Вдруг оно начинает стучать все чаще и громче, ведь впереди показался прохожий.

И, завидев идущего, ромашка тихо загадывает: «Любит – не любит», «Не заметил, проходит мимо, не видя: значит, не любит, любит только себя.

Или заметил… О радость какая: Он любит. Но если он любит, то может даже… сорвать…»

Не стучит больше зеленое сердечко… Ты сорвал цветок – и он увял, подарил тебе свою маленькую жизнь. Ты поймал мотылька – и он умер у тебя на ладони. Может теперь ты поймешь, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

А не заметив сказки вокруг, можно опоздать на целую жизнь.


VIII. Разрыв.

(внутренне удивление, внутренний эмоциональный конфликт несоответствия нового знания старому)


IХ. Мягкая коррекция


Итак, коллеги, перед нами новый литературный альманах, в котором прозвучали яркие картины природы.

Создавая его, вы увидели могучую силу и красоту нашего языка, заметили как непросто создаются литературные произведения, как по-разному, но ярко и интересно, можно представить самые незаметные природные явления, научились чувствовать обратную поэтическую речь.

Сегодня мы живо – писали, ведь в наших работах природа была живой, яркой, красивой.

Поэтому и получилась литературная живопись, представленная в разных жанрах.


Домашнее задание: Посмотрите на проекты, сравните их и учитывайте этот опыт при выполнении домашнего задания: эссэ «Дивная сказка природы» с иллюстрациями в виде открыток, фото, рисунков.


Х. Рефлексия


Сегодня мы попытались «остановить мгновенье» и увидели, как оно может быть прекрасно…

Но это очарование скрыто от равнодушного и ленивого, ведь природа открывает свои тайны тому, кто пытливо вслушивается и зорко всматривается, кто бережно к ней относится и замечает в обыкновенных явлениях удивительные события: если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, играет щенок, сияет звезда в небе, тот никогда не поймет ни искусства, ни красоты жизни6

Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жалко тех людей, которых

На свете ничего не удивляет.

Рождаются великие творенья

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Ученые, художники, поэты.

Я удивляюсь и цветам, и птицам,

Хоть мне их не понять, как не пытаюсь.

Я удивляюсь и словам и людям,

Чужим стихам и песням удивляюсь.

Текут ручьи, звенит их голоса,

Я слышу моря гул и птичье пенье.

Земля нам дарит щедро чудеса

И идет взамен труда и удивленья.


    1. Если понравилась работа, подарила радость - выбери и приклей яркие листья (плакат с изображением луга или дерева , листья разного цвета подготовлены заранее)


    1. Если тема не очень интересна,- выбери и приклей белые листья


    1. Если не понравилось, был равнодушен к красоте,- приклей серые листья


Памятки

1 группа 2 группа


Поет зима – аукает Озябли пташки малые,

Мохнатый лес баюкает Голодные, усталые,

Стозвоном сосняка. И жмутся поплотней.

Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным

в страну далекую Стучит по ставням свешенным

Седые облака И… все сильней.

А по двору метелица И дремлют пташки нежные

Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные

Но больно холодна. У мерзлого окна.

Воробышки игривые, И снится им прекрасная

Как детки сиротливые, В … солнца, ясная

у окна. Красавица весна.


(плывут, прижались, злится, улыбках)


ПАМЯТКА № 1

Пейзаж – изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является природа, окружающий мир в его многообразных формах.

Пейзаж может быть:

  • морской

  • горный

  • сельский

  • городской и т.д.


ПАМЯТКА № 2

«Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)»

Троп – оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении.

Сравнения - сопоставление 2-х предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Дерево как часовой.

Эпитет - художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета (седое море, пламенная речь…)

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства (предмет сравнения подразумевается: горит восток зарею новой)

Олицетворение – метафора, в которой предметы, явления природы наделяются признаками живого существа (ночевала тучка на груди утеса)

Аллегария – образное иносказание. Эти образы условны (подразумевают что-то)

В басне: лиса – хитрость, волк – жадность…


ПАМЯТКА № 3

Эссэ – жанр, в котором главное не передача фактов, а воспроизведение ассоциации, раздумий, впечатлений о них. Имеет свободную форму изложения материала, малый объем, отличается отсутствием систематичности, фрагментарностью.