Защита проекта.
1. Тема проекта «Художественные особенности описания природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Выбор этой темы обоснован интересом к творчеству И.С.Тургенева, особенностям его поэзии и прозы. Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая произведения русских писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - это искусство слова. Все, что мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует.
2. И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе "Бежин луг" их несколько. Природа в изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что передается многочисленными олицетворениями и метафорами. Возвышенное отношение к природе выражено множеством оценочных эпитетов. Малейшие оттенки, изменения состояния природы точно и необыкновенно выразительно переданы художником слова. Гармоничное сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия. Поэтичность описания сближает его с лирической миниатюрой.
1. «Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более честного и более благородного»
2. Объект исследования: Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». ( Картина раннего летнего утра).
1.Предмет исследования:
Изображение пейзажных зарисовок.
2.Цель данного исследования: через выявление признаков лирического произведения в рассказе «Бежин луг» доказать, что описание природы в рассказе является лирикой в прозаической форме, лирической миниатюрой.
1.Задачи:
Изучить изобразительно-выразительные средства языка и определить роль тропов в создании картин природы;
Выявить признаки лирического произведения в рассказе «Бежин луг»;
Доказать, что описание природы в рассказе является лирикой в прозаической форме, лирической миниатюрой.
2.Гипотеза исследования: если в прозаическом тексте наблюдаются основные признаки лирического произведения, то данная проза является лирикой.
1.Методы исследования:
1) анализ текста,
2) поисковый метод,
3) дифференциация по признаку.
2.Предмет исследования:
Изображение пейзажных зарисовок.
1. С громадной художественной силой и глубиной отразил Тургенев всю неяркую и неброскую красоту русской природы средней полосы.
2. В процессе исследования мы рассмотрели понятие «Пейзаж», где выделили составные этого понятия: душевное состояние персонажей; лирический пейзаж, опоэтизированность природы
1. Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре).
2. Обратимся к художественному своеобразию пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
1.Рассказ открывается пейзажем летнего дня. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна…
2.Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения, метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
1. Выбор писателем олицетворений, метафор и эмоциональных эпитетов обусловлен целью художника: показать самый процесс пробуждения и оживления природы
2. Автор в описании раннего летнего утра использует72 существительных (изображение объектов природы), 56 прилагательных ( прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость), 35 глаголов (автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника).
1. Такие «сухие» цифры исследования позволяют увидеть богатство русской природы, медленное пробуждение величавой картины природы, во всей её выразительности. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов.
2. В рассказе «Бежин луг» рассказ ведется от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Это прозаическое произведение. Найдем определение прозы и сравним с определением лирики.
1.Для этого мы обратились к различным источникам. Сопоставив определения прозы и поэзии (лирики) приходим к выводу о том. Что данные жанры практически противоположны.
2. Продолжим исследования. Обратимся к понятиям белый стих,
вольный стих. Попытаемся найти сходства прозы и поэзии.
Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией. Как видим, о рифме как обязательном элементе ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в определениях поэзии.
1.При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", так как существует такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву