Русская словесность. 8 класс.
Тема: Система образов и принципы создания характеров. Основная проблематика комедии. Художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступление от него.
Цели:
Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная.
Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе,
Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, конфликты комедии.
Ход урока
Эта комедия – бесподобное зеркало.
Фонвизин взял героев «Недоросля»
прямо из житейского омута … ,
да так и поставил их на сцену
со всей неурядицей их отношений,
со всем беспорядком их
неприбранных инстинктов и интересов.
В.О. Ключевский
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,
А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.
3. Эвристическая беседа перед обращением к анализу текста, сообщение заранее подготовленного ученика, учителя.
-Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? Низким.
- Почему? Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.
В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.
- Почему? Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.
- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?
Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.
Сообщение учащегося:
Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями .
- В чем были убеждены просветители, во что верили?
Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.
- Каков идеал человека для классицистов?
Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.
Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.
А [pic] ,значит, какие проблемы затрагивает Фонвизин в своей комедии?
П [pic] роблемы в комедии «Недоросль»
[pic]
проблема власти проблема воспитания
проблема крепостного права
(каким должен быть дворянин-
и отвечает ли русское
дворянство своему назначению?)
4. Анализ комедии.
Итак, перед нами комедия (жанр).
- Докажите это. Каковы задачи комедии?
1. Нравоописательная- описание нравов жизни своего времени.
2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.
3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии “Недоросль”.
Но это классицистская комедия, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам.
- Какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?
1. Соблюдение единства времени и места действия.
2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.
3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.
1. Соблюдение единства времени и места действия. |
2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных. |
3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала. |
- От каких канонов классицизма отходит писатель, а каким следует?
Нарушение и следование канонам классицизма в комедии «Недоросль»
Единство тона (в трагедии ничего смешного, в комедии ничего печального)
Комедия (смешение жанров сатира и юмор)
Единство действия (сюжет развивается строго последовательно, без отступления, не запутанный (любовный треугольник))
Сюжет многоуровневый, многоструктурный. Любовный конфликт (на фоне злоключений Софьи разыгрывается общественно-политический конфликт между крепостниками и просвещёнными дворянами)
Единство места
+
Единство времени
+
Воспитательная функция литературы
Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на Митрофана
Итак, сюжет получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
1. Учителя, Тришка
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2 явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о Тришке.
- Какова их роль?
Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян.
- Смеется автор над ними?
Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их.
2. Связанные с учителями и Тришкой комические сцены, которые имеют первостепенное значение в пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).
Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.
3.Отрицательные герои.
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
- Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?
Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”.
- Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).
- Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими они могут и как не должно быть.
- К какому выводу приходит автор? Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.
“Дворянин недостоин быть дворянином!”.
Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь).
Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ.
4. Положительные и отрицательные герои.
Герои Положительные
Отрицательные
Правдин
Стародум
Милон
Простакова
Митрофан учителя
это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.
невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие
В.Г. Белинский: “В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…”
- Кто же способен исправить дворян, развращенных крепостным правом, разрешить назревший общественно-политический конфликт?
- Что говорят об этом Стародум, Правдин?
Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин еще не понял истинную суть екатерининского царствования, которому Стародум ставит безнадежный диагноз “больного неизлечимо”.
Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по комедии «Недоросль»: 1) Будни семьи Простаковых, 2) Митрофанушка и его учителя, 3) Проблемы воспитания в комедии «Недоросль».
- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?
Сообщение учащегося:
Фонвизин знал о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями .
- В чем были убеждены просветители, во что верили?
Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.
- Каков идеал человека для классицистов?
Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.
Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.
П [pic] [pic] роблемы в комедии «Недоросль»
[pic]
П [pic] [pic] роблемы в комедии «Недоросль»
[pic]
П [pic] [pic] роблемы в комедии «Недоросль»
[pic]
П [pic] [pic] роблемы в комедии «Недоросль»
[pic]
Эта комедия – бесподобное зеркало.
Фонвизин взял героев «Недоросля»
прямо из житейского омута …
да так и поставил их на сцену
со всей неурядицей их отношений,
со всем беспорядком их
неприбранных инстинктов и интересов.
В.О. Ключевский
Каноны классицизма | Нарушение и следование канонам классицизма в комедии «Недоросль» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[pic]
Денис Иванович Фонвизин
(1745 – 1792)
В.Г. Белинский:
«В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…»
Литературная викторина. Д. И. Фонвизин
1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?
2. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?
3. Как изменились с фонвизинских времен значения слов "бригадир" и "недоросль"?
4. Что значит имя Митрофан? В чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?
5. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?
6. Простаковы и Скотинины — нарицательные ("говорящие") фами лии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в обиходе. А как зовут положительных героев? У них имена или фамилии?
7. Какова девичья фамилия Простаковой?
8. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?
9. Какие науки преподает Вральман? В качестве кого он служил
прежде?
10. Был ли Митрофан набитым дураком и ленивым увальнем?
11. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от прилагательного? Есть ли в его ответе здравый смысл?
12. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением, как и выражение ее сына об учебе. Процитируйте их.
13. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?
14. Какой финальной фразой заканчивается комедия? Кто ее произносит?
15. Какую роль в "Недоросле" сыграл сам автор в любительском спектакле?
Литературная викторина. Д. И. Фонвизин
1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?
2. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?
3. Как изменились с фонвизинских времен значения слов "бригадир" и "недоросль"?
4. Что значит имя Митрофан? В чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?
5. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?
6. Простаковы и Скотинины — нарицательные ("говорящие") фами лии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в обиходе. А как зовут положительных героев? У них имена или фамилии?
7. Какова девичья фамилия Простаковой?
8. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?
9. Какие науки преподает Вральман? В качестве кого он служил
прежде?
10. Был ли Митрофан набитым дураком и ленивым увальнем?
11. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от прилагательного? Есть ли в его ответе здравый смысл?
12. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением, как и выражение ее сына об учебе. Процитируйте их.
13. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?
14. Какой финальной фразой заканчивается комедия? Кто ее произносит?
15. Какую роль в "Недоросле" сыграл сам автор в любительском спектакле?