М [pic] униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соколовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского района Брянской области
[pic]
[pic]
(Интегрированный урок: литература, живопись, музыка)
Разработала: учитель русского языка и литературы Бондаренко С. И.
2016 г.
Тема урока: «Богатыри земли русской»
Задачи урока:
а) Расширить исторические познания учащихся через знакомство с циклами киевских и новгородских былин; показать характеры эпических героев через другие виды искусства (музыка, живопись);
б) Развивать устные речевые способности учеников, вовлекая в словарный запас слова и выражения, свойственные устному народному творчеству;
отрабатывать навыки работы с компьютером;
в) Раскрыть роль устного народного творчества в формировании патриотических черт характера русских людей;
Оборудование: Компьютер, электронный диск « Шедевры русской живописи», аудиозапись «Богатырской» симфонии Бородина, оперы «Садко» Римского-Корсакова, Карты Киевской и Новгородской Руси.
Ход урока:
Учитель литературы:
Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями, и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стороне, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском народном творчестве появились богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.
Ученик:
«Былина»- от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои - умные, сильные, добрые- действительно были в давние - предавние времена.
Учитель литературы:
Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то заступники, не давшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: «Песни о героических подвигах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось, как было, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости (мощи) Ильи Муромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем, а иноземцу Омарию, когда он в 1636 году плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».
Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делились на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче) и новгородский (о купце Садко и Василии Буслаеве).
Учитель истории:
Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри - витязи, а новгородского - купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления решало вече, состоявшее из высшего купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение, здесь находился политический центр государства.
Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек…
Учитель музыки:
По мотивам новгородских былин великий русский композитор Римский – Корсаков написал
оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов (гостей) из Скандинавии, Индии, Италии.
- Послушайте отрывки из арий и попытайтесь определить, какому гостю принадлежит та или иная песня (звучат фрагменты оперы «Песня венецкого гостя», «Песня индийского гостя и др.)
Учитель истории:
Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси, поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении»: «Тем ведь путем шли наши деды и отцы… Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».
Ученица:
И вот, в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина… Задумчиво перебирает певец струны гуслей. Проходит минута – другая и сказитель негромким голосом начинает:
Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу,
Старину скажу да стародревнюю.
Это звучит зачин.
Учитель литературы:
Впервые русские были былины записаны в 18 веке Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет. Однако, в 60-е годы прошлого столетия ссыльный студент Рыбников в районе Онежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот что интересно: в 1906 году, совершая путешествие в Прионежье, в «край непуганных птиц», М.М.Пришвин спросил одного сказителя: «Да неужели же, в самом деле, богатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел - правда истинная до последнего слова».А потом, подумав немного, добавил: «Да знаешь что, они, богатыри-то, может быть и теперь есть , а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперьможно богатырю показаться?»
Учитель ИЗО:
К былинам обращались и многие русские художники, например, Васнецов В.М. (Просмотр видеолекции «Экскурсия по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»»)
[pic] ( Смотри электронный диск «Шедевры русской живописи».)
[pic]
А вот еще один художник – М.А. Врубель. (Показать картину Врубеля «Богатырь»)
Богатырь Врубеля – это собирательный, несколько фантастического характера образ древнего витязя, в монументальном облике которого подчеркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.
Язык творения Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывную связь человека с окружающим миром, природой. Это основное отличие богатыря Врубеля от былинных образов Васнецова. У Васнецова пейзаж – это фон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись.
Учитель музыки:
Илья Муромец, Добрыня и Алеша, богатыри – воины, защитники Отечества, привлекали внимание знаменитых композиторов. Русский эпос с его героями – богатырями, воплощающими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечательного русского композитора А.П. Бородина.
Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору и он написал его на партитуре произведения.
Учитель литературы:
В заключении нашего урока проведем работу в творческих группах.
Задание: в программе Paint нарисовать былинного героя, каким вы его себе представляете, и дать затем его характеристику, т.е. защитить свой рисунок. (Можно использовать при этом цитирование былин).
Учитель благодарит всех за урок, сообщает оценки.
5