Рабочая программа по литературе для 6 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя школа»



Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

Протокол №___________

от «____»_____________2016 г.


Утверждаю:

Директор

____________В.В.Паранюшкин

«____»______________2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

на 2016 – 2017 учебный год

6 класс

(3ч/нед, 102 ч/год)


Предметная линия учебников

под редакцией В.Я.Коровиной



Составила:

учитель русского

языка и литературы

Н.И.Летюшова







2016г.


Настоящая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2011.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан-ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, со-ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб-но-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей ХIХ—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Чудесный доктор». Реальная основа рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Раздел. Тема урока.


Количество часов


Основные виды учебной деятельности


ВВЕДЕНИЕ

1ч.

Выразительное чтение, характеристика форм проявления авторской позиции.

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

1


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4ч.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора.

Выразительное чтение. Различение пословицы и поговорки.

Письменный ответ на вопрос.

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

1

4

Загадки. Афористичность загадок.

1

5

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

1



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2ч.

Устное рецензирование выразительного чтения.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Подбор цитат по заданной теме

6

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

1

7

Развитие представления о русских летописях.

1


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

1ч.

Устный рассказ о баснописце.

Выразительное чтение басни.

Характеристика героев басни. Формулирование вопросов к тексту. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

8

Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени. Аллегория и мораль в басне.

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

50 ч.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение басен (в том числе наизусть).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.

Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений.

Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям).

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.

Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений.

Выделение этапов развития сюжета.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление сравнительной характеристики героев. Составление плана анализа эпизода. Письменный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитат из текста повестей по заданной теме. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение киноверсий повестей. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.





9-10

И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик».

2

11-12

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока». Развитие понятия об аллегории.

2

13

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых взглядов поэта.

1

14

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.

1

15

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике поэта. Жанр стихотворного послания.

1

16-17

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Двусложные размеры стиха

2

18-19

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

2

20

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

1

21-22

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт А.Дубровского и К.Троекурова.

2

23-24

Протест Владимира Дубровского против несправедливости, произвола и деспотизма.

2

25-26

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

2

27

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

28

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения»


1

29

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю Лермонтова. «Листок». «Утес» .«На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.


1

30-31

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром . Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

2

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

33-34

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

2

35-36

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

2

37

Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…»

1

38

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы в стихотворении.

1

39

Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1

40

А.А Фет слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

1

41-42

А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мерило человеческой нравственности.

2

43

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И Тютчева и А.А Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

1

44

Н.А Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1

45-46

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»: эпиграф, роль пейзажа, диалог-спор.

2

47

Контрольная работа по творчеству русских поэтов 19 века

1

48-50

Н.С Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

3

51

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

1

52

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.И. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша»».

1

53

Н.С Лесков. «Человек на часах».

1

54-55

А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

2

56

А.П Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

57-58

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

2


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана устного и письменного высказывания.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах. Создание собственных иллюстраций к рассказам.

Выделение этапов развития сюжета.

Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций.


59-60

А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Тема служения людям. Понятие о рождественском рассказе.

2

61-62

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

2

63-64

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги.

2

65-66

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

2

67

Образ природы в рассказе – были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода о ели и сосне.

1

68

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М Пришвина «Кладовая солнца».

1

69-70

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

2

71

В.П Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы.

1

72

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи.

1

73

Контрольная работа по творчеству В.П.Астафьева.

1

74

В.Г Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1

75

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика.

1

76

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина»

1


77

Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «В горнице». Тема Родины в поэзии. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

78-79

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла», Влияние учителя на формирование детского характера.

2

80


Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой отечественной войне.

1


81-82

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер». Поэтизация родной природы.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…». Способы выражения чувств в лирике.

2

83

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу стихотворения.

1

84

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема родины и народа.

1

85-86

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики».

Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

2


Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

87-88

Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине.

К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…». Тема Родины и народа.

2


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11 ч.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана устного и письменного высказывания.

Практические работы.


89-90

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.

2

91

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

92-93

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Характер и поступки Одиссея.


2

94-95

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

2

96

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1

97

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1

98-99

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.



2


ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

3 ч.

Предъявление читательских и исследовательских навыков. Составление плана и текста собственного высказывания.

Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов.

100

Повторение и обобщение изученного.

1

101

Итоговый тест.

1

102

Выявления уровня литературного развития учащихся. Задание для летнего чтения.

1