Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Согласовано» Руководитель РМО
учителей русского языка и литературы
Никитина Р.Г.________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Мохнаткина С.И._________
Протокол заседания МС №1 от 29 августа 2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Осиновка
Беляева Т.В._____________
29 августа 2016г.
Рабочая программа
по литературе для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель русского языка и литературы
Самойлова Лариса Анатольевна
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
МБОУ СОШ с.Осиновка
Протокол № 1
от 27 августа 2016 года
Руководитель ШМО
Самойлова Л.А._____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-Программа по литературе для 5-11 классов/ Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010.
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК
Учебник. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. / (В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я.Коровиной.- Москва.: Просвещение 2011.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Содержание разделов учебного курса.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
Количество работ по развитию речи
I четв.
9
3
25
1
2
II четв.
8
3
24
2
4
III четв.
10
3
28
1
3
IV четв.
7
3
24
1
2
Итого в год
34
3
102
5
11
Введение (1ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Поэзия Серебряного века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч.)
Античная лирика (обзор).
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование
Литература Древней Руси (5+2Р/.р.)
2
2.09.
Древнерусская литература. Обзор.
3
7.09.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
4
8.09.
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
5
9.09.
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
6
14.09.
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
7
15.09.
Р/р. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
8
16.09
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»
Русская литература ХVIII века ( 9ч. )
9
21.09.
Характеристика русской литературы ХVIII века
10
22.09.
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
11
23.09.
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в одах. Жанр оды.
12
28.09.
Творчество Г.Р. Державина.
13
29.09.
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.
14
30.09.
Вн.чт. А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву».
15
5.10.
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм .
16
6.10.
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
17
7.10.
Итоговый урок по теме «Русская литература 18 века».
Русская литература ХIХ века ( 50 ч.)
18
12.10.
Золотой век русской литературы (обзор)
19
13.10.
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.
20
14.10.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2Р/р. )
21
19.10
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.
22
20.10
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
23
21.10
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
24
26.10.
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
25
27.10.
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
26
28.10.
Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
27
9.11.
Р/р. Подготовка к классному сочинению обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
28
10.11.
Р/р. Классное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
А.С.Пушкин ( 16+2Р/р. )
29
11.11.
А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.
30
16.11.
Дружба и друзья в лирике А.С .Пушкина
31
17.11.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
32
18.11.
Любовная лирика А.С. Пушкина
33
23.11.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
34
24.11.
Философская лирика А.С. Пушкина
35
25.11.
Р/р. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина.
36
30.11.
Контрольная работа
Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.
37
1.12.
Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
38
2.12.
Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
39
7.12.
Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
40
8.12.
Онегин и поместное дворянское общество
41
9.12.
Татьяна – нравственный идеал Пушкина
42
14.12.
Характеристика образов Ленского и Ольги
43
15.12.
Художественное совершенство романа «Евгений Онегин»
44
16.12.
Роман «Евгений Онегин» в критике.
45
21.12.
Р/р. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»
46
22.12.
Вн.чт. «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»
М.Ю.Лермонтов ( 8ч.+ 1 Р./р. )
47
23.12.
М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
48
28.12.
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.
49
29.12.
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова.
50
30.12.
Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова.
51
18.01.
Роман «Герой нашего времени».
Замысел и композиция романа.
52
19.01.
Печорин как представитель «портрета поколения».
53
20.01.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
54
25.01.
Критика о романе «Герой нашего времени».
Р./р. Подготовка к сочинению.
55
26.01.
Контрольная работа
по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь ( 6+2Р/р. )
56
27.01.
Н.В.Гоголь. Обзор жизни и творчества.
57
1.02.
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.
58
2.02.
Образ Манилова
59
3.02.
Характеристика образов Коробочки и Ноздрева
60
8.02.
Характеристика образов Собакевича и Плюшкина
61
9.02
Образ Чичикова.
62
10.02
Р./р. Подготовка к классному сочинению по поэме «Мертвые души».
63
15.02
Р./р. Написание классного сочинения по поэме «Мертвые души».
64
26.02.
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Роман «Белые ночи»: особенности жанра.
65
17.02.
Художественное своеобразие романа «Белые ночи»
66
22.02.
Петербург Достоевского.
67
24.02.
Вн.чт.Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
Русская литература ХХ века. ( 29 ч.)
68
1.03.
Пути развития русской литературы 20 века
69
2.03.
А.П. Чехов. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
70
3.03
Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска».
71
9.03.
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
72
10.03.
Поэзия Серебряного века (обзор).
73
15.03.
А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.
74
16.03.
Трагедия лирического героя в «страшном мире».
Своеобразие лирических интонации.
75
17.03.
С.А.Есенин. Размышления о Родинеи природе.
76
22.03.
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта.
77
23.03.
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
78
24.03.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
79
5.04.
Р.р. Классное сочинение по творчеству А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
80
6.04
М.А.Булгаков. Слово о писателе.
81
7.04.
Проблемы повести М.Булгакова «Собачье сердце».
82
12.04.
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
83
13.04.
М.И.Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
84
14.04.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
85
19.04
А.А.Ахматова Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
86
20.04.
Поэзия Н.А.Заболоцкого.
87
21.04.
Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.
88
26.04.
М.А.Шолохов. Жизнь и судьба.
89
27.04.
Образ героя рассказа «Судьба человека».
90
29.04.
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта.
91
3.05.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
92
4.05
Раздумья о Родине и природе в лирике Твардовского.
93
5.05.
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».
94
10.05.
Картины послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе.
95
11.05.
Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.
96
12.05.
Р./р. Написание сочинения-рассуждения о значении поэзии в жизни человека.
Из зарубежной литературы ( 6 ч. )
97
17.05.
Катулл, Гораций, Данте Алигьери. Обзор творчества
98
18.05.
Подготовка к контрольной работе.
99
19.05.
Контрольная работа. Итоговый тест .
100
23.05
У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
101
24.05.
Гамлет как вечный образ мировой литературы.
102
25.05
И.В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
16