А.С.ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»: КОМЕДИЯ ПАРАДОКСОВ
Форма урока: урок «открытых мыслей», урок-исследование
Цель: через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Задачи:
1) образовательные:
- актуализация знаний по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.
2) развивающие:
- развитие исследовательских способностей;
- формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;
- формирование рефлексивных умений.
3) воспитательные:
- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
- усвоение знаний через свой субъективный опыт, через свою систему отношений;
- соотнесение своей позиции с позицией другого;
- выражение своего отношения к содержанию произведения;
- стимулирование процесса самопознания,
- формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей;
- актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
- воспитание читательской культуры учащихся.
Методы и приемы:
1) по источнику получения знаний:
- практические (упражнения, подготовка домашнего задания);
- наглядные (текст художественного произведения, презентация).
2) по уровню активности познавательной деятельности:
- исследовательские методы;
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- развитие умений задавать вопросы;
- развитие умений классифицировать;
- развитие умений наблюдать;
- развитие умений взаимодействия с парадоксами;
- развитие умений высказывать суждения;
- развитие метафорического мышления;
- развитие дивергентного мышления.
3) по способу подачи материала: индуктивно-дедуктивный.
4) по способу организации деятельности: групповая.
Учащиеся распределены на группы: «Знатоки ума», «Знатоки безумия», «Критики», «Литературоведы».
Каждая группа сидит за отдельным столом. Учащиеся заранее подготовили материалы, соответствующие тематике группы. «Знатоки ума» собирали материал, связанный с понятием «ума» в комедии, и рассматривали разные типы ума. «Знатоки безумия» собирали материал для того, чтобы по материалам произведения осветить понятие «безумия». «Критики» изучали различные точки зрения критиков на комедию. «Литературоведы» осмысливали название комедии.
Ход урока:
Здравствуйте! Сегодня у нас итоговый урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Перед вами лежат листочки, в которых к концу урока вы обязательно напишите свои ощущения, наблюдения, замечания, возникшие у вас во время урока сегодняшнего урока.
Среди вас есть те, кто разбирался с проблемой ума в комедии, есть те, кто занимался безумием. Другие пытались понять смысл названия в комедии и уловить различия между первоначальным и последующим заголовками, примеряя на себя роль литературоведов. А также, критики, искавшие истину с суждениях великих людей.
!!! Индивидуальное задание. Каждая группа получила задание. Перед вами несколько афоризмов известных людей. Соотнесите их с героями комедии и впишите фамилию персонажа напротив каждого афоризма. Это можно делать в течение урока.
Каждая группа исследовала свой парадокс. Скажите, пожалуйся, какой, по вашему мнению, должна быть тема урока сегодня? Тема сегодняшнего урока: «А.С.Грибоедов «Горе от ума»: комедия парадоксов».
Слово учителя:
Прежде чем мы приступим к обсуждению, давайте растолкуем слово «парадокс».
Толковый словарь С.И.Ожегова сообщает, что парадокс – это
«1. странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу, говорить парадоксами.
2. явление, кажущееся невероятным и неожиданным».
Словарь В.И.Даля: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему».
И, наконец, моё внимание привлекло определение
Оскара Уайльда: «Лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует».
Вот от этого последнего высказывания мне и хотелось бы оттолкнуться, начиная сегодняшний урок, потому что сегодня мы не ставим цель найти истину в последней инстанции. Наша задача – понять, насколько многогранна и безгранична мысль гения. Итак…
Запись в тетрадь темы урока и осмысление.
Задание учащимся.
Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию? Сформулируйте на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель индивидуальна), запишите ее в тетрадь.
Выбор эпиграфа из предложенных вариантов и обоснование собственного выбора.
Высказывания выдающихся людей.
В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. (В. Белинский)
Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов)
Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)
!!! По каждой презентации составить кластер.
ПАРАДОКС ПЕРВЫЙ: УМ И БЕЗУМИЕ
В комедии Грибоедова тесно переплетены ум и безумие: тот, кто кажется по-настоящему умным, объявлен сумасшедшим, тот же, кто приспосабливается к окружающей жизни и прячет свои истинные мысли, оказывается дипломатом, способным дойти «до степеней известных». Тот, кто внимательно вчитывался в комедию, обязательно задавался вопросом, кто же в этом произведении по-настоящему умён?
Среди вас есть знатоки ума и безумия, то есть те ребята, которые тщательно поработали с текстом и исследовали эти два понятия в комедии. Послушаем их.
1 группа «Знатоки ума»: Мы считаем, что комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» исследует различные типы ума, поэтому в ней каждый умён по-своему.
Слово учителя:
Спасибо, знатоки. Послушаем теперь, что скажут знатоки безумия.
2 группа «Знатоки безумия»: Мы исследовали проблему безумия в комедии А.С.Грибоедова и пришли к выводу, что понимается данное понятие каждым героем субъективно. Для разных персонажей само безумие и его причины сильно отличаются.
Слово учителя:
Спасибо, знатоки.
1. Давайте разберёмся. Поговорим о Чацком. С тем, что он умён, спорить сложно. И всё же почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках? (Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения. Вторая причина в том, что ум Чацкого «с сердцем не в ладу». Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот – Софья. Потому и ошибается, что любит).
2. Наверное, многие из вас слышали такое выражение из Библии: «Метать бисер перед свиньями». Что оно означает? (Напрасно распаляться перед людьми, которые не могут или не хотят вас понять). Можно ли применить данное высказывание к Чацкому? Почему? (Конечно, ведь не может он никого переубедить, никого перетянуть на свою сторону, ни в ком найти единомышленника). Умно ли он поступает? (Получается, что нет). А.С.Пушкин по этой именно причине и отказал Чацкому в уме. Он писал: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».
3. Вспомните эпизодического героя Репетилова. Какова его роль в тексте? (Это персонаж, который, как в кривом зеркале, отражает философию Чацкого, тем самым выставляя её на посмешище). Получается, сам Грибоедов, вводя такую личность в комедию, отказывает Чацкому в уме? (Нет, ведь автор сам говорил: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Он показывает, что одно и то же явление можно рассматривать с разных позиций, что человеческая жизнь – явление сложное, многогранное, трагичное).
4. А что же мы скажем о Фамусове и Молчалине? Каковы они – умны или глупы? (Что касается Молчалина, то он своим поведением демонстрирует истинность известной мудрости: «Молчи – за умного сойдёшь». Его политика – любой ценой достичь своей цели, прийти к известному положению в обществе и материальному благополучию. Фамусов дорожит своей репутацией, того же желает дочери, понимая, что это самый важный фактор успеха в обществе, а без общества, без его признания человек зачахнет, сойдёт с ума. Сложно однозначно судить, что он не понимает ложности тех идеалов, которым служит, но цель, которую он преследует, гарантирует благополучие, а оно и является залогом счастья). Получается, и здесь нет никакой однозначности? Фамусов и Молчалин обладают умом практичным, бытовым, имеют жизненную хватку, благодаря которой они всегда приняты в обществе, обласканы начальством, вполне довольны жизнью. А что же есть ум, если он не служит для того, чтобы создавать условия для спокойствия и счастья?
ПАРАДОКС ВТОРОЙ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ТАЙНА НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ
Таким образом, мы невольно подходим к следующему парадоксу – тайне названия комедии. Все мы знаем, что первоначально пьеса называлась «Горе уму». 1. Почему Грибоедов изменил название и какой вкладывал в него смысл? (Предположения учеников).
2. А сейчас послушаем наших литературоведов, которые специально изучили этот вопрос.
3 группа «Литературоведы»: Мы изучили историю создания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и поразмышляли над оттенками смысла, которые скрыты в первоначальном и окончательном названиях. Сам факт смены названия произошёл после того, как Грибоедов прочёл первые два акта своему другу С.Н.Бегичеву. Он внес несколько замечаний, в ответ на которые Грибоедов кардинально поменял первоначальную идею и название и сжег первый акт вчистую.
4. В эпизодах уместнее говорить о «горе уму» или «горе от ума»? (Чацкий настолько чувствует своё превосходство над фамусовским обществом, что не замечает простых вещей и выглядит смешно: там, где надо вести себя сдержанно и важно, он фамильярничает; там где, надо смолчать, он разражается патетическим монологом; там, где необходимо быть проще и свободней, он начинает высокопарно выражаться и противопоставлять себя обществу).
ПАРАДОКС ТРЕТИЙ: КОМЕДИЯ В КРИТИКЕ
Слово учителя:
Итак, мы уже много сказали о том, что в комедии «Горе от ума» всё непросто: ум и безумие соседствуют, дураки в почёте, а умные изгнаны, один и тот же герой может восприниматься по-разному). Но и сама комедия вызывала всегда самые противоречивые мнения.
1. Давайте, попробуем ответить на вопрос, о чём комедия? (Ответы учеников).
2. Кто же такой Чацкий? Умён он или глуп? Герой он или антигерой? (Ответы учеников).
3. Но не только мы с вами размышляли над этими вопросами. Великие люди оставили нам великое наследие, в котором отразили свои взгляды на произведение. Люди эти – А.И.Гончаров, А.С.Пушкин и В.Г.Белинский. Слово предоставляется нашим критикам.
4 группа «Критики»: Проанализировав критические статьи Гончарова, Пушкина и Белинского о комедии. Белинский отзывается так: «нет целого», «нет идеи», «сатира, а не комедия». Пушкин: «комический гений», «прелестная комедия», «о стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу», «наслаждался». Гончаров: «тонкая, умная, изящная и страстная комедия».
4. Как вы думаете, почему великие люди расходились во мнении по поводу Чацкого? (Это произошло потому, что образ главного героя не однозначен. Он одновременно и очень умён, и в тоже время постоянно оказывается в глупом положении).
5. Каков главный парадокс комедии? («Двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека»).
Подведение итогов.
Итак, нам с вами удалось сегодня поговорить о том, что «Горе от ума» является комедией парадоксов, поскольку, в каком ракурсе её ни рассматривай, она всё равно повернётся другим и озадачит нас. Мы найдём в ней доказательство ума Чацкого, но и ума Молчалина, мы согласимся и не согласимся с тем, что Чацкий безумен. Мы одинаково найдём причины несчастья Чацкого как вне его, так и в нём самом. Открытый финал оставляет нас размышлять, бесконечно возвращаться в мыслях к Чацкому, примеряя его роль на себя, а через него – роль тех исключительных личностей, которые вечно противостоят человеческому обществу в своём исключительном стремлении достичь идеала…
Творческая работа
Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии Грибоедова "Горе от ума". Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог "от" в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии.
"Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" - спрашивали в Одессе.
"Если ты такой умный, покажи свои деньги", - предлагают в Америке.
"Если ты такой умный, почему несчастлив?"- возникает вопрос после прочтения комедии.
Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: "Ум подготавливает счастье." (Гельвеций)
Воспроизведение прочитанного.
Проверка индивидуального задания.
Итог урока.
Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом".
Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний".
Рефлексия
Сегодня на уроке я:
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
Домашнее задание.
Сочинение "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас, я восхищаюсь, удивительно то, что; хочу поделиться, хочу поспорить с Вами, мне не совсем понятно и т. д.
Пострефлексия (на следующем уроке).
Обмен впечатлениями об открытом уроке с ребятами.