Рабочая программа по литературе 7 класс. Меркин

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 7 класса МБОУ СОШ №63 г.Хабаровска и рассчитана на 2015-2016учебный год.

Нормативные документы:

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования ;М:Дрофа,2007

- примерной программы основного общего образования по литературе; М.Дрофа,2007

Также при составлении программы использовался УМК ( Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаева; под ред. Г.С.Меркина. - М. ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2013.


Актуальность разработки программы обусловлена недостаточной детализацией Примерной программы основного общего образования и необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания в 7 классе.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В задачи изучения литературы входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику.


Временные затраты на освоение курса Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 7-ых классах, то на программу в 7 классе отводится 68 часов.


Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений ,умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Из базовых эстетических понятий и категорий, необхо­димых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 7 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими понятиями и категориями:

I

  1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

  2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.

  3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фоль­клорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты тек­стов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II

1. Художественная речь. Средства изобразительности (вы­разительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ас­социативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ — персонаж — герой — тип.
Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.
Герой — лирический герой.

III

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.Поэтическая речь как художественная система.1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рас­сказ, повесть). Тематика и проблематика. Сюжет, фабу­ла, композиция в эпическом произведении. Авторский замысел и художественная идея.Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое об­разование (лирическое стихотворение). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произве­дения. Композиция лирического стихотворения.Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные эле­менты: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, куль­минация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [во­девиль, мюзикл], драма, трагедия).Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора.

Содержательная сторона программы отражает необходи­мость рассмотрения всех основных потоков литературы XIXXX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нрав­ственно-философский стержень курса, определяющий его об­разовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разде­лам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучае­мых произведений, выделить то главное, что составляет


Содержание программы учебного предмета

В в е д е н и е

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Теория литературы: литературные роды.

И з у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни. Обрядовая поэзия (« Девочки, колядки!..», « Наша Масленица дорогая...», « Говорили — сваты на конях будут » ); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

И з д р е в н е р у с с к о й л и т е р а т у р ы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из л и т е р а т у р ы X V I I I века

М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы , которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова). героев («Планета людей»).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург. Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литератур ы : юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

И з л и т е р а т у р ы X I X в е к а

А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа ). Творческая история создания произведений.

Теория литературы : поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Родина», « Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация). Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей . Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно - краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы : сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев . «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всѐ унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно - музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Развитие речи: чтение наизусть.

П р о и з в е д е н и я р у с с к и х п о э т о в XIX в е к а о Р о с с и и

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...»

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. А в е р ч е н к о . «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

И з л и т е р а т у р ы X X в е к а

М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе ; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой- романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст и художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола , метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покину л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К .Г. Паустовский Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »: А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А.А. Сурков. «В землянке»; М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя. Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Р у с с к и е п о э т ы X X в е к а о Р о с с и и

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов . «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский . «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев . «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

И з з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы

У. ШЕКСПИР Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ- ное представление о добре и силе. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца»











Учебно-тематический план


Из устного народного творчества.

4


Из древнерусской литературы.

2


Из русской литературы XVIII века

7


М.В.Ломоносов

3


Г.Р.Державин

1


Д.И.Фонвизин

3


Из литературы XIX века.

25


А.С. Пушкин

4

Классное сочинение №1 «Петр 1 и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

М.Ю.Лермонтов

3

Выразительное чтение.

Н.В.Гоголь

3

Домашнее сочинение №1 по повести «Шинель».

И.С.Тургенев

3


Н.А.Некрасов

2

Выразительное чтение.

М.Е.Салтыков -Щедрин

2


Л.Н.толстой.

1


А.А.Фет

1

Выразительное чтение.

Стихи о России поэтов XIX

1


Н.С.Лесков

2

Классное сочинение №2 по повести «Левша».

А.П.Чехов

3


Из литературы XX века.

20


А.М.Горький

2


И.А.Бунин

2

Выразительное чтение

А.И.Куприн

1


В.В.Маяковский

1


С.А.Есенин

2

Выразительное чтение.

И.С.Шмелев

1


М.М.Пришвин

1


К.Г.Паустовский

1


Н.А.Заболоцкий

2

Выразительное чтение.

А.Т.Твардовский

2


Стихи и песни о войне поэтов XX века.

1

Выразительное чтение.

Б.Л.Васильев

2

Домашнее сочинение №2. Отзыв о рассказе « Экспонат №…»

В.М.Шукшин

1


Стихи о России поэтов XX века.

1


Зарубежная литература.

8


В.Шекспир

2

Выразительное чтение.

Р.Бернс

1


М.Басе

1


Л.Стивенсон

2


А.Сент-Экзюпери

2


Литература народов России

1


Итого

68



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ , обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ , который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса :

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей ;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

















Календарно-тематическое планирование

пп

Кол-во часов

Дата

Тема. Раздел

ЦОР

ГОС ХРК

Домашнее задание

Примечания

1

1



Введение.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма).





Из устного народного творчества 4 часа

2

1


Былины. Событие в былине, поэтическая речь былины.






3

1


Конфликт. Поучительная речь былины « Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былинные герои .Отражение в былине народных представлений о нравственности.


Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




4

1


Р.Р Сочинение. Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник».


Легенды , бытующие на ДВ.



5

1


Народные песни. Обрядовая поэзия, лирические песни, лиро-эпические песни.








Из древнерусской литературы 2 часа


6

1


Поучительный характер древнерусской. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

литературы.


« Достали солнце»

(эскимосская сказка).



7

1


РР Творческая работа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».





Из литературы XVIII века 7 часов


8

1


М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного Теория о трёх штилях.





9

1


Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист». Мысли о просвещении, русском языке.

Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




10

1


РР Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке»





11

1


Г.Р.Державин. Своеобразие стихотворений . Биография (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»

«Властителям и судиям» Тема поэта и власти.





12

1


Д.И.Фонвизин. Своеобразие комедии «Недоросль» Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика .

Образование и образованность, воспитание и семья.





13

1


Д.И.Фонвизин «Недоросль». Герои комедии.





14

1


Инсценировка сцен пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»





Из литературы XIX века 25 часов


15

1


А.С.Пушкин.

Основные мотивы в произведениях поэта. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина.





16

1


А.С.Пушкин.

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы.





17

1


Классное сочинение№1 «Пётр I

и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».


Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




18

1


Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»





19

1


М.Ю.Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении. Проблематика, основные мотивы стих. «Родина» .





20-21

2


М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Центральные персонажи песни и художественные

приёмы их создания.

Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




22

1


Н.В.Гоголь. «Шинель». Основной конфлик : трагическое и комическое.

Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».





23

1


Н.В.Гоголь . Образ Акакия Акакиевича.






24

1


Подготовка к домашнему сочинению № 2 Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель».





25

1


И.С.Тургенев. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.

Рассказ «Хорь и Калиныч».





26

1


И.С.Тургенев «Певцы»: основная тема рассказа, талант.


Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru

Е.Кохан « Снег засыпал склоны, тропки..»



27

1


И.С.Тургенев Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.





28-29

2


Н.А.Некрасов. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины , любовь и чувство долга;

Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие





30

1


М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета; проблематика сказок.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




31

1


М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.





32

1


Л.Н.Толстой. Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце».






33

1


Русская природа в стихотворениях А.А. Фета.





34

1


Час поэзии в литературной гостиной «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIXXX веков





35

1


Н.С.Лесков. «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.





36

1


Класссное сочинение №3 по повести «Левша».

Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru




37

1


А.П.Чехов. Социальная направленность рассказов. «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.





38

1


А.П.Чехов «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.





39

1


Урок-викторина по рассказам А.П. Чехова.






Из литературы XX века 20 часов


40

1


М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство». Становление характера мальчика.






41


1


М.Горький «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла.





42

1


И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.





43

1


И.А.Бунин. «Кукушка». Смысл названия: доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа.





44

1


А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.





45

1


В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.





46

1


С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Лирическое «я» и образ автора.

Человек и природа, чувство родины.





47


1


Выразительное чтение и анализ стихотворения С.А.Есенина.





48

1


И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рас сказа .Проблематика и художественная идея .


В.Суходольский

« Март».



49

1


М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река». Тема и внутренний смысл.

Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 7 классе http://interneturok.ru





50

1


К.Г.Паустовский. Мир человека и природы .

« Мещерская сторона». Малая родина: образ рассказчика в произведении .





51

1


Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться».

Тема стихотворения и его художественная идея.





52

1


Выразительное чтение и анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого.





53

1


Н.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни».


В.Нефедьев

« Гаснут высокие звезды…»



54


1


А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память.


Тема войны в дальневосточной литературе.



55

1


Встреча в литературной гостиной «Стихи и песни о войне поэтов XX века».

.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М. Джалиль «Последняя песня», Вс. Лобода «Начало».





56


1


Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.





57

1


Подготовка к домашнему сочинению №4. Отзыв о рассказе « Экспонат №…»





58


1


Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина. Чудаки и чудики в рассказах «Микроскоп».





59

1


«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. А.А. Ахматова «Мне голос был…» , М.И.Цветаева «Рябину рубили зорькою…», Я.В. Смеляков «История», А.И.Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д. Дементьев «Волга»






Из зарубежной литературы 8 часов

60-61


2


Вечные темы сонетов У. Шекспира. «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, но реже говорю об этом…»





62

1


Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.





63

1


Мацио Басё. Образ поэта. Хокку (хайку).





64- 65

2


Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.





66-67

2


А.Сент-Экзюпери «Планета людей».

Основные события и позиция автора.





Литература народов России 1 час

68

1


Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».







Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1.Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

2.Г.С. Меркин. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: Русское слово, 2011.

3.Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 7 класс». – М., 2008.

4.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008


Для учителя

  1. Беленький Г.И., О.М. Хренова. Читаем, думаем, спорим... 6 класс. М.: «Просвещение», 2000-2003.

  2. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам – хрестоматиям В,П. Полухиной и Т.Ф.Курдюмовой. – М.:Вако, 2005

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. Каштан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература XIX века. I половина. Хрестоматия литературно-критических мемуарных и эпистолярных мате­риалов. М.: «Просвещение», 1987.

  5. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. -М: Просвещение, 1985.

  6. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»

  7. Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс». – М., 2008

  8. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 1997.

  9. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А.. Преподавание фольклора. Полный курс. Методическое пособие. СПб.

  10. Сушилин И.П.. Русская литература Х1Х-ХХ веков: конспективное изложе­ние программных тем. М.: Изд. МГПУ, 2000.


Для учащихся

1.Акимов В.М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы XX века. Санкт-Петербург, 1994.

2.Библиотека русского фольклора: частушки. М., 1990.

3.Большая школьная энциклопедия. Т. 1. М.: «Олма-Пресс», 2000.

4. В поисках золотого руна: мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. - М: Просвещение, 1994.

5.Демиденко Е. Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы // Литература. 1999. № 43.

6.Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. -М.: Просвещение, 1997.

7.Рогачевская Е. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5-9 классы. М.: «Школа-ПРЕСС», 1993.

5.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература, ч. 2. XX век. /Гл. редак­тор М.Д. Аксенова. М.: Аванта плюс, 2000.

6.Энциклопедия литературных героев. - М.: АГРЛФ, 199')

7.Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХУШ-Х1Х веков. - М.: АСТ Олимп, 1997.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988.

Интернет - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы.

[link]