Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тёткинская средняя общеобразовательная школа №2»

Глушковского района Курской области



педагогического совета

МКОУ «Тёткинская СОШ №2»

Протокол от 27.08.2015 г. №1


Председатель ______

Т.М. Коровяковская


Утверждено приказом по МКОУ «Тёткинская СОШ №2»

Приказ от 01.09.2015 г. № 1 – 165



Директор школы: ______

Т.М. Коровяковская








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС

2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Базовый уровень







Составлена на основе учебной программы по литературе для общеобразовательных учреждений / В.И. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2014.



Программу составила Ткачёва Елена Александровна






п. Тёткино

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая учебная программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2010 и учебника «Русская литература 19 века 10 класс» для общеобразовательных учебных заведений (автор – В.П.Журавлёв - М.: «Просвещение», 2012г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая учебная программа раскрывает содержание обучения литературы обучающимися в 10 классе школы, которая рассчитана на 105 ч/год (3 ч/нед.)

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в средней общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Изучение литературы в школе способствует решению следующих задач:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

Главной задачей курса литературы 10 класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.

Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, дать представление о сложности и необходимости перехода литературы от романтизма к реализму.

Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.

Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия и философия, литература и критика, герой времени и пути развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).

Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. XIX в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.). Теоретико-литературное образование обучающихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.

В 11 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения обучающихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание обучающихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.







РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ


10 КЛАСС

Русская литература XIX века в контексте ми­ровой культуры(1 ч)

Тема 1. Русская литература(1ч).


Введение(1 ч)

Тема 2. Творчество писателей конца 18-19 века (1ч)


Литература первой половины XIX века(26 ч)

Тема 3. А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии. (3ч)

Тема 4. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».(8ч)

Тема 5 Художественный мир М.Ю.Лермонтова .(2ч)

Тема 6. М.Ю Лермонтов «Герой нашего времени» (6ч)

Тема 7. Н.В.Гоголь. Этапы жизни и творчества (1ч)

Тема 8. Н.В.Гоголь. « Мёртвые души». (6ч)



Литература второй половины XIX века(74 ч)

Тема 9. Творчество А.Н.Островского (1ч)

Тема 10. А.Н.Островский «Свои люди сочтёмся (2ч)

Тема 11. А.Н.Островский «Гроза» (4ч)

Тема 12. Творчество И.А.Гончарова (1ч).

Тема 13. И.А.Гончаров «Обломов» (3ч)

Тема 14. И.С.Тургенев«Записки охотника» (2ч)

Тема15. И.С.Тургенев «Отцы и дети»(7ч)

Тема16. Творчество Ф.М.Достоевского.(1ч)

Тема 17. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (8ч)

Тема 18. Творчество Н.С.Лескова. (1ч)

Тема 19. Н.С.Лескова«Леди Макбет Мценского уезда» . (2ч)

Тема 20. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель (2ч)

Тема 21. Л.Н.Толстой «Война и мир». (17ч)

Тема 22. Творчество Н.А. Некрасова(1ч)

Тема 23. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» .(7ч)

Тема 24. Творчество Ф.И.Тютчева.(3ч)

Тема 25. А.А.Фет. Основные мотивы творчества(2ч)

Тема 26. Творчество Салтыкова-Щедрина(1ч)

Тема 27. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».(3ч)

Тема 28. Этапы биографии и творчества А.П.Чехова .(1ч)

Тема 29. А.П.Чехов «Ионыч» (1ч)

Тема 30. А.П.Чехов «Вишнёвый сад». (4ч)


Из зарубежной литературы(3 ч)

Тема 31. Зарубежная литература (обзор) (2ч)

Тема 32. И.В.Гёте «Фауст»(1ч)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


10 КЛАСС

105 ч/год (3 ч/нед.)


Литература XIX века


Тема 1. Русская литература XIX века в контексте ми­ровой культуры.(1ч) Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нрав­ственного идеала).


Тема 2. Введение(1ч)

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александ­ровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 го­да. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настрое­ний. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение роман­тизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драма­тургии в творчестве Чехова.


Тема 3. Литература первой половины XIX века(26ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис­тина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сея­тель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия»

(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон»,

«Осень» и др. Слияние гражданских, философских личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни преемственность поколений. Романтическая лирика романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое «Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об раз бездушного и обманного города.


Тема 4. Литература второй половины XIX века (74ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проб­лематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как обще­ственное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики «Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сце­нического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное само­сознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

[pic] Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-по­этическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанро­вое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о дра­ме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис­кусству) между поколениями, отраженный в заглавии легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Тра­гическое одиночество героя. Споры вокруг романа и ав­торская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе «Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический] охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров —героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фе­та. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лири­ческих переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального вы [pic] [pic] [pic] [pic] ражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-наро­долюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любов­ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэти­ческий язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообра­зие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун­та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтиче­ского языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над­рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толсто­го. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Бол­конской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — ху­дожника и мыслителя. Его влияние на русскую и миро­вую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологи­ческий роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведе­ния. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных пред­ставлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. Ду [pic] [pic] [pic] ховные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и твор­ческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском че­ловеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Со­трудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки­ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проб­лематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обы­денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Че­хова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее Рос­сии. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психо­логизация ремарки. Символическая образность, «бес­событийность», «подводное течение». Значение художе­ственного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рас­сказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, му­зыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.


Из зарубежной литературы


Тема 5. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века(3ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.


И.В.Гёте. Слово о писателе.

«Фауст». Философская трагедия. Психологическая острота сюжета героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра трагедии

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06 [pic] [pic] нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши­мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устояв­шимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепо­щенности, свободы и своеволия, художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стира­нию грани между реальным и воображаемым. Симво­лизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.


Произведения для самостоятельного чтения

А. С. П у ш к и н. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муз Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, да случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.

П. А. Катенин. Сонет.

Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».

Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.

Е. А. Баратынский. Осень. «Толпетревожный день при­ветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..», «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.

А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой,

соловей...». Идиллия.

[pic] Н.М.Языков. Элегия. А.С.Пушкину. Морское купанье.

Вечер. Буря.

В.К.Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов.

Усталость.

М. Ю.Лермонтов. Княгиня Литовская.

Н. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть.

Н. В. Гоголь. Нос.

А. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.

К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...».

Н.А.Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам вой­ти .». «Замолкни, Муза мести и печали...».

Ф. М.Достоевский. Бедные люди.

А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю...».

А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непости­жим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».

И. А. Гончаров. Обыкновенная история. А. И. Герцен. Былое и думы.

Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли стра­сти...».

А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спраши­вай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...». И. С.Тургенев. Новь. Накануне (на выбор). Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы. Л. Н.Толстой. Анна Каренина.

К. К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенрав­ной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..». Н. С. Лесков. Тупейный художник. А. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Макбет.

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.

О. де Бальзак. Гобсек.



Произведения для заучивания наизусть

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору обучающихся).

М. Ю.Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору обучающихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору обучающихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору обучающихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору обучающихся).













































ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ


10 класс

Контрольные работы

Проверочный тест по теме «Творчество А.С.Пушкина»

Зачётный урок по творчеству Лермонтова

Тест по творчеству И.С.Тургенева

Тест по творчеству Н.Лескова

Проверочный тест по теме «Творчество Некрасова»

Проверочный тест по теме « Творчество Фета и Салтыкова-Щедрина»

Итоговый урок-зачёт по литературе 19 века



Творческие работы

Р.р. Сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин»

Р.р. Домашнее сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Р.р. Сочинение по творчеству Гоголя «Мёртвые души»

Р.р. Сочинение по драме Островского «Гроза»

Р.р. Домашнее сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Р.р. Домашнее сочинение по роману Толстого «Война и мир»

Р.р. Сочинение по творчеству А.П Чехова.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения литературы обучающийся должен знать / понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и Творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы

и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским
(родным) языком обучения.











КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результаты обучения литературы должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объёму программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировал правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся.


Оценка сочинений


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.


Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку».


Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.


Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.


Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.


Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.


Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.


Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.



Оценка устных ответов


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:


Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.


Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка тестовых работ


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Оценка творческих работ


Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.


Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Оценка дополнительных заданий


При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.




Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.



Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка




Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.




Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого обучающегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана)


В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому обучающемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

-реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.


Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ


п/п

Тема урока

Дата проведения

Тип урока

Вводимые понятия

Оборудование

Задание на дом

1

Русская литература.


Лекция


Тетрадь

С.27-29, выучить лекцию

2

Творчество писателей конца 18-19 века.


Лекция

Ода

Тетрадь, выставка книг

С.8-17, выучить

лекцию, доклад*

3

Творчество А.С.Пушкина.


Комплексное применение знаний


Портрет поэта, сборники стихов

Задание в тетради, выучить стихотворение*

4

Пушкин о назначении поэта и поэзии.


Комплексное применение знаний


Портрет поэта, сборники стихов

Задание в тетради, выучить стихотворение*


5

Философские мотивы в лирике поэта.


Комплексное применение знаний


Сборники стихов, раздаточный материал

Выучить стих-е, анализ стих-я*

6

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина.


Комплексное применение знаний


Сборники стихов опорная схема, иллюстративный материал

Выучить

стих-е

7

Творческая история романа «Евгений Онегин».


Комбинированный

Роман в стихах

Иллюстрации

Повторить

Онегинскую

строфу, анализ строфы*

8

Художественное своеобразие романа.


Комплексное применение знаний

Жанр

Иллюстрации

С.203-212

9

Духовные искания Евгения Онегина.


Комбинированный


Раздаточный материал

С.212-216,доклад*

10

Татьяна - любимая героиня Пушкина.


Комбинированный


Иллюстрации, опорная схема

Готовиться

к тесту

11

Проверочный тест по теме «Творчество А.С.Пушкина».


Проверка и оценка умений и навыков


Раздаточный материал

Готовить материалы к сочинению

12-13

Р.р. Сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин».


Развитие речи


тетрадь для творческих работ

Дописать

сочинение

14

Художественный мир М.Ю.Лермонтова.


Усвоение новых знаний

Романтизм

Портрет поэта, сборники стихов

С.319-336, доклад по творчеству Лермонтова*

15

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.


Комплексное применение знаний

Реализм

Сборники стихов

Выучить стих-е

16

Лирический герой поэзии Лермонтова.


Комбинированный

Сюжет

Сборники стихов

С.338-342

*анализ

стих-я

17

Печорин в отношениях с другими персонажами романа.


Комплексное применение знаний


Текст романа, раздаточный материал

С.343-344

18

Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань».


Комплексное применение знаний

Композиция

Текст романа, раздаточный материал

С.345-360

19

Анализ новеллы «Фаталист».


Комплексное применение знаний


Текст романа

С.360-362 *анализ

эпизода

20

Зачётный урок по творчеству Лермонтова.


Проверка и оценка умений и навыков


Раздаточный

материал, выставка книг

Готовить материалы к сочинению

21

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Лермонтова «Герой нашего времени».





Развитие речи


тетрадь для творческих работ

Написать сочинение

22

Н.В.Гоголь. Этапы жизни и творчества.


Комбинированный


Портрет и выставка книг писателя

С.235-277, доклад*

23

Анализ первой главы.


Комплексное применение знаний

Поэма

Текст поэмы, иллюстрации

С.281-284, анализ главы*

24

Изображение поместного дворянства.


Комплексное применение знаний


Текст поэмы, иллюстрации

Готовить сообщения о помещиках *зад. в тетр.

25

Чичиков и чичиковщина.


Комплексное применение знаний

Чичиковщина

Текст поэмы

Выписать цитаты

26

Образ российской действительности.


Комплексное применение знаний


Текст поэмы

Выучить отрывок

27

Р.р. Сочинение по творчеству Гоголя

« Мёртвые души»


Развитие речи


Тетрадь для творческих работ


Дописать сочинение

28

Творчество Гоголя и наше время.


Комбинированный


Фильмы по

произведениям

Гоголя

*Доклад

29

Творчество А.Н.Островского.


Усвоение новых знаний


Портрет и выставка книг писателя

С.33-39

30

Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди сочтёмся».


Усвоение новых знаний

Комедия

Выставка книг

пересказать, анализ комедии*

31

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.


Комбинированный

Драма

Иллюстрации, раздаточный материал

С.39-51, д.1-3

32

Город Калинов и его обитатели.


Комплексное применение знаний


Иллюстрации

С.51-53, доклад*

33

Образ Катерины.


Комбинированный

Конфликт

Иллюстрации раздаточный материал

С.53-58

34

Р.р. Сочинению по драме Островского «Гроза».


Развитие речи


Тетрадь для творческих работ

Дописать

сочинение

*доклад

35

Творчество И.А.Гончарова.


Усвоение новых знаний


Портрет и выставка книг писателя

СЛ1-17

36

Образ главного героя в романе «Обломов».


Комбинированный

Образ

Текст романа

C.18-20*задание по тексту

37

Роль второстепенных персонажей.


Комплексное применение знаний

Персонаж

Иллюстрации, раздаточный материал

С.17-19

38

Художественное мастерство Гончарова.


Комбинированный


Выставка книг

С 22-23, доклад*

39

Творчество

И.С.Тургенева.


Усвоение новых знаний


Портрет и выставка книг писателя

С.50-58

40

Рассказы цикла «Записки охотника».

.

Комбинированный

Цикл

Выставка книг, раздаточный материал, опорная схема

С.59,читать рассказы, пересказ*

41

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».


Комбинированный

Роман

Выставка книг, раздаточный материал, опорная схема

С.71-74

42

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова.


Комплексное применение знаний


Иллюстрации, таблица

С.90-98

43

Базаров и Одинцова.


Комбинированный


Иллюстрации, опорная схема, раздаточный материал

С.95-98 * анализ эпизода

44

Базаров и родители.


Комплексное применение знаний


Иллюстрации, раздаточный материал

С. 100-103

45

Базаров нигилист.


Комбинированный

Нигилизм

Иллюстрации, раздаточный материал, опорная схема

С.89-90, анализ героя*

46

Базаров перед лицом смерти.


Комплексное применение знаний


Иллюстрации

С.103-108

47

Тест по творчеству И.С.Тургенева.


Проверка и оценка умений и навыков


Раздаточный

материал

Зад. в тетради

*доклад

48

Творчество

Ф.М.Достоевского.


Усвоение новых знаний


Портрет и выставка книг

писателя

С.231-242

49

Роман «Преступление и наказание».


Усвоение новых знаний

Роман

Выставка книг

С.242-258 *зад. в тетради

50

Раскольников среди униженных и оскорблённых.


Комплексное применение знаний


Текст романа, раздаточный материал

Ч.З гл.5

51

Идея Раскольникова о праве сильной личности.


Комплексное применение знаний


Текст романа

Ч.1 гл.6-7, доклад*

52

Преступление Раскольникова.


Комбинированный

Психологизм

Текст романа, раздаточный материал, опорная схема

Задание в тетради

53

Раскольников и «сильные мира сего».


Комплексное применение знаний


Текст романа

Ч.З гл.5, анализ героев*

54

Семья Мармеладовых.


Комбинированный


Иллюстрации

Ч.4гл,8

55

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.


Комплексное применение знаний


Текст романа, раздаточный материал

Учить записи *задание в тетради

56

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание».



Развитие речи


Раздаточный материал, индивидуальные карточки

Написать сочинение

57

Творчество Н.С.Лескова.


Усвоение новых знаний

Публицистика

Иллюстративный материал, раздаточный материал, опорная схема

С. 122-126* доклад

58

«Леди Макбет Мценского уезда» История создания.


Усвоение новых знаний

Трагедия

Иллюстративный материал

С. 126-144*

анализ

пейзажа

59

Тест по творчеству Н.Лескова.


Проверка и оценка знаний


Раздаточный

материал

Задание в тетради * доклад о Л.Н.Толстом

60

Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель.


Усвоение новых знаний


Выставка фотоматериалов, раздаточный материал

Читать т. 1,

С.226-239,*сост.

схему

61

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.


Усвоение новых знаний

Роман-эпопея

Иллюстративный материал

С.286-289 задание по группам в тетради*

62

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль. 1805г.».


Комплексное применение знаний


Раздаточный

материал

Письменно ответить на вопросы

63

Именины у Ростовых. Лысые горы.


Комплексное применение знаний


Карточки, раздаточный материал, опорная схема

Задание в тетради по группам, гл.20-21

64-65

Изображение войны 1805-1807 (т. 1).


Обобщение и

систематизация

знаний


Индивидуальные карточки

Т.2,ч 1-3,* подготовить тест из 12 вопросов по т.2

66-67

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского (т.2, ч.1-3)


Комплексное применение знаний


Индивидуальные

карточки,

видеофильм

Выучить отрывок, * задание по группам: пересказ и анализ

68

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.


Комплексное применение знаний


Раздаточный материал

Т.Зч.1-3,

*зад. в тетради

69

Отечественная война 1812г. Философия войны в романе.


Комбинированный

Философия

войны

Текст романа, раздаточный материал

Выучить записи в тетради

70

Изображение войны 1812 года.


Проверка и оценка знаний


Раздаточный материал

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова *по вариантам

71

Кутузов и Наполеон в романе.


Обобщение и

систематизация

знаний


Иллюстративный материал, индивидуальные карточки

Выучить схемы в тетради,* инд. зад., сообщения с элементами анализа

72

Партизанская война. Последний период войны и её воздействие на героев.


Обобщение и

систематизация

знаний


Раздаточный материал

С.292-297

73

«Мысль народная» в романе.


Комбинированный


Текст романа

Учить записи в тетради

74

Эпилог романа.


Комплексное применение знаний

Эпилог

Карточки, раздаточный материал

Задание в тетради, анализ героев*

75

Образ Наташи Ростовой.


Обобщение и систематизация знаний

Образ

Фрагменты фильма

С.308-311,* задание в тетради

76

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Семья в романе.


Обобщение и

систематизация

знаний


Фрагменты фильма

Учить записи в тетради

с.297-308

77

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Толстого «Война и мир».


Развитие речи


Тетради для творческих работ

Написать сочинение

78

Творчество Н.А. Некрасова.


Усвоение новых знаний

Лирика

Иллюстративный материал, карточки, раздаточный материал

Пересказ

конспекта

лекции,

выучить

стихотворен

ие, доклад по творчеству Некрасова*

79

Основные темы и идеи лирики Некрасова.


Комбинированный

Темы и

идеи

лирики

Выставка книг

Анализ

стихотворен

ия*

индивидуал

ьные

сообщения

80

Горькая доля народа

пореформенной России.


Усвоение новых знаний


Раздаточный материал

Читать 1 часть,

*задания по группам

81

Душа народа русского.


Обобщение и

систематизация

знаний

Поэма

Текст поэмы

С. 168-175 *ответить на вопросы


82

Народ в споре о счастье.


Комбинированный

Поэма-

путешествие

Текст поэмы

Выучить отрывок,*от

ветить на вопросы

83

Идейный смысл рассказов о грешниках.


Обобщение и

систематизация

знаний

Идейный смысл

Текст поэмы

С.180-186,*

индивидуал

ьные

задания

84

Народ и Гриша Добросклонов.


Комбинированный


Иллюстративный материал, раздаточный материал, опорная схема

Готовиться к тесту

85

Проверочный тест по теме « Творчество Некрасова».


Проверка и оценка знаний


Раздаточный материал

доклад по творчеству Тютчева*

86

Творчество

Ф.И.Тютчева. Этапы биографии.


Усвоение новых знаний

Лирика

Иллюстративный материал

Пересказ

конспекта

лекции,

выучить

стихотворен

ие

87

Темы и идеи лирики Тютчева. Любовная лирика.


Комбинированный


Выставка книг

Анализ стихотворения, пересказ конспекта лекции*

88

Философская лирика.


Комбинированный

Философская

лирика

Тексты стихотворений

С.195-197 *анализ стихотворения, С. 197-204

89

А.А.Фет. Основные

мотивы творчества.


Усвоение новых знаний

Лирика

Иллюстративный материал

С.208-211, выучить 2

стихотворения

90

Анализ стихотворений Фета.


Проверка, оценка знаний, умений, навыков


Тексты стихотворений

Сравнить стихи Фета и Тютчева, доклад*

91

Творчество Салтыкова-Щедрина.

Художественный мир писателя.


Усвоение новых знаний


Портрет писателя

С.213-221, составить план-конспект по биографии писателя*

92

Сказки Салтыкова-Щедрина -синтез его творчества.


Комбинированный

Синтез, гротеск

Тексты сказок

С.224-231, ответить на вопросы,* выписать афоризмы

93

«Господа Головлёвы». Общий обзор романа.


Обобщение и

систематизация

знаний

Роман

Текст романа, раздаточный материал, опорная схема

С.221-224.* ответить на вопросы (вопросы в тетради)

94

Проверочный тест по теме « Творчество Фета и Салтыкова-Щедрина».


Проверка, оценка знаний, умений, навыков


Раздаточный материал

Читать

рассказы

Чехова, доклад*

95

Этапы биографии и творчества А.П.Чехова.


Усвоение новых знаний


Иллюстративный материал

Учить записи в тетради.с.32 9-337,* инд. задания

96

Маленькая

трилогия. Идейно-художественное своеобразие.


Обобщение и

систематизация

знаний

Трилогия

Тексты рассказов

С.339-344,* проанализировать

трилогию по плану

97

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».


Обобщение и

систематизация

знаний


Текст рассказа, раздаточный материал, опорная схема

С.347-365, написать сочинение * сравнительный анализ эпизодов

98-99

Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.


Комбинированный

Пьеса, конфликт

Текст пьесы

Готовиться к тесту по творчеству Чехова, готовиться к сочинению

100-101

Р.р. Сочинение по творчеству

А.П Чехова.


Развитие речи


Тетради для творческих работ

Готовиться к

зачету

102

Итоговый урок-зачёт по теме «Литература 19 века».


Проверка, оценка знаний, умений, навыков


Раздаточный материал

Индивидуальные задания

103

Зарубежная литература. И.В.Гёте и его трагедия

«Фауст».


Усвоение новых знаний

Трагедия

Иллюстративный материал

Выучить записи в тетради.

104

Повторение и обобщение изученного материала.


Обобщение и систематизация знаний


Иллюстративный материал, раздаточный материал


105

Подведение итогов. Задания на лето.


Обобщение и систематизация знаний








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Всё для урока и сочинения. - М.: Олимп, 2010.

  2. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Библиотека администрации школы. – М.: Центр. Педагогический поиск, 2010.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Русская Литература 19 века 10 класс в 2-х частях под редакцией Ю.В. Лебедева. –М.: Просвещение, 2012

  5. Сборник нормативных документов. Литература. – М: Дрофа, 2009.

  6. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Современный кабинет литературы. –М: Дрофа, 2012.


Дополнительная литература для учителя

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 19 века:10 класс. - М.:ВАКО, 2012

  2. Занимательные материалы по литературе. 10-11 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2012

  3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 10 классе 1, 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2010.

  4. Коровина В.Я. Литература 10 кл. Методические советы. / В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2012.

  5. Литература: Тесты 5-11 кл. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель И.И. Михайлова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

  6. Чёртов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века: 10 кл.: Кн. для учителя /В.Ф. Чёртов - М.: Просвещение, 2012.



Дополнительная литература для обучающихся

  1. Литература: Тесты 9-11 кл. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель И.И. Михайлова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012

  2. Ламилина Н.И. Сигов В.К. Русская литература XIX - XX веков. Тесты и контрольные вопросы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. / Ламилина Н.И., Сигов В,К. - М.: Интеллект -Центр, 2012.

  3. Русская Литература 19 века в 2-х частях под редакцией Ю.В. Лебедева.- М: Просвещение, 2011.