Мастерская по роману Е.Замятина Мы. Материалы к уроку

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Из опыта работы учителя.

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская.

«Мастерская» предоставляет учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.

Урок-мастерская позволяет учащимся войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

Целью мастерской является развитие творческих способностей учащихся.

Эта цель реализуется через задания, дающие возможность учить анализировать потребности, чувства, ценности, дающие возможность осознать роль прошлого и настоящего опыта, предоставить право выбора пути познания истины. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма урока позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вырабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.

Мастерские, которые я проводила, показали, что не только качество обучения повышается, но и восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения.

В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников самостоятельного добывания знаний. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

Таким образом, мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.)





Алгоритм работы мастерской.

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Основные элементы технологии:

ИНДУКЦИЯ

Индукция – создание такой исходной проблемной ситуации, которая заинтриговала бы ученика, положила бы начало его творческой деятельности. Основная цель индукции – стимулирование учащихся к постановке как можно большего числа вопросов по проблеме и желания найти на них ответы, а также определить круг средств, которые помогут в этом.



Работа с материалом (художественные и публицистические тексты, фотографии, музыкальные произведения, картины и др.)

САМОКОНСТРУКЦИЯ

«Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.



СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (ПАРА)



СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (ГРУППА)

«Социоконструкция» – построение этих элементов группой.



СОЦИАЛИЗАЦИЯ

«Социализация» – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.



АФИШИРОВАНИЕ «Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними.

Результат (афиширование) - предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Это может быть и небольшая творческая письменная работа индивидуального характера

Цель афиширования – дать возможность ребёнку сказать самое сокровенное, познать наслаждение свободно и ярко писать.



РАЗРЫВ

Кульминационной точкой является момент «разрыва», когда старое знание не способно удовлетворить возникшей новой потребности.



РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия – анализ достижения собственной мысли, чувства, ощущений…

- Проводится в письменной или устной форме

-Как вы поняли, что происходило на мастерской?

-Какие чувства сменялись в вашей душе?

-О чем пришлось задуматься?

-Что было трудным?

-Какие моменты особенно запомнились?)



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКИХ

        1. Равенство всех участников учебно-воспитательного процесса.

        2. Ненасильное привлечение учащихся к деятельности.

        3. Отсутствие отметки и даже оценки учителя, соревнования, соперничества.

        4. Диалогичность и восхождение к истине.

        5. Приоритет процесса учения над его результатом.

        6. Проблемность в обучении.

        7. Работа со словом и письмо.

        8. Вариативность, возможность выбора.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

Урок-мастерская может быть и одним из уроков в системе по изучению какого – либо произведения. Вот как это можно сделать на примере изучения романа Е. Замятина «Мы»

Материалы к уроку-мастерской по роману Замятина «Мы»

Инд. задание: подготовить сообщение о Е.Замятине и истории создания романа «Мы».

1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.

2.Работа с материалом.

Знакомство с текстами.

А) Что пожелать вам,

сэр Замятин?

Ваш труд

Заранее занятен.

Критиковать вас

не берусь,

не нам

судить

занятье светское,

но просим

помнить,

славя Русь,

что Русь

- уж десять лет!

Советская.

Б) «В Замятине мы мечтали увидеть нового, освеженного грядущим Достоевского (или Гоголя)…Пришла революция. И что же? Этот Замятин «озлился», и сам из такого блестящего художника…готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию».

(критик В. Правдухин)

В) «Е.Замятин должен понять ту простую истину, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».

(«Литературная газета», 14 октября 1929 г.)

Г) Из стихотворения «Мы» (1917) В. Кириллова:

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победители пространства морей, океанов и суши…

Полюбили мы силу паров и мощь динамита,

Пенье сирен и движенье колёс и валов…

Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон…

Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего…

Д) Из поэмы Маяковского «150 000 000»:

Мы пришли миллионы,

миллионы трудящихся,

миллионы работающих и служащих.

Мы пришли из квартир, (…)

Мы спустились с гор, (…)

миллионы живых,

кирпичных

и прочих Иванов.

Россия

вся

единый Иван,

и на возглас-команду: «Вставай, проклятьем заклеймённый» -

В ответ на:

миллионный

голос:

«Готово!»

«Есть!»



« Единица!

Кому она нужна?

Голос единицы

тоньше писка.

Единица – вздор,

единица – ноль…»

«Я счастлив,

что я

этой силы частица,

что общие

даже слёзы из глаз».

Вопросы, предложенные учащимся в ходе подготовки к уроку по роману «Мы»

1. Как устроено «счастливое» общество будущего?

2.Как герой романа осознаёт себя в государстве? Назовите главного героя. Найдите в тексте первое упоминание. Образ Благодетеля. Образ I -330. Дайте им характеристики.

3. Как герой относится к Единому государству? Обвиняет? Оправдывает? Чем?

4. Что собой представляет «новая религия» Благодетеля? С чем сравнима его религия?

5. В чём заключается заветная мечта главного героя, Д – 503?

6. Когда и почему происходят изменения в мировоззрении Д-503? Почему он смог стать первым строителем Интеграла?

7. Каким образом государство себя защищает?

8. Как понимают счастье в Едином Государстве? Кто же счастлив в романе? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

9. Какова формула «математического» счастья?

10. Каково понятие свободы? Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?

11. Почему любовь – смертельный враг Единого Государства?

12. Почему Единому Государству не нужны гении?

13. Финал романа. Каковы мысли героя в последних строках романа?

14. О чём предостерегает Замятин своих современников и почему роман «Мы» относится к антиутопическому жанру?

15. Как вы думаете, мир Единого Государства нашёл своё отражение в жизни, истории России? Насколько полно сбылись пророчества- предупреждения Замятина?

Работа по группам.

1 группа.

Что является опасным для Единого Государства?

Какова самая главная опасность для Единого Государства?

Обоснуйте, приводя примеры из текста.

2 группа.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? .

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Каким образом государство себя защищает?

Подсказки:

Благодетель

Бюро хранителей

Часовая скрижаль

Газовый колокол

Зелёная стена.

Музыка

Любовь?

Литература

Религия

Медицина

Дети



3 группа

Дайте развёрнутую формулу человеческого счастья.

4 группа

Формула счастья Единого государства.

Как устроено «счастливое» общество будущего?

Составьте модель идеального общества.

Кто же счастлив в романе?

Как соотносится благо для всех и счастье одного?

5 группа

Как герой романа осознаёт себя в государстве?

Как герой относится к Единому государству? Обвиняет? Оправдывает? Чем?

. В чём заключается заветная мечта главного героя, Д – 503?

Когда и почему происходят изменения в мировоззрении Д-503?

Почему он смог стать первым строителем Интеграла?

6 группа.

Попробуйте определить,какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. 

Найдите точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.

Человек ---- Природа Д-503

---- Любовь

----Наука

----Искусство



7 группа.

Прошёл ли Д-503 «испытание любовью»?

Какие 3 ипостаси женской любви показывает Замятин? Дайте их характеристики по плану:

1. портретная характеристика и символика цвета

2. воплощение любви в этом образе

Подсказки:

I-330 (записи 2,4,6)

О-90 (записи 2,7,6,13,14 и другие)

Ю (записи 10, 18,21, 28,31,35

«Социализация».

Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.
Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность.

Творческий этап. Создание текста.

Результаты афиширования:

1) ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ НУМЕРОВ





СЧАСТЬЕ ОТ БЛАГОДЕТЕЛЯ

БЛАЖЕНСТВО

ЗАВИСТЬ = 0

Я - от дьявола” ЗАГЛУШЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ СВОБОДЫ



2) СЧАСТЬЕ = (Р + Л)/2





  1. ЗДОРОВЬЕ х ЛЮБОВЬ(СЕМЬЯ) х УСПЕХ = =СЧАСТЬЕ

3. МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА



НУМЕРА



ФОРМУЛЫ СЧАСТЬЯ В РОМАНЕ

  • БЛАЖЕНСТВО/ЗАВИСТЬ = СЧАСТЬЕ

  • Свобода без счастья или счастье без свободы”

  • Счастье – когда нет уже никаких желаний”

  • Фантазия – последняя баррикада на пути к счастью…”

  • Счастье – стать машиноподобным



















F = отсутствие страхов + работа на благо общества



индивидуальность







































Блаженство 1 - (a1 + a2 … + an ) ax tличн./сут. nф

зависть = энтропия = n + x2 = 24 = n0 = КПД



стремится к 1=счастье а1 – члены общества стремится к 0

n – кол-во

(tраб*Э) аx – человек опр. Стремится к 100%

= (П*24)

tраб = время полезное nф – число неконтр.

Э - эффективность мыслей (фантазий).

П - потенциал n0 – число общих

мыслей.















ГЛАВНЫЙ ГРАФИК



9 Точка относительного

счастья



Счастье



7



6 (0; ∞) – точка абсолютного счастья



Над формулой работают.

5

Думы, подвергающиеся сомнению:

4 гос. строй = 10



Бытовая ерунда = 10

3



2





1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12

n энтр. = энтропия

























Таким образом, мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На уроке-мастерской очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу.