Конспект урока литературы в 5 классе «А. А. Фет. В художественном мире поэта»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя школа №7 им. О Казанского



Конспект урока литературы

в 5 классе

«А. А. Фет.

В художественном мире поэта»





Разработала:

Стаценко Татьяна Николаевна,










ст.Егорлыкская

2016 год

Тема урока: А.А. Фет. В художественном мире поэта.

Цели урока: ввести учащихся в поэтичес­кий мир Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; раз­вивать умения выразительного чтения и анализа художественного произ­ведения, способность наслаждаться красотой природы.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотво­рении).

Метапредметные УУД:

  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодоле­нию, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возни­кающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанав­ливает причинно-следственные связи, делает обобщения, вы­воды.

  • Коммуникативные: строит небольшие монологические высказыва­ния, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразова­тельных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина







ХОД УРОКА

И пока святым искусством

Радуется свет,

Будет дорог нежным чувствам

Вдохновенный Фет.

К. Фофанов

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция.

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


Сообщение темы урока. Поста­новка учебных задач.






Проблемный, ме­тод фронтальной организации уча­щихся

познавательные УУД: поиск и выделение необ­ходимой информации, осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстни­ками, умение с доста­точной полнотой выра­жать мысли в соответ­ствии с задачами и усло­виями коммуникации;

регулятивные УУД: це­леполагание.

-Почему каждый человек когда-ни­будь обязательно обращается к ли­рическому произведению?

Обращение к эпиграфу.

- Почему Фета называют вдохно­венным?

- Какие нежные чувства, содер­жа­щиеся в стихах поэта, нам дороги?

- В чем сила поэзии Фета? Ответы на эти вопросы попытаемся найти сегодня на уроке.

Предваряя решение этой задачи, считаю важным привести вам слова А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш, руково­димый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тай­ники души человеческой ... Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сер­дец наших перед той или иной сценой природы ... Автор в высочайшей степени обла­дает ... Высокой музыкальностью стиха ... »

Отвечают на вопросы.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.


Определяют тему урока. Постановка учебной задачи на этот урок.



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Проверка до­машнего зада­ния



















Словесный, по­знавательный, эв­ристический


познавательные УУД: поиск и выделение необ­ходимой информации, осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чте­ние, извлечение необхо­димой информации из текста, преобразование текста с целью выявле­ния общих законов; ана­лиз, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстни­ками, умение с доста­точной полнотой выра­жать мысли в соответ­ствии с задачами и усло­виями коммуникации; оказывать в сотрудниче­стве взаимопомощь; со­блюдать правила обще­ния.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значе­ние, смысл имеет для меня учение?»; цен­ностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возмож­ности получения кон­кретного результата.

Работа со статьей учебника, с. 226.


Коллективная работа по вопросам и заданиям «Размышляем о прочитан­ном», учебник, с. 227.

Отвечают на вопросы.


2.Работа с лите­ратуроведче­скими поняти­ями.



Понятие и его определение: пейзаж, эпитет, метафора, антитеза, размер стиха (хорей, ямб), звукопись, строфа, способ рифмовки,



Работа в парах.

Соотнести понятия, которые напи­саны на разных карточках (Приложение 1). Каждая пара должна выбрать правильное определение литературоведческого понятия.



Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстами.


Работа с текстом стихотворения «Чудная кар­тина».









Проблемный, метод фронталь­ной организации учащихся







личностные УУД: стрем­ление к речевому самосо­вершенствованию, фор­мирование навыков раз­вернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необ­ходимой информации, осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учите­лем, сверстниками, уме­ние с достаточной полно­той выражать мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чтение и анализ стихотворения «Чудная картина».

Стихотворение читает учитель (с. 226-227 в учебнике).

- Какие чувства у вас вызвала «чуд­ная картина», нарисованная Фе­том?


- Присмотритесь к тексту стихотво­рения. Какие особенности вы заме­тили?


- Сколько предложений в стихотво­рении?


- Какое предложение перед нами: простое или сложное? Есть ли в предложении глаголы?

Отвечают на вопросы учителя.


Дают развёрнутые ответы.


Предполагаемые ответы.

«Чудная картина» вызывает

чувство задумчивости, легкой грус­ти и причастности к суровой кра­соте зимней русской природы.

Все стихотворение представляет собой сложное предложение, в ко­тором мы совсем не видим глаголов. В пер­вой части подлежащее выра­жено местоимением «ты», сказуе­мое - кратким прилагательным «родна». Во второй части однород­ные подлежащие (в назывных пред­ложениях) - «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застыв­шую, застывшую картину, нарисо­ванную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоян­на.

Поэт передает величест­венность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помо­щью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной кар­тине: над белой, покры­той снегом равниной - полная луна. Благодаря яркости луны даже ноч­ное небо ка­жется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, да­леко, мы видим только одинокие сани.

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты - единственно верные в данном слу­чае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была зна­кома каждому русскому че­ловеку.

Стихотворение написано трехстоп­ным хореем; это размер, ко­торый чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке два-три, редко четыре слава. Перекрестная рифмовка четверостиший легко вос­принимается, рифмы богатые.

Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсут­ствуют звуки [p], [р']. В первой строфе их тоже мало. Зато во вто­рой строфе часто используется звук [c], который в этих стихах пере­дает ощущение света. Так с помо­щью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добива­ется легкости стиха.

Если учителю удалось найти нуж­ную интонацию при чтении стихо­творе­ния вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возни­кает: напротив, рождается ощуще­ние единства и даже слияния с при­родой, восприятия «чудной кар­тины» как бесконечно родной и близ­кой истинно русской душе.

Физ. минутка (пауза релакса­ции).


личностные УУД: ра­бота в команде одно­классников под руко­водством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения.


Этап 5. Закрепление полученных знаний


Работа в груп­пах. Самостоя­тельный анализ стихотворений «Весенний дождь» (учебник стр. 227) и «За­дрожали листы, облетая» (стр. 228).





Работа в группах и выступление перед аудито­рией.

личностные УУД: формирование эстети­ческих потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваивае­мого содержания, (ис­ходя из социальных и личностных ценно­стей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно восприни­мать предложения учи­теля, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравне­ние, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологи­ческие высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.




Комментарий учителя к стихотворению «Весенний дождь».

«Чудная картина» вызывает чув­ство задумчивости, легкой грус­ти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

Все стихотворение представляет собой сложное предложение, в ко­тором мы совсем не видим глаго­лов. В пер­вой части подлежащее выражено местоимением «ты», сказуемое - кратким прилагатель­ным «родна». Во второй части од­нородные

подлежащие (в назывных предло­жениях) - «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застыв­шую, застывшую картину, нарисо­ванную художником на полотне. Вся картина, запечатленная по­этом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоян­на.

Поэт передает величест­венность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помо­щью отбора самых значимых элементов пей­зажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покры­той сне­гом равниной - полная луна. Благо­даря яркости луны даже ноч­ное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «бе­лая», луна «полная», небеса «высо­кие», сани «далекие», бег «одино­кий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты - единственно верные в данном случае, когда каж­дое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каж­дому русскому че­ловеку.

Стихотворение написано трех­стопным хореем; это размер, ко­торый чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке два-три, редко четыре слава. Пере­крестная рифмовка четверости­ший легко воспринимается, рифмы богатые.

Особую легкость звучанию при­дает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [p], [р']. В пер­вой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [c], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, бо­гатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.

Если учителю удалось найти нуж­ную интонацию при чтении стихо­творе­ния вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возни­кает: напротив, рождается ощу­щение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

Почти каждая строчка открывает перед нами но­вую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным гла­голам («блещет», «трепещет», «движется», «брызну­ли», «тянет», барабанит») мы чувствуем движе­ние, видим изменения в природе.

Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тя­нет»), цве­том («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по ли­стьям «барабанит»). Стихотворе­ние наполнено ощущением движе­ния, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаж­дается запахами, внимательно, с любовью всматри­вается в мир. Благо­даря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его славно пер­вый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его «что-то», и по­следние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Комментарий учителя к стихотворению «Задрожали листы, облетая».

Задача учителя - подвести уча­щихся к понима­нию того, что поэт использует описание осени для со­здания метафоры; все стихотво­рение построено на этом скрытом сравнении (потребуется вспомнить понятие «метафора»). Осенняя буря у Фета - это не только прояв­ление стихии, но и символ сложно­стей человеческого мира, бурь, ко­торые происходят в общественной жизни. Метафоры «теплое гнез­дыш­ко» и «милая птичка» рисуют дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог най­ти себе отдохнове­ние в «теплом гнездышке». В этом смысл противопоставления в сти­хотворении А. А. Фета.

Работа в группах.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ стихо­творений (приложение2):

Задания для 1 группы.

1) Прочитайте выразительно стихо­творение «Весенний дождь» (учеб­ник стр. 227)

2) Выполните следующие задания:

- Какое настроение описано в стихо­творении?

- Какие ощущения пробуждает в чи­тателе поэт?

- Можно ли представить стихотворе­ние как картину или фотографию?

- Найдите в тексте глаголы. Какие, на ваш взгляд, наиболее выразитель­ные?

- Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?

- «И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит». Что скрывается за неопределенным ме­стоимением «что-то»?

- Стихотворение называется «Весен­ний дождь». Предложите свои назва­ния.

- Сделайте вывод. Какова тема и идея стихотворения.

3) Сформулируйте свое видение идейно-тематического содержания стихотворения, основываясь на тек­сте и уделяя внимание рассмотрен­ным звуковым и зрительным образам (4-6 предложений). 









































































Задания для 2 группы.

1) Прочитайте выразительно стихо­творение «Задрожали листы, обле­тая» (стр. 228).

2) Выполните следующие задания:

- Какое время года описано в стихо­творении?

- Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?

- Найдите в стихотворении антитезу. Какие образы противопоставлены?

- «Милая птичка» – кто это? К кому обращается лирический герой?

-  Для чего автор  повторяет предло­жение «Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна»?

- Вспомните, что такое метафора. Найдите это средство художествен­ной изобразительности в тексте.

- Озаглавьте стихотворение.

- Сделайте вывод. Сформулируйте тему и идею стихотворения.

3) Сформулируйте свое видение идейно-тематического содержания стихотворения, основываясь на тек­сте и уделяя внимание рассмотрен­ным звуковым и зрительным образам (4-6 предложений). 

По завершении работы в группах, слово дается представителю группы, который предлагает свое видение идейно-тематического со­держания стихотворения, основыва­ясь на тексте и уделяя внимание рассмотренным звуковым и зритель­ным образам.  Коллективное обсуж­дение.

Этап 6. Подведение итогов урока


1.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

2.Домашнее за­дание


Словесный, наглядный


1. Выучить одно из стихотворений А. А. Фета;

2. Соз­дать альбом иллюстраций «В мире А. А. Фета».

Записывают

задания в дневники.

3.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: ре­флексия, коммуникатив­ные УУД: умение с до­статочной полнотой вы­ражать мысли в соответ­ствии с задачами и усло­виями коммуникации.

- Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А. А.

Фета?

- Что можете сказать о поэтической манере письма А. А. Фета? Каков

«фетовский почерк»?

- Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встреча­ются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек дол­жен стремиться к той внутрен­ней гармонии, которая присутствует в природе?


Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).

Приложение 1.

Задание: Соотнесите литературоведческий термин из первой колонки с его значением из второй колонки.

Приложение 2.

Задания для 1 группы.

1) Прочитайте выразительно стихо­творение «Весенний дождь» (учеб­ник стр. 227)

2) Выполните следующие задания:

  • Какое настроение описано в стихо­творении?

  • Какие ощущения пробуждает в чи­тателе поэт?

  • Можно ли представить стихотворе­ние как картину или фотографию?

  • Найдите в тексте глаголы. Какие, на ваш взгляд, наиболее выразитель­ные?

  • Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?

  • «И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит». Что скрывается за неопределенным ме­стоимением «что-то»?

  • Стихотворение называется «Весен­ний дождь». Предложите свои назва­ния.

  • Сделайте вывод. Какова тема и идея стихотворения.

3) Сформулируйте свое видение идейно-тематического содержания стихотворения, основываясь на тек­сте и уделяя внимание рассмотрен­ным звуковым и зрительным образам (4-6 предложений). 



Задания для 2 группы.

1) Прочитайте выразительно стихо­творение «Задрожали листы, обле­тая» (стр. 228).

2) Выполните следующие задания:

  • Какое время года описано в стихо­творении?

  • Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?

  • Найдите в стихотворении антитезу. Какие образы противопоставлены?

  • «Милая птичка» – кто это? К кому обращается лирический герой?

  • Для чего автор  повторяет предло­жение «Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна»?

  • Вспомните, что такое метафора. Найдите это средство художествен­ной изобразительности в тексте.

  • Озаглавьте стихотворение.

  • Сделайте вывод. Сформулируйте тему и идею стихотворения.

3) Сформулируйте свое видение идейно-тематического содержания стихотворения, основываясь на тек­сте и уделяя внимание рассмотрен­ным звуковым и зрительным образам (4-6 предложений).