Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-описание по картине Т. Назаренко

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок в 9 классе по русскому языку.

Тема урока: р/р Подготовка к сочинению в форме дневника по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения…» упр.№ 52


Цели урока:

 1.Познакомить учащихся с репродукцией картины Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»; научить высказывать свои впечатления от увиденной картины в форме дневниковой записи (Я смотрю, размышляю, чувствую…)

2.Развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

3.Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию национального самосознания. 

Оборудование– ИКТ (презентация).

Ход урока

1 Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» передать свои личные чувства и настроения, вызванные изображением мира новой и старой Москвы.

Москва – главный город России, красивейший город, который принято называть «сердцем России». За её русский дух, православный, патриархальный, любили её поэты и писатели.

Что же мы видим? Верность традициям в провинции и потерю национального лица в городе, где ни одного русского названия, сплошные американизмы! То же и в архитектуре: огромные однотипные здания, сверкающие стеклом и пластиком, на месте старинных особнячков. Всё меньше остаётся старинных улочек, домов – свидетелей русской истории - в Москве, украшающих город и охраняемых государством. Не только окраины, но и центр Москвы теряет за домом дом, за улицей улицу. Встаёт проблема сохранения старинных уголков Москвы, которую и поставила в своей картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины. Прочитайте задание к упражнению №52 (стр.29).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

2. Знакомство с жанром дневника

– Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).

- Каково лексическое значение слова дневник?

- Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

Дневник

Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).

Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.

Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.

а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник).
б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.

– В течение дня происходит множество событий.
– Всё ли будете записывать?
– Обязательны ли записи на каждый день?
– А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время суток) – хронология.

- В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

-Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его "путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник". Человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника.


3. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели(Презентация)

– Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).

Лицейский дневник А.С.Пушкина

10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.

12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.

Из Михайловского дневника

1824, Ноябрь 19, Михайловское.

Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.

Из дневника:

1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!
… Как она мила была! Предо мной она предстала милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.

6 мая 1830 г.

Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.

– Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).

– Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?

– Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?

4. Работа в тетради для правил.

– Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».

- Назовите эти особенности.(ответы учащихся)Презентация

Особенностям жанра дневниковых записей:


– Датированность (указывает число, год, время суток).
– Место (город, село учебное заведение и т.д.).
– Повествование от первого лица.
– Монолог (внутренний диалог).
– Мысли отрывочные, запись краткая.
– Зашифрованность имён и фамилий.
– Пишется для себя.

5. Сбор материала.

Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины Т. Назаренко. На дом вам было дано задание: подобрать материал о церкви Вознесения и о художнике Т. Назаренко. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками.

(Звучат сообщения учащихся с презентацией)



Приложение№1.

НАЗАРЕНКО
Татьяна Григорьевна

Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор

Родилась 24 июня в Москве. Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.

А. С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: "Утро. Бабушка и Николка" (1972).

В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В. И. Сурикова. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева.

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. За картину "Казнь народовольцев" Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).

Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины "Московский вечер" (1978), "Карнавал" (1979), "Татьянин день" (1982) и многие другие.

Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом.

Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств (2005).

Т. Г. Назаренко — заслуженный художник России (2002), с 1997 года — член-корреспондент, с 2001 года — действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

Живет и работает в Москве.



Учитель: Что вы узнали дома об истории самой церкви?

Приложение№2. (Сообщение ученика)

«Церковь Вознесения построена в честь одного из великих христианских праздников Вознесения Господня, или Преображения, когда Иисус Христос после погребения и чудесного исцеления вознёсся на небо, как гласит библейское предание. Может, оттого эта небольшая церковь будто устремлена ввысь. Двухэтажное здание церковного прихода шириной всего в 3 окна, зато для таких размеров они очень высокие. И вытянутые окна. И арочные полукружья под сводом крыши. И единственный, довольно длинный и тонкий барабан, оканчивающийся небольшим золочёным куполом, украшенным крестом. Лёгкость, воздушность, устремлённость в небо этого архитектурного ансамбля подчёркивает высокая колокольня в 3 свода с продолговатыми вытянутыми окнами-арками. Церковь нарядная: по розовому фону идут вверх белые полосы.

Учитель: Внимательно рассмотрим картину «Церковь Вознесения».

Что мы видим на улице Неждановой?

А вот что увидел на картине и записал в своем эссе «Распятие и воскресение Татьяны Назаренко» Владимир Викторович Орлов.



Приложение №3.

«Приятно пройти Брюсовским переулком (когда-то Вражским), ныне улицей Неждановой, миновав при этом дворцы Брюса и Меншикова (внуков, но все же). Тихий переулок, будто и не впадает он в грохотно-державную улицу, придремавшие автомобили у подъездов, починка обуви и оптики, мемориальные доски во множестве, зелень в сквере, цветники и чистые дорожки, счастливо-нарядные дети резвятся при бабушках у песочниц, псы дорогих пород прохаживаются с достоинством и по праву - "выгул собак разрешен". Церковь Воскресения стоит ухоженная, реальная - в ней служат, но и как бы декоративная - до того благополучной выгладит она, будто бы знак благополучия, хоть лепи ее на патриарший календарь, потому и водят к ней иностранцев, и нашего московского интеллигента, пребывающего порой в душевных сомнениях и раздрызгах, она, возможно, устраивает именно своим благополучием, он в минуты порывов, хоть и состоит в атеистических кружках, вводит себя в нее как бы невзначай, как бы посмотреть, но с полутайным намерением приблизиться ненадолго к самому себе и к существенному в мире, а заодно, на всякий случай, и поставить свечку.

А мимо нее шествуют люди, служивые и творческие, кто в сертификатном виде, с дипломатом в руке, кто с папкой нот или инструментом, кто перетекая из одного чиновного дома в другой, кто в дома музыкальные. А вот степенно прогуливается благородной осанки, с благородными сединами, прекрасно несущий костюм (как его назвать?.. не мужчина же... не гражданин... Господин?.. Сударь? Джентльмен?..) человек... Иван Семенович Козловский. Поклонимся ему...(…)… Впрочем, некогда. Надо спешить в булочную на улицу Станиславского отоваривать талоны на сахар. Туда мимо церкви Воскресения ходит за хлебом Татьяна Григорьевна Назаренко.


6 Обмен впечатлениям. Анализ картины.

- Где, по-вашему, находится церковь? (в центре города)

- Почему вы так думаете? (рядом выросли современные безликие здания, «хрущёвки» - дома 50-60 годов)

- Откуда писала художница картину? (видимо, мастерская художницы находится очень высоко в доме напротив)

- Чем привлекла художницу церковь? (украшает место, похожа на невесту)

- В какое время года написана картина? Омрачает ли хмурая осень вид?

- Что ещё придаёт этому уголку старой Москвы отрадный вид? (маленькие двухэтажные домики, парк, мальчик с собакой)

Вывод: Церковь Вознесения радует глаз прохожего, манит к себе, приглашает зайти, подумать о душе в наш стремительный век, в который человека всё больше привлекают, увы, не духовные, а материальные ценности. Церковь Вознесения – настоящее украшение города. Художница ставит актуальнейшую проблему сохранения уголков старой Москвы, дорогих сердцу каждого русского человека, заставляет нас любоваться небольшой церковью, украшающей современный мегаполис, теряющий своё национальное лицо.


7 Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

 Яркая

светлая

золотые

устремленные вверх

припорошенные снегом

 пасмурное

яркое

низкое

затянутое облаками


современные здания

здания старой Москвы

крыши домов покрыты снегом

старый городской дворик

 перекресток

Пожилые

верующие

 голые


8 Подведение итогов.

Сообщение д/з.

Учитель: Дома вам предстоит закончить работу. Что должно быть в вашем сочинении?

Ученики: Сочинение в форме дневниковой записи, значит

- ведется от первого лица,

- каждый пишет о том, какое впечатление оказала на него картина Т.Назаренко,

- обязятельно указать дату, место написания.

9 Д/З написать сочинение по картине Назаренко «Церковь Вознесения».


6