Мастер-класс по литературе Сказители (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ

«НЕСУЩИЕ МУДРОСТЬ НАРОДА»

Цель урока:

1) рассказать об образах сказителей в русском и тувинском фольклоре и об искусстве сказителей на современном этапе;

2) развивать понятийный аппарат по теме урока, развивать информационную компетентность, проводить логический сопоставительный анализ;

3) воспитывать любовь и уважение к народному наследию.

Оборудование: ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые из поколения в поколение доносили мудрость народа – это сказители. Ведь сказка – это опыт поколений, где сюжеты учили людей, восхваляя все доброе, разумное, порицая все злое, разрушительное. Не зря говорят «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказители были хранителями старины, носителями исторической памяти каждого народа. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека.

Вот в руках сказителя гусли.

- Каких сказителей вы знаете в русском фольклоре? (Боян, Садко)

Как Боян в древнерусском памятнике «Слово о полку Игореве» «запускает десять лебедей», неторопливо перебирает струны, «мысью стекается по древу». Под звуки своих магических музыкальных инструментов сказители могли перенести слушателя в иные края и былые времена.

Каждое появление сказителей было большим праздником. Люди собирались и слушали, затаив дыхание. После тяжелого труда они с особым трепетом слушали сказочные сюжеты, которые уносили их в далекие волшебные земли, где все необычно, ярко и красиво.

В зимние ночи празднования нового года – Шагаа с появлением на небе созвездия Плеяд – Угер – начиналась пора сказок. А когда созвездие Плеяд исчезало, у народа начиналась трудовая пора. В аалах ребятишки с нетерпением ждали Ак-Сал Ирея – популярного сказителя в тувинском фольклоре. Издали увидев его, с возгласами радости встречали его, сажали на самое почетное место в юрте – (как оно называется по-тувински?) дор, угощали самым уважаемым блюдом (какое блюдо готовили самому почетному гостю?) (курдюк – ужа).

Откуда же появился этот образ?

Есть древняя легенда об игиле.

(Что это за инструмент?) Игил – традиционный музыкальный смычковый инструмент тувинцев.

Однажды аалы перекочевали в летнюю стоянку. Хозяин одной юрты, молодой человек, взял топор и пошел в лес за хворостом. Но на обратной дороге его застал дождь. Увидев неподалеку пещеру, он решил переждать там. Пещера была неглубокая. Скинув хворост, молодой человек сел отдохнуть. Вдруг из глубины пещеры до него начали доходить какие-то звуки. Молодой человек прислушался, звуки мелодии как будто манили его. Он пошел в ту сторону, оказалось, было в пещере еще одно углубление. В глубине сидел незнакомец и играл на каком-то странном инструменте. Звуки инструмента были так красивы, а мелодия так и лилась, разрывая душу, что молодому человеку тоже захотелось научиться играть на этом инструменте. Он попросил незнакомца научить его играть, но незнакомец дал ему свой инструмент и сказал: «Ты просто возьми и играй то, что велит тебе душа. Увидишь – это очень просто». Молодой человек взял инструмент и начал играть. Действительно, звуки как будто сами полились. Тогда молодой человек попросил незнакомца дать ему инструмент на несколько дней, чтобы он мог смастерить себе такой же. Незнакомец согласился. Молодой человек играл и играл, а звуки мелодии так зачаровали его, что он и не заметил, как ушел незнакомец. «Видимо он торопился», - подумал молодой человек и вышел из пещеры. Но на том месте, где он оставил кучу хвороста, лежала небольшая труха, а вместо топора нашел кусок ржавого железы. Он наспех собрал хворост по дороге и пришел. Зашел к себе в юрту, но никого из своих родных не застал. Сидели все незнакомые люди. «Где моя жена, ребенок? Где мои старые родители?» - спрашивал он. Но никто его в аале не узнавал, не могли ему ответить. Наконец в дальней юрте нашлась старая-старая бабка, которая помнила от рассказов ее бабушки, что в этих краях когда-то пропал молодой человек. Даже останков его не нашли. Услышав это, молодой человек вмиг поседел, превратился в старца с белой бородой. Он ходил по аалам, играл и сказывал сказки на своем инструменте. Так появился Ак-Сал Ирей. Когда его спрашивали, что это за инструмент в его руке, он начинал злиться, бормотать что-то непонятное. Люди лишь улавливали слова «эгидер-эгидер, эгил-эгил» и думали, что это и есть название инструмента. Так появилось название игила, в западных кожуунах Тувы так и называют до сих пор – «эгил».

Сказитель – человек с феноменальной памятью. Например, один из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века, Трофим Григорьевич Рябинин, крестьянин деревни Середка Кижской волости Олонецкой губернии, знал 26 былинных сюжетов общим объемом до 6000 стихов. Как исполнитель былин Трофим Рябинин может быть назван одним из лучших представителей русского классического былинного стиля. Былины Т.Г. Рябинина отличаются яркой образностью и богато орнаментированы. Он был большим мастером в выборе и применении всех изобразительных средств, полностью соблюдал былинную «обрядность», выработанные веками традиционные эпические приемы, но пользовался ими свободно и творчески, с большим художественным тактом. Недаром многие тексты Т.Г. Рябинина неизменно включались и включаются как лучшие образцы былинного творчества в хрестоматии и антологии, и именно из его былин всегда брались примеры для характеристики основных особенностей былинного стиля.

Сказитель – человек наделенный особым даром. Научиться сказительскому искусству могли только те, кто обладал даром красноречия, имел хорошую память и интерес к делу. Самые сказочные места в Туве – Сут-Холь, Монгун-Тайга, местечко Хендерге в Улуг-Хеме, овюрский и улуг-хемский Торгалыг.

Мастерство исполнения сказок обычно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. В Туве имелись целые традиционные школы: сказительская школа Тюлюша Баазаная в Улуг-Хеме, школа династии Шожала Сурунмаа, а также Чанчы-Хоо Ооржака в Монгун-Тайге, школа Манная Ооржака в Сут-Холе.

Если же человек хотел научиться мастерству у сказителя из другой семьи, то за обучение давали коня. Например, мать Баазаная отдала своего коня сказителю Конгаржыку, чтобы он научил ее сына сказительскому искусству. Тоджинский сказитель Баян Балбыр, чтобы научиться исполнять «Гэсэр», подарил коня знатоку сказания.

Средний репертуар тувинского сказителя – двадцать или тридцать сказок. Но некоторые знали гораздо больше. Например, в репертуаре Баазаная было около девяноста сказок. Чанчы-Хоо знал 150, Конгаржык – 300 произведений. Это только то, что в двадцатом веке сумели зафиксировать ученые, часть репертуара даже не успели записать.

В двадцать первом веке истинных сказителей почти уже нет. Перед девятым слетом сказителей в 2008 году, подыскивая кандидатуры участников, провели разведывательную экспедицию по всем районам Тувы. Знатоки нашлись, но большинство исполняло малые жанры: народные песни, кожамык – припевки, загадки. Если даже сказывали сказки, то коротенькие: бытовые и о животных.

Почему забылись архаические формы сказки и эпоса? (Предположения)

Первая причина: исчезла востребованность, люди перестали их слушать, так как появилось радио, телевидение. Они более или менее сохранились в устной форме там, где люди живут вдали от цивилизации, например, в Цэнгэльском сумоне Монголии.

Вторая причина – годы репрессий, когда преследовались шаманы, ламы и сказители. Поэтому, даже зная сказки, отцы боялись передавать их своим детям.

Если постоянно не сказывать эпос, сказку, то живое бытование исполнительства утрачивается. Если отец-сказитель умер и не передал знание сыну, преемственность прерывается.

Сегодня осталось последнее поколение: дети сказителей, которые слышали сказки от своих отцов. Они сами уже в преклонном возрасте. По данным Зои Баировны известно, что из потомственных сказителей Тувы старшего поколения осталось всего четыре человека. Трое из них проживают в окрестностях озера Сут-Холь, в сёлах Алдан-Маадыр и Кара-Чыраа, четвёртый в Чаа-Холе.

Сегодня много жестокости вокруг. Включаешь телевизор и видишь одни негативные передачи о криминальном мире, о детективах, об измене и т.д. Может из-за того, что разрывается связь с Живым словом и исчезновением людей, несущих мудрость народа из поколения в поколение, в мире происходят убийства, войны?...