Рабочая программа по литературе 10 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне по учебнику «Русская литература XIX век» В. И. Коровина, издательство: «Просвещение», 2012 г.» и в соответствии с �...


[pic] [pic] [pic]

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс

на 2016 – 2017 учебный год

Цыретарова Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы





Муниципальное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа »




«РАССМОТРЕНО»

на ШМО от «____»_________

Протокол № __________2016 г.

Руководитель ШМО

_________ФИО


«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора по УВР

____________ФИО

«____» _______________2016 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директором ОУ

_______ФИО

Приказ №____ от «_____» ________________2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе

учебный предмет

2016 – 2017 уч. год

учебный год

10 класс (3 часа в неделю)

класс, количество часов в неделю










2016 год













Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровнепо учебнику «Русская литература XIX век» В. И. Коровина, издательство: «Просвещение», 2012 г.»

Программа выполняет две основные ф у н к ц и и.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Ц е л и

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Планируемые результаты освоения курса литературы 10 класса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учащийся должен знать основные теоретико-литературные понятия.

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.




Содержание учебного курса

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчесгво. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Календарно-тематическое и поурочное планирование


Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства, формы

Вид деятельности

учащихся

Планируемый

результат

и уровень освоения

Дата

проведения

Тема

Цель

План

Факт

1-2

2

Введение.

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.


Основные периоды, темы и проблемы литературы первой половины 19 века.

Познакомить с целями и задачами предмета, обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы 19 века; подчеркнуть значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация.

Групповая:

вспомнить и назвать наиболее значимые произведения.

Индивидуальная: составить таблицу «Периоды. События и изменения в литературе»

Коллективная

Базовый: знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века: тема свободы, духовно- нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.

Продвинутый уровень:

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 в. с мировой культурой.

Информационная компетенция:

Владение монологической и диалогической речью.



3-4

2

А. С. Пушкин. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта, вспомнить основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэта.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

Частично-поисковый

Лекция, беседа, проблемные задания, работа с книгой

Коллективная.

Групповая

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина;

У м е т ь: владеть различными видами пересказа,раскрывать «вечные темы» в творчестве А.С.Пушкина; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.

Продвинутый уровень:

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.Информационная компетенция:Свободная работа со стихотворными текстами.К., СП.



5-6

2



М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару.

Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

Объяснительно-иллюстра-тивная.

В/ф “С Лермонтовым в Кисловодске”, романс Рубинштейна и Варламова “Горные вершины”

Повторение известных сведений о поэте, викторина, постановка вопросов по теме, работа с учебником

Групповая

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста



7-8

2







«Петербургские повести» Н.В.Гоголя Образ «маленького человека» в«Петербургских повестях» .

Выявить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям действительности, раскрыть учащимся идейный замысел ;

Исследовательская

Лекция с элементами беседы, сообщения

Групповая, фронтальная,

индивидуальная

З н а т ь: содержание

поэмы; нравственную проблематику,

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Продуктивный уровень: К., СП.



9-10

2





«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести.

Выявить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям действительности, раскрыть учащимся идейный замысел

Исследовательская

Лекция с элементами беседы, сообщения

Групповая, фронтальная,

индивидуальная

З н а т ь: содержание

поэмы; нравственную проблематику,

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Продуктивный уровень: К., СП.



11-12

2



Обзор русской литературы второй половины 19 в.

Ее основные проблемы.Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

Анализировать знания о политическом, промышленном, культурном положении России во второй половине 19 в.; повторить понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм;

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация.

Коллективная.

Групповая

Базовый уровень:

Знать основные произведения и писателей русской литературы второй половины 19 в.

Уметь: определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям 19 в..

Продвинутый уровень


13

1

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

Познакомить с биографией поэта

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, чтение стихов, беседа

Фронтальная

Групповая.

Индивидуальная

Знать биографию Ф.И. Тютчева, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения.

Продуктивный



14-15

2

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...». Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Знакомство с личной жизнью поэта и ее отображением в поэтических произведениях

Поисковая, исследовательская

Сообщения учащихся, чтение стихов, беседа

Групповая.

Индивидуальная

Знать основные мотивы лирики Тютчева, трехслож­ные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Продуктивный (ЛС)



16-17

2

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», др.

Познакомить с основными этапами биографии А.А. Фета

Поисковая, исследовательская

Сообщения учащихся, чтение стихов, беседа

Фронтальная

Групповая.

Индивидуальная

Знать биографию А.А. Фета, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения.

Продуктивный



18

1

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

Знакомство с личной жизнью поэта и ее отображением в поэтических произведениях

Поисковая, исследовательская

Сообщения учащихся, чтение стихов, беседа

Групповая.

Индивидуальная

Знать основные мотивы лирики Фета, трехслож­ные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Продуктивный (ЛС)



19-20

2

А.К. Толстой . Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы его поэзии.

Познакомить (обзорно) с жизнью и творчеством А.К. толстого, с основными мотивами и образами поэзии.

Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, иллюстрации картин, репродукции

Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация

Индивидуальная : сообщение «Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого

А. К. Толстого», «Влияние фольклорной и романтиче­ской тради­ции на твор­чество А. К. Толсто­го»



21

1

Реализм

Познакомить с развитием реализма а Европе, Америке, России.

Объяснительно-иллюстра-тивная. Опорные записи, иллюстрации картин, репродукции

Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация

Лекция




22


Контрольная работа по литературе первой половины 19 века

23-24

2



И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-«Обломов»-«Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация.

Коллективная.

Групповая

З н а т ь: особенности романтического произведения; литературного жанра; определение понятия “роман” (П)

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения..

Продуктивный уровень: К., СП.



25-26

2



Обломов- «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

Составит сравнительную характеристику Обломова и Штольца

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация.

Коллективная.

Групповая

Уметь дать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, идейное содержание романа.



27

1


«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.


Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация.

Коллективная.

Групповая

Уметь выделять из общего контекста русской литературы второй половины 19 в. Произведения, связанные с национальным самоопределением русской литературы.




28-29

1



«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.. Гончарова «Обломов»

Обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения.

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.



30-31

2



А.Н.Островский- создатель русского театра. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Этапы биографии и творчества.

Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать учащимся о жизни и творчестве драматурга.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная

Групповая.

Индивидуальная: сообщение “Гуманизм театра Островского”

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А.Н.Островского;

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения (П).

Продуктивный уровень: К., СП.



31-32

2



Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.


Дать понятие о самодурстве как социально- психологическом явлении; охарактеризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества.

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная

Групповая

Знать о самодурстве как социально-ихологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.



33-34

2



Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Ее душевная трагедия. Нравственная проблема пьесы.

Показать цельность, незаурядность натуры Катерины, ее обостренное чувство дома, протест против «темного царства»

Исследовательская, поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики.



35

1



Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

Выявить степень усвоения материала, умение осмысливать тему, определять ее границы, полно раскрывать правильность речевого оформления

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Групповая.

Индивидуальная:

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.



36-37

2

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

Познакомить с личностью и творчеством Н. А. Некрасова, его местом в литературном процессе

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная, индивидуальная, груп­повая

Знать биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения.

Продуктивный (К)

Уметь делать сравнительный анализ стихотворений по­этов «чистого искусства» и поэтов демократического направления, со­ставлять литератур­но-музыкальные композиции по творчеству Некрасова.

Творческий и компьютерных технологий для систематизации информации Свободная работа с тестом художественного творчестве Некрасова (К) (ЦО) (ЛС)



38

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»». Некрасов о поэтическом труде. «Поэт и Гражданин» и др.

Дать понятие об основных мотивах лирики, новаторстве Н. А. Некрасова

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать основные мотивы лирики, новаторство Н. А. Некрасова, трехслож­ные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Продуктивный (ЛС) (творческий) (К)(ЦО)



39

1

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка» и др.

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочьпочувствовать социальную трагедию крестьянства после «освобождения»

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать основные мотивы лирики, новаторство Н. А. Некрасова, трехслож­ные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Продуктивный (ЛС) (творческий) (К)(ЦО)Уметь делать сравнительный анализ



40

1

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочьпочувствовать социальную трагедию крестьянства после «освобождения»

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов.



41-42

2

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь почувствовать социальную трагедию крестьянства после «освобождения»

Объяснительно-иилюст-ративная

Беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов.



43-44

2

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочьпочувствовать социальную трагедию крестьянства после «освобождения»

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов.



45

1

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

Создать необходимый эмоциональный настрой, помочьпочувствовать социальную трагедию крестьянства после «освобождения»

Объяснительно-иилюст-ративная

Беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов.



46


Контрольная работа по творчеству Некрасова Н.А.

47

1



И. С. Туpreнев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

Дать представление о личности и судьбе Тургенева, его творчестве.

Объяснительно-иллюстра-тивная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная

Групповая.

Индивидуальная

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, глубоком психологизме его произведений.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов.



48

1



И.С.Тургенев- создатель русского романа.

История создания романа «Отцы и дети»


Показать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг, положение пореформенной России; раскрыть смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику произведения.

Поисковая

Проблемные задания, лекция, беседа.

Групповая.

Индивидуальная

Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа.

Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом.

Поиск нужной



49

1


Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Показать личность Базарова как натуру могучую, незаурядную, но ограниченную естественнонаучными рамками, отрицающую любовь, философию, религию

Поисковая

Проблемные задания

Групповая.

Индивидуальная

Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, философию, религию



50-51

2



«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Понять, какие сложились отношения у «отцов» и «детей»

Поисковая

Проблемные задания, беседа, работа с книгой

Групповая.

Индивидуальная

Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного



52

1




Любовь в романе «Отцы и дети»

Проанализировать изменения, произошедшие с главным героем; раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая.

Индивидуальная

Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного



53-54

2



Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению.

Ответы на вопросы. тестирование

Поисковая

беседа, работа с книгой проблемные задания

Групповая.

Индивидуальная

Уметь анализировать эпизод, выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом.Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного



55

1



Контрольная работа по творчеству И.С. ургенева

Определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее

Поисковая, исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Индивидуальная

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст. Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.



56-57

2



Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Познакомить с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, особенностями его творческого метода, религиозными и нравственными исканиями

Объяснительно-иилюст-ративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная, индивидуальная, груп­повая

Знать основные этапы жизни и твор­чества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. Продуктивный (К) (ЛС)



58

1


Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

Познакомить с историей создания произведения, жанровым и идейно-художественным своеобразием, особенностями сюжета, смыслом на­звания

Проблем­ное изло­жение

Проблем­ная лек­ция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Знать историю создания и смысл на­звания произведения.

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета романа-эпопеи. Продуктивный



59

1






История создания романа «Война и мир Особенности жанра. Образ автора в романе

Познакомить с историей создания произведения, жанровым и идейно-художественным своеобразием, особенностями сюжета, смыслом на­звания

Пробленое изложение

Проблем­ная ле­ция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Уметь анализировать эпизод., видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных цен­ностей писателя, делать сравнительную характеристи­ку семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Исследовательский (К) (ЛС



60-61

2




Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Проследить путь нравственных исканий А. Бол­конского, выявить средства характеристики персонажа

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, груп­повая

Уметь характеризовать путь нравственных исканий А. Болконского, выявлять средства ха­рактеристики персо­нажа. Исследовательский (ЛС)



62-63

2



Женские образы в романе «Война и мир»

Проследить путь нрав-

ственных исканий Н. Ростовой, осознать идеал «роевой»

жизни, «диалектику души» героини

Поисковая

Проблемные задания

Индивиду-

альная, груп-

повая

Уметь характеризовать путь нравственных исканий

Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики

персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображе­нии героини. Исследовательский (ЛС)



64

1

Семья Ростовых и семья Болконских

Проследить путь нрав-

ственных исканий Н. Ростовой, осознать идеал «роевой»

жизни, «диалектику души» героини

Поисковая

Проблемные задания

Индивиду-

альная, груп-

повая

Уметь характеризовать путь нравственных исканий

Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики

персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображе­нии героини. Исследовательский (ЛС)



65-66

2

Тема народа в романе «Война и мир»

Показать, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; рассмотреть образы Т. Щербатого и П. Каратаева, воплощающие противоположные стороны русского национального

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблем­ные задания

Фронтальная, групповая

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Т. Щербатого и П. Каратаева -воплощение про-



67

1

Кутузов и Наполеон

показать роль приема антитезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого противопоставления

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, груп­повая

Уметь видеть роль антитезы в изобра­жении Толстым истинного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, делать сравнительную характеристику героев. Исследовательский (ЛС)



68-69

2

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особен­ности романа.

Показать роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807 гг., войны 1812 г., при изображении «трутней» и истинных пат­риотов

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, груп­повая

Уметь видеть роль приема антитезы в изображении Л. Н. Толстым истинного и ложного патриотизма, ана­лизировать эпизод романа.

Исследовательский



70-71

2

Анализ эпизода из романа «Война и мир».


Выявить уровень усвоения темы, умение отби­рать материал, определять границы темы, полно, последовательно, грамотно ее раскрывать

Исследовательская

Само­стоятельное планирова­ние и проведе­ние исследова­ния

Индивидуальная

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст сочинения (речь, орфография, пунк­туация).

Творческий (К) (ЛС)



72

1

Подготовка к домашнему сочинению

73

1

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого

74-75

2



Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Познакомить с жизнью и творчеством Достоевского, особенностями творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм

Объяснительно-

иллюстративная

Лекция, беседа,

работа с книгой,

демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, груп-

повая

хологизм. Уметь выступать с сообщениями О жизни и творчестве великого гумани­ста. Продуктивный (К)(ЛС)



76

1



Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Уметь видеть традиции и новаторство в раскрытии те­мы «маленького человека», философскую и духов­ную проблематику, протест против превращения человека в «ветошку», в средство для дос­тижения каких бы то ни было целей, психологизм рома­нов, художествен­ные приемы рас­крытия образов. Исследовательский (К)(ЛС)



77

1



История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие, ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания, карточки-задания

Фронтальная, групповая

Знать историю создания, темати­ку, проблематику, идейное содержа­ние, композицию романа.

Уметь видеть в тексте романа ху­дожественные приемы создания образов. Исследо­вательский (ЛС) (ЦО)



78-79

2


Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления. Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководтвуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь выявлять в процессе анализасоциальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова ее развенчание. Исследовательский (ЛС)(ЦО)

Уметь провести исследование «Проблема наполеонизма в произведениях Пушкина и Достоевского» с помощью компьютерных технологий. Исследовательский (К0(ЛС)(ЦО)



80-81

2

«Двойники» Раскольникова

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова

Поисковая

Проблемная

Индивидуальные задания

Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории



82-86

2


Значение образа Сони Мармеладовой в романе

«Преступление и наказание».

Показать, в чем видит писательисточник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок, рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества

Проблемное изложение, поисковая

Беседа, пересказ, комментирование

Индивидуальная, групповая

Поиск нужной инфориации, критическое оценивание, умение оборазвернуто обосновать суждение, привести доказтельства



1

Роль эпилога в романе.


1

Роман в критике


1

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

87-88

2



М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Дать представление о жизненном и творческом подвиге М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенностях са­тиры писателя

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная, индивидуальная, груп­повая

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Знать о жизнен­ном и творческом подвиге Салтыко­ва-Щедрина, особенностях сатиры автора.

Уметь делать индивидуальные со­общения о жизни и творчестве велико­го сатирика. Продуктивный (К) (ЛС)Уметь делать сообщение о сатирических приемах Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Исследовательский (ЛС)



89-95

2



Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Замысел, история создания, жанр и композиции романа.

Сформировать пред­ставление о романе как сати­ре на современное государ­ственное устройство, особенностях жанра, композиции, проблематике произведения, художественных средствах: гротеске, фантастике, иносказании

Проблем­ное изложение

Проблем­ная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Уметь в процессе анализа определять особенности жан­ра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств (гротеск, фантастика, иносказание) в рас­крытии его идей­ного содержания. Продуктивный (ЛС)(ЦО)



3


Система образов в романе.


1


Проблематика романа.

Духовное обнищание дворянских гнёзд.


1

Подготовка к домашнему сочинению.

96

1


А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре»

Познакомить с жизненным и творческим путем А. П. Чехова, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой че­ховского творчества, своеобразием мастерства

Объясни-тельно-иллюст-ративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная, индивидуальная, груп­повая

Знать жизненный и Творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстети­ческую позицию, основную проблематику чеховского творчества, свое­образие мастерства писателя. Уметь делать инивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. Продуктивный (К) (ЛС)



97

1


Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная, групповая

Уметь выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр» («Человек в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собтвенности, «О любви» - футляр семьи). Продуктиный (ЛС)



98

1


Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Помочь выявлять проблему ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова, показать особенности чеховской прозы

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах «Дом с мезонином», «Палата № 6». Исследовательский (ЛС)



99

1


Особенности драматургии А. П. Чехова

Помочь выявлять проблему ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова, показать особенности чеховской прозы

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, груп­повая

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего -развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Исследовательский (К)(ЦО)



100

1


«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выявить основные принципы «новой драмы», рассмотреть историю создания пьесы «Вишневый сад»

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Знать особенности чеховской драматургии, эстетические принципы но­вого театра Чехова -«театра жизни». Продуктивный . Уметь делать сравнительный анализ эстетических принципов театра Гоголя, Островского и театра Чехова. Исследовательский



101

1


Символ сада в комедии «Вишневый сад».

Своеобразие чеховского стиля

Выяснить своеобразие конфликта в чеховской драме, рассмотреть особенности сюжетного построеня пьесы

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментиро­вать актерский и режиссерский за-




102

1


Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова

Рассмотреть систему образовпьесы, выяснитьспособы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы.

Исследо-

ватель-

ская

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь определять основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драмтургии, актуальность звучания пьесы в наши дни. исследовательский (К)(ЛС)









1