И камнем прикинулась плоть... (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Осип Мандельштам

«И камнем раскинулась плоть»

(урок по творчеству О.Э. Мандельщтама в 11 классе)

Как облаком сердце одето

И камнем прикинулась

плоть

Пока назначенье поэта

Ему не откроет Господь.

О. Э. Мандельштам

1. Слово учителя. Из письма О.Э Мандельштам Юрию Тынянову (1937): «Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что, изменив в ее строении и составе». К Мандельштаму у читателей и исследователей сложное отношение. С. Аверинцев пишет о нем: «Стихов его уже невозможно отторгнуть от русской поэзии, но всегда найдутся люди, которых он раздражает. В его мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и нелюбовью, которая не простит ничего». Сам Мандельштам говорил о своих стихах, что они «утеха для друзей и для врагов смола». Давайте послушаем небольшую биографическую справку о поэте.

2. Сын мелкого торговца, родившийся в Варшаве в 1891 году и выросший в «средне мещанской» еврейской семье, будущий поэт получил прекрасное гуманитарное образование: учился в известном Тенишевском училище, слушал лекции по философии и филологии в Гейдельбергском и Петербургском университетах, занимался в пушкинском семинаре С. Венгерова, владел несколькими европейскими языками. Свой отказ от символизма он относил к 1912 г., стремясь освободиться от «мучительного, зыбкого» сверхчувственного восприятия мира, ощутить его материальность и конкретность. В своей статье «Утро акмеизма» (1913) он объявляет, что его интересует «сознательный смысл Логос». В его стихах обнаруживается множество бытовых деталей, акмеистский дух мелочей. Вот его поэтический портрет:

В поднятьи головы крылатый

Намек – но мешковатый сюртук,

В закрытьи глаз, в покое рук –

Тайник движенья непочатый.

Так вот кому летать и петь

И слова пламенная ковкость,

Чтоб прирожденную неловкость

Врожденным ритмом одолеть!

В реальной жизни поэт был непрактичен и неприспособлен, и судьба послала ему истинное счастье: его спутницей жизни стала Надежда Яковлевна Хайзина, его верный друг, сохранившая его наследие и написавшая о нем воспоминания. Читающей публике Мандельштам стал известен в 1910 году, начал он свою деятельность в рядах акмеистов. При жизни вышло шесть поэтических книг: три издания «Камня» (1913, 1916, 1923). «Trista» (1922), «Вторая книга» (1923) и Стихотворения (1928). Ранние стихи поэта удивительны: трудно отыскать где-нибудь еще такое сочетание незрелой психологии юноши с совершенной зрелостью интеллектуального наблюдения и поэтического описания именно этой психологии. Но впоследствии Мандельштам «перерос» акмеизм, став поистине большим поэтом, ощутившим боль своей родины в годы тяжелых испытаний. Послереволюционное его творчество уже насыщено реалиями нового времени, возникают определенные исторические ассоциации, звучат трагические мотивы в осмыслении судьбы родной страны. Страшная действительность сталинского времени властно вторглась в жизнь поэта. Безвинно осужден и расстрелян его товарищ «по цеху поэтов» Николай Гумилев. С 1926 по 1929 Мандельштам практически не пишет стихов, занимаясь переводами и прозой, живет в бедности. В 1930 году он пишет цикл стихов об Армении, проникнутый идеей духовного родства народов и рас. В 1934 году написано стихотворение, которым поэт по существу подписал себе смертный приговор: «Мы живем, под собою не чуя страны…». Стихотворение, прямо изображающее Сталина, было актом не только исключительного мужества, но и глубины проникновения, изобразительности социально-психологического портрета.

3. Чтение наизусть стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны...»

4. Мандельштам был арестован в ночь с 13 на 14 мая 1934 года. Его сослали в Чердынь, впоследствии ссылка была отменена, разрешено поселиться где угодно, кроме двенадцати городов страны. Мандельштамы выбрали Воронеж. Вероятно, Сталин надеялся еще «перевоспитать» поэта. С 1935 года в стихах Мандельштам тяжело переживает положение изгнанника, теряет чувство слитности со страной. В 1937 году закончился срок выселки, но уже через год он будет вторично арестован и разделит судьбу миллионов. 27 декабря 1938 года он умер в лагере под Владивостоком. Сохранением наследия поэта мы обязаны его жене, Надежде Яковлевне Мандельштам, а также его близким друзьям.

5. на этом уроке мы остановимся на ранней лирике Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» поэт пишет о том, что акмеизм вводит в поэзию «готику слов», строгие и ясные линии стиха, четкие образы. Мандельштам – акмеист уже имеет определенные мотивы, в дальнейшем приведшие его к осмыслению глобальных исторических категорий. С. Аверинцев точно подметил, что у раннего Мандельштама «сквозь будничный слой просвечивает отблеск вечности». Итак, сборник «Камень».

- Какое впечатление произвел он на вас?

- Стихи показались простыми, нет буйства красок, громких звуков. Создается впечатление какой-то тишины, простора.

- Слог очень естественный, по сравнению с символистами кажется значительно проще, но это, думаю, не упрощенность, а именно простота, гармония.

- Мне показалось, что эти стихи звучат торжественно, как классическая музыка. Здесь даже есть стихотворения о музыке: «Бах», «Ода Бетховену».

6. Чтение стихотворений «Бах» или «Ода Бетховену».

7. Звук сопряжен с тишиной, это своеобразный оксюморон «немолчная тишина». И дальше в тексте мы неоднократно встречаем мотивы тишины и звука, перекликающиеся между собой.

8. Действительно, эти мотивы ярко представлены в «Камне». Но у Мандельштама они неразрывно связаны с образом Слова. Поэт пытается проникнуть в тайну его сотворения: в стихотворении «Silentium» речь идет именно о не родившемся слове.

9. Чтение стихотворения «Silentium».

10. Анализ. В этом стихотворении слово еще не названо, оно еще музыка, причем название написано на латыни, это своеобразный мифологический пласт, в котором мир воспринимается как нечто целое: единение слова и музыки, человеческого сердца и природы. Строка «Останься пеной, Афродита» демонстрирует желание лирического героя вернуться в прежнюю «доисторическую» эпоху, то есть во вневременную эпоху, когда сама Афродита еще не родилась, как не родилось еще само слово, это эпоха «первоосновы». Поэт желает обрести «первоначальную немоту», которая «от рождения чиста».

11. Слово для Мандельштама является «строительным материалом». Из него он «лепит» стихи, как зодчий создает здание. И здесь прослеживается совершенно явная параллель между поэзией и архитектурой. Интерес к зодчеству как к культурному наследию характерен для акмеистов, а у Мандельштама проявляется особенно ярко.

- Какие же здания привлекают поэта, какую символику вы видите в них?

12. Чтение стихотворения.

- Мандельштам пишет о соборе Святой Софии в Константинополе («Айя-София»). Это святыня православных христиан. Храм ценен для поэта именно своей древностью, о нем он узнал, изучая искусство Византии. «Сферическое зданье» у него является символом мудрости, вероятно, потому, что там произносились молитвы, слово Божие, и потому оно и переживет века и народы.

- В «Камне» описан еще один храм, Собор Парижской Богоматери («Notre Dame»). В последней строфе поэт указывает прямо на свое родство с архитектором.

13. Храм Айя-София поэт сам не видел, он только читал о нем, а Собор Парижской Богоматери впечатлил поэта во время учебы в Париже. И в описании этих зданий вы можете увидеть разницу: первый собор описан объективным, даже где-то бесстрастным слогом, второй же – с явным эмоциональным участием, ощущается причастность его к культурным истокам. Петербург, каменный город, также привлекает поэта своей архитектурой. Остановимся на стихотворении «Петербургские строфы».

14. Чтение стихотворения «Петербургские строфы».

- Как показан город?

- Город представлен в широком масштабе: Нева, Набережная, Адмиралтейство, площадь Сената. И в связи с этим поэту сразу вспоминаются литературные герои, жившие в Петербурге: Евгений Онегин и Евгений из «Медного всадника».

15. Поэтику Мандельштама называют «поэтикой ассоциаций»: в связи с определенными событиями или реалиями. Поэт составляет смысловые цепочки-ассоциации, используя самые разные литературные и культурные аллюзии.

- Какие ассоциации родились у вас в связи с чтением этого цикла Мандельштама?

- В стихотворении «Петербургские строфы» объединены сразу два литературных героя, два Евгения, оба – пушкинские. Их причудливое соседство дает возможность широких путешествий в область всего пушкинского творчества, не только этих двух поэм.

- В другом «петербургском» стихотворении «Адмиралтейство», здание сравнивается одновременно с фрегатом, акрополем и ковчегом, рождается целая цепь культурных ассоциаций: мифологическая, библейская и поэтическая. Фрегат, ковчег – это корабли, это же и излюбленный поэтический символ.

- В стихотворении «Теннис» спортсмен похож на аттического солдата. Таким образом, поэт связывает эпохи в единую историческую цепь, и связь поэта осуществляется через поэтическое слово.

16. Вы уже отметили несколько «скреп», объединяющих стихотворения в сборнике. Давайте вспомним их.

- Это мотивы тишины, звука и музыки, широкие исторические и культурные аллюзии: древние государства, различные вероисповедания (в частности, сопоставление православного и католического храмов), а также архитектура. Художественное пространство буквально «застроено» различными сооружениями: храмами, домами, замками, постройками из камня.

17. теперь мы совершенно логично подошли к поэтике заглавия.

- Почему «Камень»?

- Что связано у поэта с этим древнейшим культурным символом?

17. Прежде всего, камень – это строительный материал, из которого строят здания. Он привлекает поэта тем, что кажется ему вечным, нетленным по сравнению с человеческой жизнью. Поэт восхищен этим свойством камня переживать века, одновременно соединяя их в единую цепь.

- Это верно, но камень у поэта не только строительный материал:

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой стрелою рань!

Камень приобретает невиданные доселе свойства: он может стать воодушевленным, легким, тонким.

- Как вы думаете, почему?

- Может быть, это от того, что поэт роднит камень с поэтическим словом, которое может выразить разнообразные состояния человека и мира. В стихотворении «Notre Dame» он сравнивает слово с камнем, называя его «тяжестью недоброй». И не родившееся слово сходно с камнем тем, что молчаливо.

- Я думаю, что «тяжесть» слова употреблена в значении «тягостность», как эмоциональное состояние поэта в состоянии творчества: как тяжело строить здание такого масштаба, так и тягостно, мучительно творить поэту.

- А может быть, слово «тяжелое» от того, что вмещает в себя много смысла, оно отягощено множеством литературных и культурных ассоциаций.

- Хорошие наблюдения. У нас сегодня подготовлено небольшое сообщение (презентация) на эту тему, которое обобщит наши рассуждения.

18. В своей статье «Утро акмеизма» поэт писал, что поднимает «тютчевский камень» и кладет его «в основу своего здания». Он имел в виду стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium».

С горы, скатившись, камень лег в долине!

Как он упал?

Никто не разрешил вопроса.

У Мандельштама в первом стихотворении цикла камень тоже сорвался, но плод – символ рождения новой жизни. Г. Гачев отмечает, что у Тютчева, камень умирает, а у Мандельштама рождается «звук осторожный и глухой» - предвестник новой нарождающейся поэзии. Поэтический мир «Камня» весь состоит из предметов и тел, архитектурных ансамблей, погружен в стихию вод. Это конструируемый мир, созидаемый. И камень здесь проявляется, по крайней мере, в трех основных ипостасях: природного материала, строительного материала и, наконец, как результат этого труда над камнем, творчества, синонимом которому служит поэтическое Слово.

19. Итак, мы с вами сегодня пришли к выводу о том, что «Камень» поэта – это искусная «кладка» слов, лежащая в основе его поэтического строя. Это хорошо выражено в одной из ранних манифестаций поэта, слова из которой стали эпиграфом к нашему уроку. Не разбуженное Богом слово сродни природному материалу – камню, когда же поэт заговорит, он становится творцом своего поэтического здания, подобно зодчему, превращающему простой камень в архитектурный шедевр. И Слово поэта будет жить в веках, как живет одухотворенный строителем камень. Простое сочетание слов на самом деле является божественной тайной, ибо поэзия – это откровение, это Божий дар, и именно это хранит истинную поэзию от разрушения, как время хранит храмы Господни.