Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине Ф.Решетникова Опять двойка! (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Брянска











Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова

«Опять двойка!»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Еремина Татьяна Александровна













г. Брянск

2011



Русский язык 5 класс

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

(Урок заочная экскурсия)

Цели:

1)познакомить учащихся с творчеством художника, расширить знания учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

2)развивать коммуникативно-речевые умения: понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины;

3)воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся.


План урока

1.Организационный момент (инсценировка).

2. Подготовка к восприятию картины.

3. Работа над описанием картины:

1)История создания полотна.

2)Из биографии художника.

3)Поиск главного героя.

4).Сбор материала для сочинения по картине(беседа по вопросам).

5).Составление плана.

6).Лексическая работа, подбор синонимов.

7).Орфографическая работа (безударные гласные в корне, не проверяемые ударением).

5.Написание черновика сочинения.

6.Иоги урока, выставление оценок.

7.Домашнее задание.


Ход урока

1.Организационный момент (инсценировка: журналист и два ученика.)

Учитель Ребята, здравствуйте! Начинаем наш урок. Но не все ещё в классе. Где же остальные ученики?

Появляются двое ребят. К ним подбегает журналист, в руках у него блокнот и карандаш.

Журналист Я журналист, иду на урок русского языка, там сейчас будут обсуждать картину о двойке. Хочу у вас взять интервью.

Дети (с недоумением) Пожалуйста.

Журналист Куда вы так торопитесь?

Дети В школу.

Журналист Очень хорошо. Значит, вы учитесь. (Обращаясь к первому) Как ты учишься?

Первый ученик Хорошо.

Журналист А двойки случаются?

Первый ученик Бывают.

Журналист Как относятся дома?

Первый ученик (махнув рукой) Ой, лучше не вспоминать!

Журналист обращается ко второму ученику Ну, а твои дела как?

Второй ученик Неплохо.

Журналист Двойки давно получал?

Второй ученик Нет, не так уж давно.

Журналист А почему получил?

Второй ученик Знаете, забыл про уроки, пошёл к товарищу, у того игра интересная, так заигрались, что ничего не сделали. А тут учительница к доске вызвала, ну вот и два. (Опускает голову.)

Журналист Дома знают?

Второй ученик Нет, пока не догадываются. Сегодня вот исправить хочу. Извините, тороплюсь.

Журналист Счастливо!

(Ученики садятся на место. Урок продолжается.)


2. Подготовка к восприятию картины.

Учитель смотрит на ребят хмуро. Вот, оказывается, в чем причина вашего опоздания! Ребята, а может, в самом деле поговорим сегодня о двойке?

Какая милая, какая хорошая оценка! Что вам не нравится? Что вы испытываете, когда приходите домой с двойкой?

Ученики Очень неприятно получать двойки, стыдно идти домой.

Учитель А как относятся ваши близкие к этому?

Ученики Переживают, бранят, иногда сочувствуют. Вообще грустная картина. Все от тебя отворачиваются, смотрят как на преступника.

Учитель А что чаще всего мешает выучить уроки?

Ученик Лень, недобросовестность, отсутствие ответственности.

Учитель Да, бывают в жизни такие эпизоды, когда мы, не задумываясь, наносим близким раны своим равнодушием, ленью, беспечностью, безответственностью. О таких явления в жизни рассказывает нам, например, картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

Открываем репродукцию картины. В течение двух уроков мы сегодня будем обсуждать это произведение, готовиться к сочинению.


3. Работа над картиной.

1)История создания полотна.

Учитель Языком красок, умением расположить предмет, фигуры людей на полотне художник рассказывает нам о разных явлениях жизни. Давайте и мы приобщимся к миру прекрасного.

Подумайте, что хотел выразить автор этим произведением? Что заключено в названии? Какие чувства вызывает картина?

Ученик Художник хотел показать, как плохо приносить домой двойки, это огорчает всех членов семьи. Название «Опять двойка!» говорит о том, что такое не редкость в этой семье. Картина вызывает грусть, неприятное чувство.

Учитель Бывали ли вы на выставках произведений живописи? Там всегда есть экскурсоводы – хорошо подготовленные люди, которые рассказывают о художнике, создавшем картину, о замысле произведения, его значении. Часто этот рассказ запоминается надолго и помогает глубже всмотреться в произведение искусства.

Вот и мы отправимся в заочную экскурсию в мастерскую художника, чтобы понять замысел полотна.

2. Из биографии художника.

Ученик-экскурсовод 1 Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины.

Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!».

3. Поиск главного героя.

Ученик-экскурсовод 2 Работа над картиной «Опять двойка!» осуществлялась в 1952 году и шла довольно трудно. Очень сложно было найти натурщика для главного героя.

Замысел картины

Серёжа шёл в классе одним их первых и вдруг получил два. И во всём виноват это незнакомый мужчина, наверно, из РОНО. Он вошёл в класс перед самым уроком, спокойно уселся на последней парте, разложил там свои бумаги. Конечно, учительница стала вызывать к доске учеников получше и вызвала Серёжу. А он, как на грех, даже книжки в руки вчера не брал. Стоит у доски Серёжа, глаза опустил, ребята шепчут, подсказывают, а незнакомец так и впился глазами в мальчика и что-то быстро пишет в тетрадке. «Ну что ж, придётся тебе поставить двойку», - сказала учительница. А Серёжа стоит и не может двинуться от огорчения.

Это было в субботу, а в понедельник незнакомец вновь появился в школе и вызвал Серёжу в учительскую.

Они познакомились. Незнакомец оказался художником, он предложил Серёже прийти к нему в мастерскую, чтобы позировать для будущей картины.

Мальчик был на седьмом небе от счастья, но вскоре, когда он пришёл к Решетникову и узнал, что тот хочет создать картину о двоечнике, Серёже это очень не понравилось и он больше не пришёл.

Ученик-экскурсовод 3

Но художник уже «загорелся» новой работой. Он разрабатывал план картины. Первая мысль у него возникла ещё на уроке. Мальчик – главный герой картины. Многое задумал вложить Решетников в будничную сцену. Двойка – не пустяк, не случайность. Наверное, он уже не раз забывал об уроках, не учил их. Вот теперь уже двойку не скроешь, всё стало известно матери. Теперь ему приходится расплачиваться за свою расхлябанность, выслушивать упрёки.

Решетников трудился очень настойчиво. Он уже представлял себе обстановку в комнате, фигуру матери с опущенными руками, попутно решал, какими красками это напишет, какое будет освещение.

Он даже приготовил одежду для будущего героя: видавшее виды зимнее пальто с лисьим воротником, зелёный шарф. Рыжий воротник и яркий шарф будут хорошо оттенять румяное лицо и светлые волосы мальчика. Всё было готово, не хватало только самого героя.

Ученик-экскурсовод 4

Однажды шёл Фёдор Павлович по двору и увидел увлечённо игравших в футбол ребят. Он подошёл поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах прыгал бойкий мальчик со светлой головой, хохолком на макушке, живыми глазами, пухлыми губами.

Подходящий типаж для героя. Художник пригласил его позировать. У мальчика в руках был потрёпанный портфель, который тоже входит в картину.

Вратарь оказался терпеливым натурщиком и подолгу выстаивал перед художником в своём тёплом зимнем наряде. У этого мальчика он взял для изображения только голову, так как мальчик был высокого роста для третьеклассника.

Снова Решетников отправился на поиски новой натуры. На сей раз он отыскал во дворе подходящего третьеклассника и нарядил его в туже одежду. Теперь он мог вписать в картину всю фигуру, а голову вратаря приписать по готовому эскизу.


Лексическая работа.

Эскиз – предварительный набросок картины.

Натурщик – человек, который позирует художнику для написания портрета.

Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей.

Колорит – сочетание красок.


Ученик-экскурсовод 5

Чтобы полнее оттенить главного героя, потребовалось создать и вписать в картину ещё несколько персонажей. Послушайте, каков был замысел автора, как он осуществлялся.

Над образом матери и сестры художник работал очень долго и кропотливо.

Сестру-шестиклассницу художник поставил на заднем плане, на фоне открытой двери, так, чтобы свет падал, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла. Комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на первый план. Его лицо, освещённое из бокового окна, чётко вырисовывалось на фоне тёмной серебристо-серой стены. Взгляды матери и сестры, устремленные на мальчишку, крепко связывали эту группу.

Сцена получилась отличная. Девочка, чуть склонив голову, внимательно смотрит на брата, смотрит с тревогой, с неодобрением. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава относиться к урокам.

Сестру художник задумал как полную противоположность брату: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косами.

Ученик-экскурсовод 6

Мать тоже главное действующее лицо картины. Образ матери был ещё большей удачей Решетникова. Не случайно он надел на неё красный передник. Тёплым пятном выделяется среди блёклых тонов картины и сразу привлекает внимание зрителя к этому персонажу.

Стиснув до боли руки, эта молодая ещё, но усталая женщина с немым упрёком смотрит на сына. И так-то немало забот у матери, а мальчишка совсем от рук отбился.

Вот и сегодня, конечно, двойка! Это ясно без слов – по лицу мальчика, по всей его позе.

Ученик-экскурсовод 7

Кроме главных трёх фигур, Решетников задумал ввести ещё одно действующее лицо – шестилетнего братишку. Провинившийся и без того огорчён своей двойкой, а братишка посмеивается над ним.

Очень трудно было заставить шестилетнего малыша сыграть такую сложную роль.

Художник пытался посадить его в разные места, но мальчик не мог и трёх минут усидеть спокойно на месте.

Чтобы его развлечь, достали велосипед, и в перерывах между сеансами он разъезжал на трёхколёсной машине.

- А что, если написать его вместе с велосипедом? – подумал художник.

Попробовали, и получилось очень удачно. Так и изображён малыш на картине: он подъехал к матери, увидел брата, всё понял и задорно сеётся.

Ученик-экскурсовод 8

Работа приближалась к концу, а в картине на переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.

Фигуры мальчика и сестры, стоящих почти рядом, выглядели скудновато. Надо было чем-то разбить это однообразие.

А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а он так огорчён, что даже не смотрит на своего друга. Но тут опять появились трудности. Как заставить собаку позировать? Пытались держать её за лапы, но она вырывалась и убегала. Как же быть? А что, если мальчик будет держать в зубах кусочек колбасы? Тогда уже собака непременно станет смотреть на него, не спуская глаз. Результат получился отличный!

Пёс так привык к этой игре, что сам с радостным визгом бросался навстречу мальчику, ставил ему лапы на грудь и усердно позировал, ожидая вкусной колбасы.

Ученик-экскурсовод 9

Мы видим, что художник долго и настойчиво работал над картиной.

Рисуя главного героя, он создавал не просто портрет, а школьника, огорчённого двойкой. На него смотрит вся семья, ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что братик смеётся над ним. Вот какую сложную гамму переживаний должен был выразить художник.

Ученик-экскурсовод 10

Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.

Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.

Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.

4. Сбор материала для написания сочинения по картине (слайд 1, 2).

Учитель (Вопросы записываем в рабочую тетрадь с ответами)

Вы прослушали рассказ о том, как создавалась картина, как замыслил её художник. В этом нам помогли экскурсоводы. Обратимся теперь непосредственно к полотну и соберём материал для сочинения.

Учитель Где происходит действие картины?

Ученик В комнате.

Учитель Кто находится в комнате?

Ученик Мальчик, мама, сестра, братик и собака.

Учитель Узнали вы героя?

Ученик Да, малыш, изображённый на картине, такой же, каким его описал художник. У него на голове светлые волосы и хохолок на макушке, пухлые губы, живые глаза. (слайд 3)

Учитель Как художник показал, что малыш – главное действующее лицо?

Ученик Школьник изображён на переднем плане, более близком к нам, крупнее. Он хорошо виден, на него падает свет из бокового окна.

Учитель Где находятся остальные герои? Куда они смотрят?

Ученик Все присутствующие в комнате: мать, сестра, младший брат смотрят именно на мальчика. Невольно и мы начинаем смотреть на него.

Учитель

Опишите мальчика. Вспомните, как художник одевал своего героя, определите, сколько ему лет. (слайд 4)

Ученик Это третьеклассник. Ему лет девять. Лицо у него круглое, румяное, наверное, был долго на улице.

На стене часы показывают три часа десять минут. Наверное, он получил двойку и не пошёл домой, а побежал с ребятами на каток. Привлекают внимание красные оттопыренные уши, торчащие хохолком белобрысые волосы. На нём видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто выглядывают тёмные брюки. Чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола.

Учитель Что вы можете сказать о выражении его лица, позе?

Ученик Мальчик как бы застыл на месте, он огорчённо опустил голову, ни на кого не смотрит. Ему, видимо, стыдно за то, что он получил очередную двойку и этим огорчил мать. Лицо у него грустное, брови сдвинуты, кажется, что он сейчас заплачет.

Учитель Что он держит в руке? О чём говорит это вещь? (слайд 5)

Ученик В руках у мальчика «бывалый» портфель, который говорит о многом. Он весь в трещинах, царапинах, потерял свой первоначальный облик. Наверное, не раз он был санками и мячом.

Из портфеля выглядывают коньки. Может быть, они явились причиной его неудач и плохих оценок? Портфель помогает нам понять причину двоек третьеклассника.

Учитель Всем интересно развлекаться, но у каждого есть и обязанности, которые мы должны выполнять.

Кто ещё изображён на картине? Как они относятся к появлению мальчика? Как художник это выразил?

Ученик Мать и сестра, младший братишка – все внимательно смотрят на мальчика. В глазах матери и сестры немой укор. Близкие очень расстроены тем, что малыш постоянно получает двойки.

Учитель Опишите мать. Как она выглядит? Её внешность, поза? (слайд 6)

Ученик Мать очень огорчена. И снова она сидит на стуле, стиснув до боли руки, и неподвижно смотрит на сына. В её взгляде выражается боль и отчаяние: мальчик совсем отбился от рук.

Художник даёт понять, что мать тоже важное действующее лицо произведения. Она сразу привлекает наше внимание. Красный передник ярко оттеняет её будничную одежду. Ф.П.Решетников тоже переживает. Он выражает своё отношение к тому, что изображает, тёплым красным цветом, он показал любовное отношение к матери, сочувствие к ней.

Учитель А вы сочувствуете этой женщине? Представьте, что на месте этой молодой, но уставшей женщины ваша мама. А вам так хочется, чтобы она была красивой. Не огорчайте её!

Как изображена сестра? (слайд 7)

Ученик Сестра стоит в глубине комнаты, около стола. Из открытого окна падает свет и освещает её. Хотя она изображена на заднем плане, все равно хорошо видна. Девочка полная противоположность брату. Она аккуратная.

Учитель Что выражает её взгляд?

Ученик На брата она смотрит с глубоким осуждением. Ей непонятно, как можно спустя рукава относиться к учёбе.

Учитель Как встречает брата шестилетний мальчишка? (слайд8)

Ученик Братишка смотрит на него со злорадством. Он как будто хочет сказать: «Ага, попался!» Ему тоже ясно, каков его старший братец, лентяй и обманщик.

Учитель Кто же встречает ученика с радостью? Есть ли такое существо? (слайд 9)

Ученик Верный пёс четвероногий друг с радостным визгом бросается ему навстречу. Но хозяин его так огорчён, что ничего не замечает.

Учитель А есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Как вы это докажите? (слайд 10)

Ученик Возможность хорошо учиться есть. Это видно из обстановки в квартире. В доме чисто, уютно, стол накрыт белой скатертью с жёлтой каймой. На полу большой ковёр. В открытую дверь видна смежная комната, на стене в ней висит географическая карта. Все стараются создать мальчику условия для работы, а он не оправдывает надежд своих близких.

Учитель Какова основная мысль картины?

Ученик Художник хотел показать, как невесело приходить домой с двойкой и огорчать своих близких.

Учитель Какими художественными средствами удалось выразить эту мысль? Какова композиция картины? (слайд 11) Колорит?

Ученик Эту мысль художник раскрывает средствами живописи. Композиция картины такова, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден и в то же время все действующие лица этой картины связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

(слайд 12) Колорит картины скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном будничном дне в одной семье, поэтому он использует приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).

Учитель А если представить эту картину без красок?

Ученик Мы бы поняли, что происходит в комнате, но характеристика действующих лиц побледнела бы, исчезло бы настроение напряжённости, картина потеряла бы свою выразительность.

Учитель Как, по вашему, относится художник к своим героям?

Ученик Художнику жаль мать, сестру, а мальчика он, наверное, осуждает его за лень.

Учитель А как относитесь к ним вы?

Ученик Осуждение малыша. Картина очень нравится, даёт понять, что нужно быть трудолюбивым, честным, не огорчать своих близких.

Учитель Составим план сочинения (записать на доске)

План

1. Ф.П.Решетников – известный художник.

11.Описание картины:

1)Основная мысль картины «Опять двойка!».

2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.

3)Мать.

4)Сестра.

5)Шестилетний братишка.

6)Четвероногий друг.

7)Композиция.

8)Колорит.

9)Отношение художника к изображённому.

111.Какой впечатление картина произвела на меня.


Учитель Подберите синонимы: (слайд 13)

Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник.

Художник – автор произведения, он, Ф.П.Решетников.

Рисовать – изображать, создать, написать.

Смотреть с укором – с упрёком, виновато, грустно.


Учитель Поработаем над словами, в которых встретились сложные случаи написания (слайд 14):

Портфель, собака, велосипед, колорит, композиция, изобразить, картина полотно.

Учитель А теперь подумаем, как можно начать сочинение.

Ученик Возможное начало:

1)Ф.П.Решетников – известный живописец. Ему принадлежат многие произведения. Среди них и картина «Опять двойка!».

2)Ф.П. Решетников – известный художник. Его произведения «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» на всемирной выставке в Брюсселе были награждены бронзовой медалью.

Учитель Итак, какова основная мысль сочинения?

Ученик Плохо приносить домой двойки.

Учитель А теперь вы будет работать на черновиках и напишете основную часть и заключение. Помните, каждую микротему будем писать с новой строки.

Дома вы закончите сочинение. Выставление оценок за работу на уроке.






























Список использованной литературы


1. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. [Альбом] / [Авт. текста и сост. Г. Н. Павлов]. – Л.: Художник РСФСР, 1982

2. Выставка произведений Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. – М.: Изобразительное искусство, 1976

3. Федор Решетников. [Альбом] / Авт.-сост. Б. В. Вишняков – М.: Изобразительное искусство, 1982.

4. Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000

5. Евграфова Л. Федор Павлович Решетников – Пермь, 1961

6. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954

7. Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003

8. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999

9. Тагрин С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978