Урок - посиделки по литературе Русский фольклор

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок-«посиделки»

Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» /урок литературы в 6 классе/


Цели: 1) расширить представления учащихся о малых жанрах русского фольклора;

2) помочь учащимся проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества;

3) овладеть умениями и навыками воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной;

4) воспитывать бережное отношение к нравственным и эстетическим ценностям русского народа.

Оборудование: иллюстрации картин русских художников, костюмы в народном стиле для учащихся, самовар, свечи, выставка вышивки и рукоделия.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята и гости дорогие.

Усаживайтесь все поудобнее,

Выбирайте то, что посъедобнее.

Каждый наливай себе горячий чай-

На посиделках наших не скучай.


Да, действительно, к урокам литературы мы уже привыкли, а вот урок – «посиделки» проводим впервые.

Итак, наша с вами задача-не только порадовать себя горячим чаем, вкусными блинами да

румяными пирогами. Но мы еще должны пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

2. Запишем число и тему нашего урока.

3. Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие.

/звучит диалог детей/

-Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь?

-Да, скоро хата будет готова.

- Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.

-Знаю.

-Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль.

-Положу.


Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:

Ты, хозяин– домовой,

Отправляйся в путь со мной.

Для тебя готова хата,

В ней мы будем жить богато.

Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:

Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,

Ты пусти меня к себе, не прогневайся.

Как пустил меня к себе, так и выпусти;

Отведи от меня злых зверей да всех змей,

Путь мне не городи, по оврагам не кружи.

Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.

Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.

Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.

К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.

Попробуем и мы обратиться к месяцу и заговорить зубы у------------------.

Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты , месяц, сними мою зубную боль, унеси ее под облака. Моя боль ни мала, ни тяжела, твоя же сила -могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе – перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою боль. Месяц, ты, месяц, сокрой от меня зубную боль!


К магической силе поэтического слова люди прибегали и тогда, когда нужно было придать особую значимость происходящим событиям .Обрядовая поэзия звучала на свадьбах, похоронах, проводах на армейскую службу. Люди придумывали ритуальные действия, определяли последовательность исполнения тех или иных песен, одевали особые костюмы.

Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота ( когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки ( наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Все эти праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями.

Представьте себе: в декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Под снежной пеленой дремлет природа до красной весны. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, по которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот тут-то и начиналось колядование.

4. -Расскажите, что вы знаете о колядках? Когда и где они исполнялись? (проверка домашнего задания).

-Исполнение колядок:

Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…


Приходила коляда

Наперед Рождества.

Виноградье красно-зелено мое!

Напала пороша снегу беленького

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели-

Колядовщички,

Недоросточки,

Недоросточки,

Красны девушки…


Пришла коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Ему рожь густа, рожь ужиниста.

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

И создай вам Господи

Еще лучше того!


Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом- в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками- «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам , останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами.. Ряженые благодарили добрых людей величаньями.


Середи Москвы ворота пестры,

Ворота пестры, вереи красны

Светел месяц-

То Тихон государь,

Красно солнце-

Настасья его,

Часты звезды- то и детки их…

А если «светел месяц» или «красно солнце» медлили с угощением, их поторапливали.


Коляда, коляда накануне Рождества!

Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька-

Не режь, не ломай, поскорей подавай!

Двоим, троим, - давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится, пирожка-то хочется!


Щедрых хозяев благодарили, а про скупых да жадных пели насмешливее песни- корили, обещали всякие неприятности.


Бабушка- старушка, подай пирога!

Не дашь пирога- мы корову за рога!

Не дашь ватрушки- расстукаем кадушки!

Не дашь хлеба- уведем деда!


Но самым интересным на Руси было гадание в крещенские вечера. В небольшую миску, иногда с водой, каждая девушка клала свой перстенек или сережку; миску покрывали полотенцем и начинали гадать, вопрошать судьбу.


Погадаем и мы.


Рылась курочка на завалинке,

Вырыла курочка золот перстень.

Мне тем перстнем обручатися.

Кому вынется, тому сбудется,

Не минуется.

/ к свадьбе/

Рассыплю я монисто по закрому,

С кем монисто собирать буду?

Собирать буду с милым дружком,

Кому вынется, тому сбудется,

Кому сбудется-не минуется.

/ к знакомству/

Сей, матка, муку, растворяй пироги.

К тебе будут гости, ко мне – женихи.

Кому поем - тому с добром.

Кому сбудется – не минуется.

/ будут сваты/


Живут мужики богатые – гребут жемчуг лопатами.

Кому вынется , тому сбудется,

Не минуется.

/ быть вам богатыми/

Сидит воробей на перегороде,

Глядит воробей на чужу сторону.

Кому поем – тому с добром .

Кому сбудется, не минуется.

/ дальняя дорога/

Вот такая была зимушка – зима на Руси.

Посмотрите, как изображались зимние забавы художниками М.Соколовым и Н.Антиповой /Колядовщики. Рождественское утро./.


5. А что вы можете сказать о масленичных песнях? (опрос по домашнему заданию)

-Работа с иллюстрациями художников Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова. /Масленица.Взятие снежного городка./.


6.Обрядовые песни очень красивы. Я вам предлагаю прочитать одну веснянку и подумать, почему она так построена?

Приди к нам , весна,

Со радостью!

С великой к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

Со просом, со гречею,

С калиной – малиною,

С черной смородиной,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой – муравушкой.


Здесь на протяжении всей песни используется художественный прием, который называется анафора /единоначатие/: все строчки, кроме первой, начинаются с предлога «с». Это придает напевность, выразительность веснянке, она звучит как заклинание.

В обрядовой поэзии нередко встречаются очень точные эпитеты /Художественные определения/. В нашей песенке ячмень, например, назван «усатым». Этот эпитет сразу же вызывает образ пышного колоса.


7. Ну, за весною, конечно, идет долгожданное лето. Расскажите летних песнях /опрос по домашнему заданию/ .


-Попробуем исполнить ритуальный танец, припевая, «Во поле береза стояла…» /дети танцуют вместе с учителем и гостями/.

-А теперь изобразим посев льна.


Уж я сеяла, сеяла ленок – 2 раза

Чеботами приколачивала – 2 раза


Я полола, полола ленок – 2 раза

Чеботами приколачивала – 2 раза


Уж я дергала, дергала ленок – 2 раза

Чеботами приколачивала -2 раза


И т. д . сушила, мяла, трепала, чесала,пряла.


Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок!


8. И завершался весь цикл сельскохозяйственных работ осенними песнями.

Кто расскажет о них? /опрос по домашнему заданию/.


9.Вот, ребята, вы еще раз убедились, что обрядовый фольклор занимал важное место в жизни человека. Давайте теперь подведем итоги.

Как же вы будете раскрывать тему сочинения?

В чем красота и мудрость русских обрядов?

Какой эпиграф можно подобрать к сочинению?

Как начать вступление?

Как озаглавить пункты плана?

Чем закончить сочинение?


Домашнее задание: сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?»


10.Все вы сегодня молодцы. Настоящие русские красны девицы и русские добры молодцы. Я еще раз убедилась том, что вы умеете хранить добрые традиции и бережно относиться к русскому фольклору. В нем наши корни, наши истоки. Спасибо всем , кто был с нами. /оценивании учащихся/


11. А теперь ,как говорится, милости просим к столу попить горячего чайку. /чаепитие/

.