Статья Семантика вопроса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Статья: СЕМАНТИКА ВОПРОСА


Вопросительное предложение является средоточием многих проблем общего языкознания, в частности, комплекса вопросов, связанных с понятиями "вопросительность - отрицательность - модальность": о соотношении этих категорий, о месте вопросительных предложений в оппозиции "утвердительность/отрицательность", о характере взаимодействия этих категорий в структуре предложения и т.п.

Вопросительные и повествовательные предложения противопоставлены друг другу по грамматическим признакам и по назначению в процессе коммуникации: повествовательное предложение — это предложение информирующее, а вопросительное предложение — это предложение, запрашивающее, требующее информацию. Иллокутивная и императивная составляющие являются важнейшими компонентами семантической организации вопросительного предложения. Ср.: "Вопрос — это не разновидность мысли, а разновидность речевого действия, разновидность общения посредством речи" [2, с. 33].

Вопросительное предложение является также носителем особого рода содержательной информации (номинативный и когнитивный аспекты семантики вопроса). В этом плане повествовательное и вопросительное предложения различаются по способу представления внеязыковой действительности, по характеру пресуппозиционной основы и несут разную информацию о субъекте речи. ,

Имплицитным компонентом семантики вопроса является сема 'незнание'. По определению Ф.С.Лиманова, "вопрос представляет собой "знание о незнании" [4, с. 49]. Данный компонент вопросительной семантики может быть эксплицирован при помощи сложноподчиненного предложения с предикатом знания в главной части:

Я не знаю, то свет или мрак? / В чаще ветер поет иль петух? / Может, вместо зимы, на полях / Это лебеди сели на луг? (С.Есенин). Семантический компонент незнания может быть актуализирован вследствие ослабления императивной составляющей — в случае неопределенности, обобщенности, устраненная тема адресата вопроса, при самоадресации вопроса:

Земное ль в ней очарованье, /Иль неземная благодать? (Ф.Тютчев); Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С.Есенин).

Вопрос становится средством констатации факта незнания говорящего. С точки зрения коммуникативной семантики - это предложение, информирующее о том, что является предметом эмоционального размышления субъекта речи, то есть о том, что составляет предмет вопроса.

Следует отметить, что характер пресуппозиций, объем содержательной и характер запрашиваемой информации различны в частновопросительных и общевопросительных предложениях. Предметом вопроса в частновопросительном предложении является лишь часть предметной ситуации. Факт наличия или отсутствия той или иной предметной ситуации не относится к области запрашиваемой информации, говорящий располагает неполной, но вполне достоверной информацией о реалии. Область незнания в общих вопросах составляет реальность или ирреальность ситуации как предмета мысли говорящего, говорящий не располагает достоверной информацией о ситуации в целом. Ср.: Кто пришел? — Пришел ли он?

Различным является и характер утверждения/отрицания в этих видах вопросительного предложения. В частных вопросах (именующихся также диктальными) категория утверждения/отрицания является отражением качества самой предметной ситуации. Как и в повествовательных предложениях, "ретранслирующих", "регистрирующих" некий положительный или отрицательный факт действительности и характеризующихся отстраненностью, индифферентностью субъекта речи, категория утверждения/отрицания в частно-вопросительном предложении имеет статус объективной категории, отражающей отношения объективной действительности: Кто пришел? Что ты делаешь? Как поживаешь? Откуда дровишки? О чем ты плачешь? Почему ты не спишь? Кого сегодня нет?

В общевопросительном предложении на уровне его семантической организации воспроизводится факт сознания субъекта речи, некая мыслимая (или домысливаемая) ситуация, то есть факт, не имеющий статуса достоверности и подлежащий верификации, осуществляемой с помощью собеседника. Утверждение и отрицание в общевопросительных предложениях относятся к области "незнания" (составляют предмет вопроса) и соотносятся с категорией истинности знания о действительности (в том числе о данном, конкретном, единичном факте). Категория утверждения/отрицания в общевопросительных предложениях является модальной по своей сути (не случайно общие вопросы называются модальными).

Общий вопрос можно рассматривать как неразвернутый альтернативный, где в виде альтернативы представлены утверждение и отрицание. Ср.: А, видел ли слона? ('да или нет?'); Клюет? ('клюет или не клюет?'). В истинном общем вопросе, альтернативно го типа реальность/ирреальность изображаемой ситуации составляет область незнания, невыявленным остается и отношение говорящего к истинности изображаемого. Ср.: "...при оценке связи, устанавливаемой говорящим лицом между компонентами сообщения, имеет место не только •модальная альтернатива (да - нет, реальность - ирреальность. Здесь можно говорить о трехчленном противопоставлении (да — нет - не знаю; реальность — ирреальность г модальная неопределенность)" [6, с. 207]. Общевопросительное предложение является нулевым членом модальной парадигмы утверждения/отрицания, точкой равновесия, соединяющей эти противоположные понятия на семантической оси утверждения-отрицания.

Таков характер утверждения/отрицания в альтернативном, или дизъюнктивном, вопросе и общевопросительном предложении, семантика которого не усложнена выражением гипотезы. Однако пресуппозиция недостоверности, отсутствие у говорящего достаточно полной информации о реалии делают возможным использование общевопросительного предложения для выражения гипотезы. Утвердительность/отрицательность как категории модального плана информативной семантики высказывания является особенностью вопросов-предложений:

"Влюблена? " — вопросительно соображал он (М. Горький); "Я ведь некрасивая? " (М. Горький); "Здравствуйте, — сказал Моня. — А муж уехал? " (В. Шукшин).

Утверждение/отрицание в вопросах этого типа выражает отношение говорящего к высказываемому в виде положительной или отрицательной оценки истинности того, о чем говорится в предложении. Взаимосвязь объективно-информативно и субъективно-информативного планов высказываемого определяет общий положительный или отрицательный характер высказываемого в предложении.

Степень уверенности говорящего в высказываемом предложении зависит от полноты его знания о реалии. Чем достовернее информация, которой располагает говорящий, тем большая степень уверенности выражена в предложении. Денотатом вопроса может быть, например, непосредственно наблюдаемая ситуация. Пре-суппозиционную основу вопроса в этом случае составляет достоверное знание. Ср.:

- Мы, что, кажется, в картошку сели? — "А сами не видите? " сказал летчик (В. Шукшин).

В условиях неоднозначного контекста утвердительный или отрицательный смысл высказываемого предположения может быть недостаточно дифференцированным:

"Пап, ничего не купил? " - спросила дочь, старшая, Груша (В. Шукшин). В результате этого предложение приобретает смешанные черты и допускает различные варианты интерпретации. Ср:

Я молод, молод ...Знал ли ты /Разгульной юности мечты? (М. Лермонтов); Срок настанет господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни своей?" (И. Бунин) (собственно вопрос, альтернативный в плане утверждения/отрицания, или вопрос-сомнение, то есть предположение противоположного?). Первое значение имеет опору в структуре предложения, а второе обусловлено пресуппозицией вопроса. Развёрнутый или неразвернутый альтернативный вопрос может стать средством выражения утвердительного или отрицательного значения. Ср.:

-Ну что, сынку? Помогли тебе твои ляхи? (Н. Гоголь) (= ведь не помогли); А Варавка кричал ему: "Европа мы или нет?" (М. Горький) (= ведь ты же царь, а не дитя).

Таким образом, категория утверждения/отрицания в общевопросительном предложении является категорией модального плана высказывания. Утверждение/отрицание как отражение связей и отношений реальной действительности в общем вопросе заключено в модальные рамки гипотетической модальности и подается в свете положительной или отрицательной оценки реальности этих связей со стороны говорящего лица. Модальная сущность этой категории в общевопросительном предложении предопределяет возможность градации степени утверждения (отрицания). Общий вопрос, не содержащий элемента предположения, может быть квалифицирован как нулевой член модальной парадигмы утверждения/отрицания. Общий вопрос, осложненный выражением позитивного или негативного предположения, занимает смежные с ним области "слабого" утверждения или "слабого" отрицания.