Материал
для учителя к урокам по древнерусской литературе.
Древняя русская литература наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство национальной гордости, веры в созидательные силы русского народа. «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современность, глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед» (А.И. Герцен).
Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIвв.), а это очень большой период. Известно, что древнерусской книжностью интересовался Пётр I, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей. А далее - учёные Румянцев, Буслаев, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они не только занимались изучением. Они собирали рукописи, пытались изучать их и доводить до людей, писать и опубликовывать свои труды.
Русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки; писцы переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи или добавляли своё к написанному.
Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.
Изучение древнерусской литературы поможет узнать
о разнообразии жанров древнерусской литературы;
о широком кругозоре писателей и читателей;
об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками;
о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме;
о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.
В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).
Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины - его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны: “Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.
Возникновение древнерусской литературы.
До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.
Литература Древней Руси возникла в конце X века вместе с принятием христианства. Первоначально она была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общество в духе христианства. Этими задачами определялись и жанры литературы. Принятие христианства имело большое значение для развития книжности и литературы Древней Руси.
На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и бытовые повести.
На Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен. Материал, на котором писались первые книги, - пергамент – был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей – князей, бояр и церкви.
Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. Именно это и явилось толчком для создания литературы.
“Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” - так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории.
“Житие Александра Невского”.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Его роль в истории Руси заключается в том, что он возглавил борьбу с немецко-шведскими захватчиками.
В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра — Невский.
В 1241–1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”.
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.
Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.
Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.
Так, в сражении на Неве “он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба”, лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую. В судне, плывущем по морю, Пелгуй увидел Бориса и Глеба “в одеждах червленых, держащих руки на плече друг друга, а гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру””1. Воодушевясь этим видением, князь решил с малочисленным войском напасть на врага. “И была крепкая сеча с римлянами (шведскими рыцарями); побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем”.
В эпизоде, посвященном битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении шести героях, которые “бились, не имея страха в душе своей”. “Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один — Гаврило, по прозвищу Алексич; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же — новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топориком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий — Яков, родом полочанин, был он ловчим у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвертый же — новгородец, по имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый — из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатер. Шестой же из слуг князя — по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался”.
В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели “посрамить народ славянский”. “Собрались немцы и, похвалясь, сказали: “Пойдем, победим князя Александра, поймаем его руками”... князь Александр собрал войско и пошел навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере — многое множество... Когда взошло солнце, полки сошлись. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью”.
Автор обращается к свидетельству очевидца: “видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь князю Александру”, и продолжает рассказ: “...и победил Александр врагов с помощью божьей и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху: и некуда было тем бежать”.
Эта победа принесла Александру Невскому великую славу. Автор восхищается князем, приписывает ему лучшие человеческие качества: он красив, силен, премудр, храбр.
Часто автор жития обращается к библейским мотивам: в изображении битв и побед Александра он видит божественное предначертание, в портрете князя подчеркиваются черты сходства с персонажами священного писания. Красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — силе Самсона, премудрость — Соломона, храбрость — римского императора Веспасиана.
Особой торжественностью и лиричностью пронизана заключительная часть жития — рассказ о смерти князя. На обратном пути из Орды Александр Невский заболел и вскоре умер. Завершается повесть рассказом о “дивном” и “достойном памяти” чуде, совершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку “прощальную грамоту”, то он сам, словно живой, протянул руку и взял грамоту у митрополита. Автор предается скорби и печали по поводу смерти князя: “О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали”.
Вплоть до XVI века “Житие Александра Невского” являлось своего рода образцом для изображения русских князей.
Вопросы и задания для учащихся
По Житию Александра Невского
Образ Александра Невского - это образ идеального князя и воина, наделённого всеми необходимыми положительными чертами, как духовными, так и физическими. Какими художественными средствами достигается такая картина?
Почему автор “осмелился описать житие святого князя Александра сына Ярославова, внука Всеволодова”? Расскажите, что побудило автора “поведать о святой, и честной, и славной жизни его”?
Какие слова в тексте наиболее точно отражают рождение князя и его деяния в будущем? Как это сопоставляется с библейской историей? Какими эпитетами наделяется князь Александр?
Какие сопоставления и “уподобления” возвышают князя Александра до библейского героя?
Какие указания на помощь свыше убеждают в особом покровительстве Александру божественных сил? Приведите примеры из текста о явлении Бориса и Глеба, об избиении шведов ангелами за рекой Ижорой, о помощи Божьей в сражении на Чудском Озере.
Особое место в произведении занимают образы простых людей. Как их изображает автор?
Древнерусская литература 11- первой трети 12 веков.
Русские летописи. Первые русские летописцы. Нестор. Древнейшая летопись “Повести временных лет”. “Поучение” Владимира Мономаха.
Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести “Поучение детям” Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.
Древнейшая из дошедших до нас летописей – “Повести временных лет”. Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком – отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В “Повести временных лет” рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.
Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. И всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.
Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными – историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.
Вопросы и задания для учащихся
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных Вами тем:
1. Представьте, что Вы летописец, и напишите рассказ о каком-нибудь событии, которое произошло недавно или происходит сейчас в нашей стране.
2.. Начните писать историю вашей родословной (откуда произошли и чем занимались ваши предки, во время каких исторических событий жили они и пр.)
“Поучения” Владимира Мономаха.
Владимир Мономах был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком “большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве”.
В Ипатьевской летописи читаем: “Преставися благоверный князь, христолюбивый и великый князь всея Руси, Володимеръ Мономах…”
“Поучение” Владимира Мономаха обращено к его детям. Автор “выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время - это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах”.
“XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано “Поучение” сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов.
По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).
В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…”
“Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености” - вот итог разговора о “Поучении Владимира Мономаха”, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума, оставившего важные гуманные советы молодому поколению.
Вопросы и задания для учащихся
По “Поучению” Владимира Мономаха
Что Вы можете сказать об авторе данного произведения?
Выделите основные наставления Владимира, выявите, какие примеры он приводит из своей жизни.
Найдите отрывки в тексте, характеризующие князя Владимира как человека.
Как Вы уже поняли, “Поучение” - жанр наставления отца к сыну. Какие идеи “Поучения” актуальны сегодня? Почему? Подумайте, какое наставление дали бы Вам родители?
Напишите своё “Поучение”, адресованное младшим школьникам, вашим одноклассникам или младшим братьям, сёстрам.
Древнерусская литература 14-16 веков.
“Повесть о Петре и Февронье Муромских”.
Внимание к личности, гимн любви и верности.
“Повесть о Петре и Февронии Муромских” — одно из самых поэтических произведений древнерусской литературы о любви, преданности и самоотверженности.
“Повесть о Петре и Февронии изобилует фольклорными мотивами:
1) змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной, которая выпытывает у него, от чего ему может приключиться смерть,
2) чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает,
3) мудрая дева, говорящая загадками и отводящая неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, предъявляемыми с ее стороны,
4) чудесные превращения, вроде превращения в нашей повести хлебных крошек в ладан, 5) при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка.
Сюжет повести в значительной степени использован в известной опере Римского-Корсакова “Сказание о граде Китеже”, — пишет Н. К. Гудзий.
Известно, что “Повесть о Петре и Февронии Муромских” сохранилась во множестве списков, это напомнит множество вариантов народных сказок и наведет на мысль о близости повести к фольклорным произведениям.
Вопросы и задания для учащихся
По «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Что такое повесть как жанр литературы?
Что такое древнерусская повесть?
Какие особенности повести вы можете отметить по данным определениям? Какие специфические особенности древнерусской повести можно выделить?
Как понималась любовь к человеку и к Богу в средневековье, как изображали её древнерусские писатели?
Какие фольклорные мотивы и образы используются в произведении?
Почему это произведение нельзя назвать “житием” в средневековом смысле этого слова?
Чем отличается образ мудрой женщины княгини Ольги (“Повесть временных лет”) и княгини Февронии?
С какого момента начинается описание жизни князя Петра? А Февронии? Какой житийный элемент отсутствует в их жизнеописании? Почему, как вы думаете, нет рассказа о детстве героев?
Присутствует ли в произведении описание чудес, совершенных Петром, кроме победы над змеем?
В чем проявляется мудрость Февронии? О чем говорит тот эпизод, когда крошки хлеба превращаются в ладан и смирну?
Как называет автор героев “Повести о Петре и Февронии Муромских”, при помощи каких эпитетов их характеризует? Выпишите эти эпитеты. Соответствует ли такой способ характеристики героев житийным канонам?
Найдите в тексте произведения повествование о змее и о том, как Петр победил его при помощи Агрикова меча. Что дало возможность Петру победить змея? Кем был юноша, явившийся ему в церкви? Насколько это характерно для жанра жития?
Найдите описание чудес, совершенных Февронией. О чем это говорит?
Каковы особенности композиции “Повести о Петре и Февронии Муромских”? Соответствует ли она канонической композиции жития?
Литература 17 века. Смутное время.
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
“Повесть о Шемякином суде”.
Это произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.
В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень. Судья принимает его за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.
П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык.
Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.
Вопросы и задания для учащихся
По «Повести о Шемякином суде»
Какие нравственные вопросы ставит и как решает автор повести “Суд Шемякин”?
Что общего в художественном строе повести “Суд Шемякин” вы отмечаете:
- с русской сатирической народной сказкой о неправедном судье;
- волшебной сказкой “о мудрых отгадчиках”.
Как композиция повести способствует раскрытию ее идейного содержания?
Почему повесть “Суд Шемякин” относится к сатирическому жанру?
Читая и размышляя над повестью “Суд Шемякин”, вы говорили о комическом, вспоминали сатиру. Как вы считаете, какое начало является более важным в повести: комически - обличительное или веселое настроение, с каким рассказана эта история.
Перечислите всех героев повести. Какие эпитеты, метафоры, сравнения помогают лучше понять каждого из них? Запишите их в тетрадь.
Разделите повесть на части, озаглавьте их.
В тексте повести нет точных географических названий (“В некоих местах…”, город, “некоего села ...”). Почему?
Литература для учителя.
Древнерусская литература: Книга для чтения. 5 – 9 кл. / Сост.: Е. Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993. – 320 с.(Круг чтения: Школьная программа) .
Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времён до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352с.
Злато слово. Век XII / Сост., предисл. и вступ. ст. Н. С. Борисова. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 461 с.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе – М., МИРОС , 1992, 256 с.: ил.
История русской литературы 11 – 17 веков. / Под ред. Д.С. Лихачёва. 2-е изд. – М., 1985
Литература древней Руси: Биобиблиографический словарь/Сост. Л.В. Соколова; Под ред. О.В. Творогова. –М.,Просвещение,1996,240 с.: ил.
Лихачёв Д.С. Великое наследие классических произведений литературы древней Руси. – М., 1975
Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. – ВО “Наука”, Новосибирск, 1994
Литература для ученика.
Древнерусская литература: Книга для чтения. 5 – 9 кл. / Сост.: Е. Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993. – 320 с.(Круг чтения: Школьная программа) .
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе – М., МИРОС , 1992, 256 с.: ил.
Злато слово. Век XII / Сост., предисл. и вступ. ст. Н. С. Борисова. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 461 с.